Получи документы

Развитие речи и мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр посредством нетрадиционной техники изодеятельности

Галина Макеева
Развитие речи и мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр посредством нетрадиционной техники изодеятельности

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В дошкольном детстве мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Публикация «Развитие речи и мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр посредством нетрадиционной техники изодеятельности» размещена в разделах

Степень новизны Новизна состоит в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика; работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); работу с мелко нарезанной нитью (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…» Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Цель - создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Опыт работы по данному направлению опирается на требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Г. С.

В ходе работы выдвинуты :

Задачи:

-Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями

-Формировать навыки художественной деятельности.

-Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием, творческую активность, пространственное мышление, фантазию, память, звуковую культуру речи.

-осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

-Воспитывать аккуратность в продуктивных видах деятельности.

Свою работу по развитию речи начала с диагностического обследования состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми, я разбила на комплексы:

1. Пальчиковые игры.

2. Игры с предметами.

3. Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.

4. Развитие графической моторики.

5. Дидактические игры.

Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц – коза» и др.). Затем детям предлагаю игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками («Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Использование пальчиковых игр в процессе обучения позволило мне значительно повысить уровень обученности и качество знаний.

Родители являются первыми помощниками. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов : восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, — а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма. Они принимали активное участие в оформлении предметно-развивающей среды учебного кабинета, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий.

Актуальной формой взаимодействия с родителями определена совместная деятельность, где родители являются участниками образовательного процесса. Мною искались и внедрялись разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

- семинар - практикум;

- тематические консультации;

- выпуск памяток, информационных листков.

Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики положительно влияет на формирование познавательных процессов : восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем в обучении. Одним из главных условий, влияющим на качество образования является и профессионализм педагога, постоянная работа над повышением своей профессиональной компетентности.

В этом мне помогают:

- участие в методических мероприятиях;

- самообразование.

Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные мною педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.

Выводы.

Таким образом, пальчиковые игры действительно развивают речь, эмоциональные способности детей дошкольного возраста, способствует физическому развитию, формированию мелкой и крупной моторики. Комплексность заключается в интеграции обучения, игровой деятельности и физической активности. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных движений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, посредством якутских настольных игр» МБДОУ «Березка» Таттинский улус с. Ытык-кюель Варфоломеева Анна Серафимовна Воспитатель РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Конспект НОД по развитию мелкой моторики с применением нетрадиционной техники изодеятельности во второй младшей группе Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики во второй младшей группе с применением нетрадиционной.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством организации нетрадиционных игр с пальчиками» Мастер-класс родителей «Развитие мелкой моторики посредством организации игр с пальчиками» Провела: Строгонова Р. А. Прежде, чем начать.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук нетрадиционной формы» Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» Подготовила: Воспитатель Д. Н. Мордвинцева.

Презентация «Мастер-класс «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» Работая на младшей группе несколько лет, я заметила, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Нам хотелось бы начать с констатации.

Развитие мелкой моторики рук ребенка посредством использования якутских настольных игр Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР» Васильевой Анастасии.

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игрРазвитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Пальцы делают зарядку. Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке, Будут буковки писать.

Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребенка. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами пальчиковых игр «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком различных видов.

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи и мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр посредством нетрадиционной техники изодеятельности
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 10:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи и мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр посредством нетрадиционной техники изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Галина Макеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД