МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы «Огород на подоконнике»

карабасова людмила
Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы «Огород на подоконнике»

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫТЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ДЕТСКИЙ САД «ГАРМОНИЯ»

Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы «Затейники»

«Огород на подоконнике»

Подготовили:

Карабасова Л. В.

воспитатель

Вытегра,2021

«Что посеешь, то и пожнёшь»

«Как потопаешь, так и полопаешь»

1. Введение:

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы „Огород на подоконнике“» размещена в разделах

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - в условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.

2. Актуальность проекта:

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.

3. Цели и задачи, ожидаемые результаты:

Цель:

-Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

-формировать у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях

Задачи:

- Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.

- Расширять представление детей о жизни растений.

- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

- Участвовать в посильной экспериментальной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к растениям.

- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

- Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Получение знаний детей о жизни растений.

• Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

• Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

• Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

• Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

4. Аннотация проекта:

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: Дети, родители и воспитатели группы.

Продолжительность: краткосрочный

Сроки реализации: март-май

5. Этапы реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с 1 апреля по 25 мая.

1. Подготовительно-проектировочный этап (с 1 апреля по 12 апреля)

-беседы с детьми (Выявление знаний детей о растениях)

-сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы,поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки)

-приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена)

2. Практический этап (с 12 апреля по 17 мая)

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:

-беседы

-опыты

-эксперименты

-творческая деятельность

- проведение НОД «Мир комнатных растений»

-рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок

3. Обобщающе – результативный этап (с 17 мая по 25 мая)

- подводятся итоги

- презентация для участия в конкурсе

-итоговая беседа

6. План мероприятий:

– 1 этап – подготовительно- проектировочный этап

- приобретение атрибутов для огорода (дети, воспитатели, родители)

- Разучивание пословиц, поговорок, загадок об овощах и фруктах (дети, воспитатели)

- Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» «Отгадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний» (дети, воспитатели)

-Рассматривание иллюстрации, картинки с изображением овощей и фруктов (сравнивали их по цвету, форме, размеру) (дети, воспитатели)

- Раскрашивание картинок овощей и фруктов (дети, воспитатели)

- Рассматривание семян разных растений (дети, воспитатели)

- Беседы: «Где растут овощи» ; «Что такое огород»; «Что растёт на огороде»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; «Где живут витамины»; «Для чего растениям нужны семена»; «Где найти витамины зимой»; «Что нужно растениям для роста»; «Кто и как ухаживает за растениями»; «Что готовят из овощей» (дети, воспитатели)

-Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых» (Дети, воспитатели)

-Чтение стихов: Ю. Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растёт на огороде», Б. Заходер «Помидор», Т. Волина «Удивительный огород», Э. Гордон «Дети земли», Н. Томилина «Веселый огород», М. Дружинина «Фрукты и овощи», Н. Анишина «Овощной спор» (дети, воспитатели)

-Физкультминутки, пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Созрели овощи на грядке», «Огород», «Овощи», «Корзина с овощами» (дети, воспитатели)

- Сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин» (дети, воспитатели)

-2 этап – Практический этап

Опыты и эксперименты :

1 опыт - Нужны ли растениям вода, тепло и свет?

ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений (вода, свет, тепло)

МАТЕРИАЛ: 3 стаканчика, вода,3 луковицы

ХОД: Три луковицы поместили в разные условия:

Первая - имела воду и свет,

вторая - только воду,

третья - только свет.

Пометили стаканы знаками.

Вторую луковицу накрыли банкой и стали наблюдать, время от времени поднимая банку.

Но изменения произошли после выходных: у двух луковиц появились корни, причем длиннее, чем у второй: под банкой не было света, но было тепло.

Затем под банкой появились первые перья, позже - у первой. Третья луковица - без изменений.

И вот уже можно сравнить результат: у второй луковицы - перья больше, но они бледные, им не хватало света, значит, не вырабатывалось зеленое вещество - хлорофилл, а без него растение бледнеет и рано или поздно умирает. Луковица без света и воды осталась без изменений.

ВЫВОД: растениям для роста необходимы свет, вода и тепло.

Опыт 2. Нужна ли растениям почва?

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.

МАТЕРИАЛЫ: 2 стакана, зерна овса, земля, опилок.

ХОД: Зерна овса посеяли в землю и опилки. Поливали и наблюдали. В стакане с землёй зёрна взошли быстрее и лучше.

ВЫВОД: растениям нужна почва. Поэтому семена будем сажать в землю, поставим на солнышко и будем поливать.

Опыт №3. Что же происходит с растениями в почве, как появляются ростки?

ЦЕЛЬ: учить детей замечать изменения, которые происходят с растениями, развивать наблюдательность.

МАТЕРИАЛЫ: горох, вода, вата, перчатка.

ХОД: чтобы разобраться в этом, горох поместили на смоченную водой вату, чтобы она не сохла, положили ее в перчатку и оставили на свету.

Через пару дней заметили, что из набухших горошин проклюнулись корешки. Затем появились стебельки с почками.

Когда мы обнаружили листочки, решено было посадить ростки в землю. Горох в почве рос не равномерно, но один саженец удивил нас цветком, а затем и стручком.

Опыт №4. А как прорастают другие семена?

ЦЕЛЬ: учить детей замечать изменения, которые происходят с растениями, развивать наблюдательность.

МАТЕРИАЛЫ: вода, вата, перчатка, семена тыквы, гороха, подсолнечника, боба, фасоли.

ХОД: чтобы разобраться в этом вопросе, поместили в перчатку разные семена, каждый в свой "домик". Наблюдение показало, что семена гороха и боба проросли, а семена подсолнечника, тыквы и фасоли испортились. Проросшие семена посадили в землю.

Опыт №5. Наблюдение за прорастанием овса.

ЦЕЛЬ: наблюдение за процессом прорастания побегов из зёрен овса.

МАТЕРИАЛЫ: коробочка от диска, земля, вода, зёрна овса.

ХОД: зёрна овса поместили в коробку от диска вместе с землёй.

Помещенные в коробочку от диска зёрна было интересно поливать из шприца. Проросло одно зерно, но было видно весь процесс.

Свои наблюдения дети фиксировали в дневнике наблюдения.

Творческая деятельность детей :

- рисование овощей

-аппликация «Овощи и фрукты в корзинке» (коллективная работа)

Проведение НОД «Мир комнатных растений»

3 этап – Обобщающе – результативный этап

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Ребенок приобрел новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольник познакомился со строением лука, полезными свойствами, наблюдал рост лука. Расширился кругозор и мыслительная деятельность ребенка. Сам процесс и результат проекта принёс ему удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. При завершении проекта была создана презентация.

7. Выводы:

В процессе работы над проектом дали детям понятие о том, что мы люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих.

Как показали поставленные нами задачи, мы:

- Сформировали у детей представление о росте культурных растений, умение выращивать рассаду овощных культурных растений.

- Вели наблюдения, отображали в календаре наблюдений.

- Обогатили знание детей, о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).

- С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.

- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними, сформировали умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, воспитывая бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей. Узнали, что такое забота и ответственность.

8. Литература.

- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А. К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение,1991. С. 90-121

- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 208 с.

- Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа /С. Н. Николаева. И. А. Комарова. – М. : Гном и Д., 2005.

- Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г. С. Швайко – М. : ВЛАДОС, 2000. – 160с

- интернетресурсы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы "Разноцветная поляна" Цель: Создать условия для развития интеллектуальных способностей, внимания, мышления детей в разных видах деятельности.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыты с водой и снегом»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыты с водой и снегом» Экспериментирование учит детей наблюдать и делать выводы,развивает мышление и внимание. Простые опыты вызывают у детей неподдельный интерес,что.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность «Путешествие во времени — от зерна до хлеба» в старшей группеОпытно-экспериментальная деятельность «Путешествие во времени — от зерна до хлеба» в старшей группе Цель: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем» Цель: выявить уровень разложения отходов. Оборудование: пластиковые емкости с крышками 7 штук, грунт, предметы для исследования (кора.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица» Опыты несомненно помогают увидеть и изучить получше этот мир. Если описывать словами какое-то явление, ребенку будет непонятно и не интересно.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?»Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?» Ведущая образовательная область: познавательное развитие Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы «Огород на подоконнике»
Опубликовано: 27 августа 2021 в 14:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД