Папки-передвижки

Опыт реализации проекта «Веселая грядка. Наша маленькая жизнь» в условиях социального центра

Изотова Анна
Опыт реализации проекта «Веселая грядка. Наша маленькая жизнь» в условиях социального центра

А. В. Изотова,

педагог-психолог стационарного отделения 2

ГБКУ АО «Архангельский ЦСПСиД»

Опыт реализации проекта «Веселая грядка» - «Наша маленькая жизнь»,

в условиях социального центра с детьми дошкольного

и младшего школьного возраста.

Публикация «Опыт реализации проекта „Веселая грядка, Наша маленькая жизнь“ в условиях социального центра» размещена в разделах

«Труд становится великим воспитанием, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможно жить человеку».

В. С. Сухомлинский

В современном мире все больший интерес детей привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине, где они выросли, в каких природных условиях. Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Проект «Веселая грядка» имеет большое практическое значение, данный проект малозатратный в финансовом плане, его можно реализовать в любом учреждении. Главное увлечь ребенка, показать ему, что ухаживать за живыми растениями и цветами, это очень интересно и увлекательно. И скорее всего, ребенок, получив такой опыт в раннем детстве, когда станет старше, не будет ломать ветки в парках и садах, рвать цветы на клумбах и топтать газоны.

Организаторы проекта поставили важнейшую задачу - ввести детей в мир природы, сформировать знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней. Это возможно, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладевать несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать за природой, видеть ее красоту. Вот на этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Данный проект позволяет : мотивировать детей к трудовой деятельности, вырабатывает социальную ориентировку, а также даёт дополнительные знания в цветоводстве, расширяет кругозор ребенка, помогает определиться с будущей профессией. Эти возможности могут быть осуществлены просто путем выращивания растений, а также цветов для клумб, за которыми будет осуществлен особый уход, так как вселяет надежду на счастливое будущее ребенка.

В зимний период, заглядывая в окно, видишь однообразную картину: белый снег, голые деревья, серое небо. Каждый ребенок ждёт долгожданные летние каникулы и представляет, как за окном распустятся почки на деревьях, заиграет светом теплое солнышко, расцветут прекрасные цветы. Но можно приблизить это время, если начать к нему готовиться заранее. Можно изучить разнообразие цветочных сортов, можно подобрать разные цветовые решения клумбы, можно продумать геометрию посадок. Чтобы время цветения началось раньше и было более продолжительным, нужно в зимний период начать выращивать на окне цветочную рассаду – это превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для трудовой терапии и воспитания, – причем круглый год. Именно этим и занимаются педагоги вместе с детьми в рамках проекта.

В нашем Центре воспитанники находятся круглосуточно, с утра до вечера. И именно здесь они могут научиться практическому взаимодействию с природой. Для этого у нас на территории Центра поставлена теплица, раскопаны клумбы, можно назвать, свой мини - огород. Огород в Центре является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического и трудового воспитания детей. Его наличие способствует контакту ребёнка с объектами природы, знакомит детей с сезонными изменениями, а самое главное, это возможность видеть результаты своей работы.

Этот проект реализуется в Центре уже третий год. За три года в нем приняло участие 55 детей в возрасте от 4 до 10 лет. В первый год мы высаживали небольшое количество культур: томаты, огурцы, зелень и петунии. В этом году у нас приобретено много посадочного материала: томаты, огурцы, перцы, тыквы, морковь, горох, зелень и разнообразие цветов.

Работа в рамках проекта осуществляется поэтапно.

Первый этап – организационный. Сначала приобретаем грунт, контейнеры, лейки, семена, удобрения и всё необходимое для высадки растений, садовый инвентарь.

Второй этап – познавательный. С детьми в группах рассматриваем иллюстрации, смотрим презентации, разгадываем загадки, играем в дидактические и настольные игры по данной теме.

Третий этап – практический. Он начинается в конце зимы. В феврале-начале марта высаживаем на рассаду: помидоры, перцы, петунию, астру. Это самый любимый период у детей, они самостоятельно выбирают горшочки, добавляют землю, сеют семена, а самое важное, у каждого ребенка есть возможность посадить свое растение, которое выбрал именно он, и теперь он будет ухаживать за ним и заботиться.

Четвертый этап – исследовательский. Проходит время, и наши сеянцы подрастают: в этот период дети имеют возможность наблюдать за развитием растений, как из маленького семечка зарождается жизнь : появляются первые листочки, подрастают и зацветают, запоминают их названия и признаки внешнего вида, приобретают навыки полива и ухода, осознают роль природы в жизни человека. Кроме того, это посильный совместный труд детей, который даёт возможность научить ответственности, способствует объединению детского коллектива, сохранению и укреплению здоровья ребят.

Пятый этап – практический (на открытом грунте). В мае начинается период высадки рассады в теплицу и на клумбу. Дети с удовольствием готовят почву, перекапывают, рыхлят, убирают сорняки. Весь период роста растений ребята ежедневно наблюдают, трудятся, любуются красотой своего огорода. Такая постоянная деятельность является методом экологического и трудового воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Труд в природе позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам.

Шестой этап – сбор урожая. В середине лета появляются первые плоды, созревают томаты, огурцы, зелень, и ребятишки с большим удовольствием все кушают. А красавицы-петунии распускаются и радуют всех вокруг.

Таким образом, благодаря проекту «Веселая грядка» дети

получили теоретические и практические знания и умения: познакомились с разнообразием цветочных культур, теперь они могут легко отличить петунии и бархатцы от астры и годеции, знают их особенности и внешние признаки. Ребята владеют знаниями об овощах, например, различают длинноплодные и короткоплодные огурцы, знают «что такое завязь?», «а что пустоцвет?», что томаты бывают не только красные, а желтые, да еще и разной формы (похожие на сердце, удлиненные или совсем малышки, обладающие сахарным вкусом, благодаря большому количеству солнца и тепла. Дети имеют представления о периоде роста растения, умеют ухаживать. Применяют на практике полученные знания: опрыскивают растения (для профилактики болезней, пересаживают (стараясь не повредить корневую систему, поливают по мере необходимости, но дети знают как важна влага для растения, вовремя убирают сорняки и удаляют лишние пасынки и листья, потому что они мешают росту и развитию растения, собирают урожай, стараясь не повредить основной стебель, и многое другое. Все дети стали замечать красоту вокруг Центра, проявляют эмоции восхищения и удивления от увиденного, а потом отражают их в своих творческих работах, рисунках. Еще один важный момент, что наши воспитанники научились взаимодействовать между собой, договариваться, уступать, не ссориться, помогать друг другу. Труд приносит детям радость, эмоциональное удовлетворение благодаря достигаемому результату и одобрению взрослых.

Участие в проекте, организованный труд дают огромные возможности для всестороннего развития ребенка, его движений и ощущений, памяти и воображения, наблюдательности, внимания и мышления, воспитания нравственных качеств.

Переживание положительных эмоций, опыт совместного труда, взаимопомощь, исследования и эксперименты в природе, получение новых знаний о живой природе - всё это «Веселая Грядка – наша маленькая жизнь»!

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Лето — это маленькая жизнь…»Фотозарисовка «Лето — это маленькая жизнь…» Летом на участке поселились ежи, вскоре у них появились малыши. Сначала они боялись приближаться к людям, а потом весело бегали между.

Фотоотчет «Лето — это маленькая жизнь!»Фотоотчет «Лето — это маленькая жизнь!» Фотоотчет "Лето 2021 - это маленькая жизнь!" Лето! Лето! Лето! Прекрасная пора! Какое разнообразие цвета и форм! Сколько ярких новых впечатлений.

Фотоотчет о реализации патриотического проекта во второй младшей группе «Наша армия сильна!»Фотоотчет о реализации патриотического проекта во второй младшей группе «Наша армия сильна!» Проблема нравственно-патриотического воспитания детей является одной из первостепенных для современного общества. Тема «Защитники Отечества».

Лэпбук по ПДД в условиях реализации проекта «Детства безопасные шаги»Лэпбук по ПДД в условиях реализации проекта «Детства безопасные шаги» Интерактивное пособие - лэпбук по ПДД в условиях реализации проекта «Детства безопасные шаги».Автор-составитель: Савельева Н. В. Лэпбук разработан.

Фотоотчет «Лето — это маленькая жизнь»Фотоотчет «Лето — это маленькая жизнь» Лето – страна вечного детства, в которой даже взрослые иногда чувствуют себя немножко детьми. Жизнь детей в нашем саду в летний период наполнена.

Фотоотчет «Лето — это маленькая жизнь»Фотоотчет «Лето — это маленькая жизнь» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я работаю в коррекционном детском саду, с июля мы всем коллективом дружно уходим в отпуск. А июнь стараемся.

Отчет о реализации краткосрочного проекта в средней группе «Вода — это жизнь»Отчет о реализации краткосрочного проекта в средней группе «Вода — это жизнь» Тип проекта: краткосрочный, информационно-исследовательский. Срок проведения: 19.03.-23.03.18г. Участники проекта: дети средней группы,.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт реализации проекта «Веселая грядка. Наша маленькая жизнь» в условиях социального центра (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Изотова Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт реализации проекта «Веселая грядка. Наша маленькая жизнь» в условиях социального центра
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 15:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД