МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница водица»

ирина павлова
Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница водица»

Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи.

Познавательные: формирование навыков постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; стимулировать желание экспериментировать.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Волшебница водица“» размещена в разделах

Оборудование: глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, сахар, песок, молоко, бусинки, ватные диски, воронка, салфетки, кувшин с водой.

Методы и приемы:

Организационный момент;

Художественное слово;

Уточнения, опросы, игровые приемы;

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей : дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Предварительная работа:

1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.

2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.

3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.

4. Чтение художественной литературы Т. А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»

5. Наблюдение за водой во время прогулок.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, желание заниматься исследовательской деятельностью.

Ход образовательной деятельности:

часть. Вводная

Воспитатель:

– Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с гостями поздороваемся.

Для того чтобы много узнать, нужно быть внимательными, слушать друг друга.

Воспитатель показывает глобус.

- Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода).

Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».

Воспитатель:

- Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

Словесная игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

- А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

Игровое упражнение «Волны»

- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны, налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз, подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась, стих ветер (водная гладь спокойная).

- Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.

Я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Град.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).

- А как человек использует воду?

Воспитатель предлагает детям речевую игру «Для чего нужна вода…».

(Ответы детей : люди пьют воду, варят суп, моют овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения. Чтобы не засохли. Вода нужна рыбам. Для стирки одежды и мытья посуды.)

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами будем экспериментировать с водой.

- Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы – юные исследователи».

Давайте повторим правила безопасности при работе:

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Итак, ребята, так как мы с вами исследователи, соответственно мы считаемся учеными. А одно из любимых занятий всех ученых – это проведение опытов и эксперименты, словно фокусы, помогают узнавать ученым больше обо всех вещах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода, о ее свойствах

II часть: Опыты

Опыт №1 «Узнаем какая вода».

Вода прозрачная? Убедимся.

В двух стаканах налито: вода и молоко. Воспитатель спрашивает, какого цвета молоко? (ответы детей) Какого цвета вода? (ответы детей) Убедимся, что вода прозрачная, а молоко – нет. Поиграем в прятки: в стакан с молоком и водой дети опускают разноцветные бусинки различной геометрической формы.

Вывод: Вода прозрачная жидкость, молоко – нет.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей.)

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). Если поставить предметы на стол, подбросим их, изменят ли они свою форму? (Ответы детей.) А имеет ли форму вода? Для этого каждый из вас наполнит емкость, стоящую на столе водой. (Емкость у детей разной формы.) Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт №3 «Вода - растворитель»

А теперь давайте попробуем растворить в воде муку, песок и сахар. Дети выполняют это задание.

Вывод проводится каждым ребенком индивидуально: сахар растворяются в воде полностью, мука – растворяется частично, песок – не растворяются.

Физкультминутка

Очень всем нужна вода,

Делай раз и делай два.

Звери из ручья попили.

Встали, тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столам для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей.)

Опыт №4 «Фильтрование воды»

Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей.) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. А можно ли очистить эту воду? С помощью чего? (Фильтра.) фильтры бывают разные. Мы сейчас изготовим самый простой фильтр: возьмем воронку, ватный диск, емкость для воды и пропустим ваши растворы (Дети берут стаканчики с водой, в которых растворили: муку сахар, песок). После того, как дети пропустят раствор через фильтр, каждый делает вывод.

Вывод:

- От сахара воду с помощью фильтра очистить нельзя. Ватный диск не поймал частицы сахара. Вода сладкая на вкус.

- От муки воду с помощью фильтра очистить нельзя: вода мутная. На ватном диске много частичек муки.

- От песка воду очистили не до конца, хотя фильтр поймал очень много песка. Если раствор еще несколько раз пропустить через фильтр, то вода очистится.

Общий вывод: если человек попал в условия, где нет чистой воды. Воду можно очистить с помощью ткани, сложенной в несколько раз, а после прокипятить. То такую воду можно использовать для питья.

Послушайте стихотворение о воде.

Вода - всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состояние полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится, может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Итог занятия:

Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о воде. Какая бывает вода? (Ответы детей.) Правильно вода не имеет запаха, не имеет формы, прозрачная, жидкая, может растворять.

Список используемых источников:

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Людмила Николаевна Прохорова (Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2008. — 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника.).

2. https://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875 Светлана Олегова: Берегите воду

3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / составители Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина, 1999-224с.

4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста : Методическое пособие. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128с

5. Соболева О. Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

6. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5 лет «Лимонные загадки» Конспект познавательного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) «Лимонные загадки» Автор разработчик: Журавлева Светлана Викторовна.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй средней группе «Волшебница-водица» Воспитатель: Овсянникова Людмила Павловна Реализация содержание программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное.

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» Консультация для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» Детство – это.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Страна чудес» Конструкт занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников. Тема: «Страна чудес» Цель: Развитие познавательных.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дома. Консультация для родителей В каждом маленьком ребенке и мальчишке и в девченке, есть по двести грамм взрывчатки или даже пол кило….и поэтому в каждом маленьком человечке.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСОпытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вода волшебница» в старшей группеОпытно-экспериментальная деятельность «Вода волшебница» в старшей группе В рамках проекта «Чудеса во круг нас», была проведена опытно –экспериментальная деятельность на тему «Вода волшебница». С детьми в старшей.

Опытно-экспериментальная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Егорова Людмила Геннадьевна Воспитатель ГБОУ СОШ.

Педагогический проект «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Министерство общего и профессионального Образования Свердловской области Управление образования Невьянского городского округа Муниципальное.

Публикация Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница водица» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ирина павлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница водица»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 22:11
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД