МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ

Пелина Валентина
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

-Представить педагогам одну из форм проведения опытно –экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

-Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Автор: Пелина Валентина Ивановна – воспитатель

Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ.

Содержание:

1. Характеристика и виды экспериментирования в ДОУ

2. Определение понятия детское экспериментирование.

3. Совместное проведение экспериментирования.

4. Выводы.

5. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своё м мастер-классе: «Умная сова». Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка. Главное достоинство игр-экспериментов заключается в том, что в процессе экспериментирования дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы. Китайская пословица гласит: «Расскажи-и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Со второй группы раннего возраста (2-3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину и форму. В младшей группе (3-4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. Экспериментирование в средней группе (4-5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя экспериментирование в старшей группе (5-6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно- исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Эксперименты классифицируются:

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

-опыты с растениями;

-опыты с животными;

-опыты с объектами неживой природы;

-опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения:

-в групповой комнате;

-на участке;

-в лесу, в поле и т. д.

По количеству детей:

-индивидуальные (1-4 ребенка);

-групповые (5-16 детей0;

-фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

-случайные;

-запланированные;

-поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру познавательной деятельности :

-иллюстративные 9детям все известно, и зксперимент только подтверждает знакомые факты);

-поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

-решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории:

-демонстрационные (в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами);

-фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей). Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования.

Оборудование для экспериментирования в ДОУ:

-уголок природы с разнообразными комнатными растениями

-специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

-природный материал (камешки, песок, семена)

-прочие материалы (лупы, термометры, весы)

-домашний огород

-дидактический материал

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой

науки, давайте скажем, что такое эксперимент. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент- значит выполнять какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Уважаемы коллеги, хотела спросить у вас, какой структуры вы придерживаетесь в организации проведения экспериментов?

- определение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- непосредственное проведение эксперимента;

- обобщение полученных данных;

- вывод.

Молодцы! Мы познакомились с понятием эксперимент и приступаем к путешествию. Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно. А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Девочка смешная, шкода

Спокойствия мишке не даёт,

А он ей всё прощает,

От досады чуть ли не ревёт.

-Вы узнали героя этой сказки?

-Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь» (звучит мелодия из мультфильма)

-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку находится озеро. Она подошла поближе и увидела, что в нем распускаются красивые цветы-лотосы. И ей захотелось посмотреть поближе. Проведём эксперимент Опыт «Цветы лотоса»

Цель: формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Для эксперимента понадобится:

1. Бумажные цветы (лотосы)

2. Простой карандаш

3. Таз с водой

Сначала мы сделаем эти цветы. Для этого на шаблонах цветов мы карандашом закрутим каждый лепесток к центру. Опустите их в свой водоем (таз с водой) и немного подождем. Через небольшое количество времени, цветы распустятся. (ответы детей)

Вывод: это происходит по тому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Маша долго любовалась красивыми цветами, и проголодалась. В кармане у нее было два апельсина. Один себе, а другой она приготовила своему другу медведю. Пока она чистила себе апельсин, другой выпал из кармана и упал в озеро. Машу это очень расстроило, и она свой почищенный апельсин тоже бросила в воду. И что же она увидела? Один апельсин утонул, а другой находился на воде.

-Давайте поможем Маше понять – почему так?

Опыт-(Чудесный апельсин)

Цель: эксперимент, позволит доказать, что в кожуре есть воздух.

Для эксперимента понадобится:

1. Прозрачный таз с водой

2. Два апельсина (один из которых почищенный)

Ход:

Апельсин положили в воду: оказалось, что апельсин не тонет, а плавает в воде. Этому есть объяснения, в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды. Затем мы очистили апельсин, опустили в воду и стали наблюдать. Он утонул, потому что без кожуры апельсин тяжелее воздуха.

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: в кожуре апельсина содержаться пузырьки воздуха, поэтому апельсины в кожуре не тонут.

Воспитатель: - Посмотрев на это, Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Миша. Он подарил Маше мыльные пузыри. Маша с удовольствием играла и надувала пузыри получался то маленький, то большой пузырь. И тут Маша вдруг задумалась. А как же получаются такие красивые мыльные пузыри и почему они пустые внутри. Почему же так происходит?

-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.

Опыт «Надувание мыльных пузырей»

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Ход: зажимаем пальцем у основания соломинки, опускаем соломинки в мыльный раствор и надуваем пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Почему это произошло?

Мыльный раствор бывает 2 видов, один готовый, который имеется в продаже, другой домашнего приготовления который состоит из мыльного средства.

Вывод: В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.

Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций! А сейчас мы подведём итог, у кого оказалось больше цветочков, тот и является самым смелым экспериментатором.

Уважаемые коллеги:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

2. Полезна ли была вам информация мастер – класса?

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

В: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет, Как детский организовать эксперимент.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группеОпытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группеОпытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группе Цель мероприятия:познакомить детей со свойствами бумаги. Задачи: - знакомить детей с одним из способов исследовательского поведения - сравнение.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии»Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воды в твердом состоянии" Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет)Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет) В умывальной комнате также проводили опытно-экспериментальную деятельность с целью представления детям о том, что в помещении вода появляется,.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «В лаборатории молока» ПредисловиеОднажды в школе на родительском собрании я получила контрольную работу своей дочери. За один пункт мне стало стыдно по-настоящему.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица» Опыты несомненно помогают увидеть и изучить получше этот мир. Если описывать словами какое-то явление, ребенку будет непонятно и не интересно.

Познавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группеПознавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе Пояснительная записка. Познавательная активность у детей младшего.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Библиотека изображений:

Публикация Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Пелина Валентина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 22 марта 2020 в 17:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД