Лучший педагог года

Опытная работа развития исследовательских способностей у детей 5–6 лет

Ряполова Мария
Опытная работа развития исследовательских способностей у детей 5–6 лет

I этап: Констатирующий эксперимент.

Цель этапа: выявить исходный уровень сформированности исследовательского поведения у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать и развивать исследовательскую деятельность на основе математического материала.

II этап: Формирующий эксперимент.

Публикация «Опытная работа развития исследовательских способностей у детей 5–6 лет» размещена в разделах

Цель этапа: на основе выделенных условий к организации процесса исследования, а также результатов констатирующего эксперимента спроектировать и провести работу, направленную на формирование навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе ознакомления с величинами и их измерением.

III этап: Контрольный этап исследования.

Цель этапа: определить уровень сформированности исследовательских способностей старших дошкольников после проведения формирующего эксперимента.

1. Констатирующее исследование.

Его цель: выявить исходный уровень сформированности исследовательского поведения у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать, и развивать исследовательскую деятельность на основе математического материала.

Задачи констатирующего исследования :

1. Провести диагностику уровня сформированности исследовательских способностей.

2. Обобщить полученные результаты.

3. Установить типичные затруднения, которые испытывают дети при овладении навыками и умениями исследовательской деятельности.

4. Наметить основные пути преодоления выявленных затруднений и совершенствования методики обучения проведению исследований старшими дошкольниками.

Место и сроки проведения исследования : г. Старый Оскол МБДОУ № 42 «Малинка», старшая группа № 10.

Методы исследования : наблюдение, индивидуальный опрос, анализ деятельности детей, метод математической обработки данных.

Содержание исследования :

Детям были предложены задания:

Задание 1.

Цель: проверить уровень сформированности умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы, предположения.

Соглашаясь с мнением А. И. Савенкова, что «исследовательская деятельность – это творческая деятельность, которая имеет свою специфику» [37], мы не требуем от ребенка ясного, словесного оформления проблемы, достаточно ее общей, приблизительной характеристики. Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность к фактическим материалом; она должна быть обоснованной, указывающей на путь исследовательского поиска. Однако, мы согласны с точкой зрения А. И. Савенкова [41], что для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше».

Оборудование: карточки с изображением Медведя, Лисы и Зайца; изображения окон в доме каждого из животных; карточка прямоугольной формы, обозначающая отрез ткани.

Задача 1. Проверить уровень сформированности умения видеть проблему.

Формулировка задания: трое друзей – Медведь, Лиса и Заяц, отправились в магазин «Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань. Но ее осталось немного. Как узнать, на чье окно можно сшить шторы из ткани?

Дети предлагают свои варианты.

Задача 2. Проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Формулировка задания: ты определил на чье окошко можно сшить шторы из этого отреза ткани. А что можно бы сшить каждому из друзей из этой ткани?

Задание 2.

Цель: проверить уровень сформированности умения задавать вопросы.

Оборудование: карточки с изображением деревьев, кувшинов, 3 мальчиков разного роста.

Формулировка задания: посмотри внимательно на карточки, ты видишь на них разные предметы. Пожалуйста, задай мне как можно больше вопросов, глядя на эти карточки.

Если ребенок затрудняется или ограничивается 1 – 2 вопросами, ему можно помочь, подсказав, что вопросы могут быть самыми разными и необычными.

Задание 3.

Цель: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать.

Оборудование: 2 полоски – ленточки, например, желтого цвета, разные по длине; 2 условные мерки – белая и красная, разной длины.

Формулировка задания: наши знакомые Медведь, Лис и Заяц собрались в гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты. Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать, наши друзья не знают. Посмотри внимательно на ленты. Как ты думаешь, одинаковой длины они или нет? Давай проверим твои предположения с помощью мерок (ребенку предлагается измерить одну ленту белой меркой, другую – красной). Сколько раз уложилась по длине первой ленты белая мерка? А по длине второй ленты – красная мерка? Как ты думаешь, почему получились разные числа? Как убедиться, что ленты одинаковой длины?

Задания 4.

Цель: определить умение проводить эксперимент с реальным объектом, проверить умение делать выводы и умозаключения.

Задача 1. Определить умение проводить эксперимент.

Оборудование: пианино, кубик, карандаш, кружка, лист бумаги, мяч, веревка, кирпичик.

Формулировка задания: предположим, что некоторое время музыкальные занятия будут проходить не в музыкальном зале, а в группе. Для этого нужно переставить пианино из зала к нам в группу. Единственное свободное место в группе между двух окон. Как узнать, войдет ли пианино на это место? Если дети затрудняются, подтолкнуть их к выводу, что можно было бы попробовать поставить на выбранное место, но это трудно и неудобно. Как еще можно проверить? Обратить внимание ребенка на предметы, которые лежат перед ним. Можно помочь ребенку, подсказав, что, используя некоторые из имеющихся предметов, можно проверить, войдет ли место пианино. Как это сделать? Какими предметами удобнее воспользоваться? Что нужно сделать?

Задача 2. Проверить умение делать выводы и умозаключения.

Формулировка задания: ты измерил пианино с помощью разных предметов. Какой результат у тебя получился? Какими предметами было удобнее пользоваться? Почему? Зачем нужно было измерять пианино и то место, куда хотели его поставить?

Степень самостоятельности ребенка не этапах проведения исследования оценивалась по результатам наблюдения за деятельностью детей в процессе осуществления данной деятельности.

Для количественной обработки материалов была использована 3-бальная система. Использование математических расчетов дало возможность достаточно точно и объективно определить уровни сформированности исследовательских умений старших дошкольников, а также четко фиксировать их продвижение в знаниях и умениях.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Дидактические игры и пособия для развития сенсорных способностей детейДидактические игры и пособия для развития сенсорных способностей детей «Волшебные мешочки». Мешочки изготовлены из ткани, с разными наполнителями. Каждый мешочек будет издавать свой, неповторимый звук. Также.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4-5 лет «Чудо паровоз» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Игры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими рукамиИгры для развития сенсорных способностей детей 2–3 лет своими руками Развитие сенсорных действий ребенка составляет одну из ведущих линий умственного развития детей раннего возраста. Очень важно формировать.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей»Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей» Часто родители задают нам, педагогам вопросы : «Когда нужно отдавать ребенка в музыкальную школу?», «Когда начинать изучать языки?», «Когда.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытная работа развития исследовательских способностей у детей 5–6 лет
Опубликовано: 30 марта 2023 в 09:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытная работа развития исследовательских способностей у детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ряполова Мария на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД