Папки-передвижки

Развитие познавательных процессов, творческого потенциала старших дошкольников через использование Тико — моделирования в ОД

Гулина Людмила Михайловна
Развитие познавательных процессов, творческого потенциала старших дошкольников через использование Тико — моделирования в ОД

Тема: «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».

Публикация «Развитие познавательных процессов, творческого потенциала старших дошкольников через использование Тико — моделирования в ОД» размещена в разделах

Мой опыт работы связан с технологией, использование которой в образовательной работе с детьми, на мой взгляд, способствует творческой самореализации детей, с использованием возможностей конструкторов нового поколения ТИКО и технологии «ТИКО-моделирования» в обучении и развитии детей подготовительной к школе группы.

ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Объёмного моделирования. Возможность использования этого уникального предметно-дидактического материала у меня появилась с вступлением нашего образовательного учреждения в национальный проект образование «Успех каждого ребенка».

Поподробнее хочется остановиться на причинах возникновения у меня идеи использования данной технологии. Изучая возможности разных видов наборов ТИКО, я настолько увлеклась этим процессом, что не могла не вовлечь в эту деятельность и детей своей группы.

Для меня актуальность технологии «ТИКО - моделирование» очень значима, так как, объединяя игру с образовательной деятельностью, она предоставляет мне возможность в игровой, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, решать целый комплекс задач, обеспечивая познавательное, социально-коммуникативное речевое, художественно-эстетическое развитие. Данная технология находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и моделированию, развития их нравственных, интеллектуальных, качеств и целевых ориентиров.

Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре одновременно реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Кроме этого, технология способствует становлению предпосылок учебной деятельности детей. Таких как, умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Понимая значимость, актуальность использования технологии, для себя я определила цель – развитие познавательного интереса, способностей, творческой самореализации детей, в процессе конструктивно – модельной деятельности посредством технологии ТИКО-моделирования.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

Задачи:

- стимулировать творчество и самостоятельность детей;

- развивать познавательные процессы : восприятие, память, воображение, мышление детей.

- развивать приемы умственной деятельности: (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение)

- развивать речь, художественно-эстетический вкус;

- развивать мелкую моторику рук детей;

- обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной, успешной адаптации детей в школе;

- формировать навыки сотрудничества детей, нас, педагогов и родителей как равных субъектов образовательного процесса.

Для создания системы работы по данной теме мной был разработан на каждый месяц подробный перспективный план использования технологии «ТИКО-моделирования», в котором были определены темы занятий по каждой образовательной области, задачи, конкретные действия и полученный результат этих действий. В соответствии с этим планом, на занятиях и в свободной деятельности детей, мной используются следующие формы и виды организации детской деятельности:

1. Конструирование по теме, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по образцу и замыслу.

2. Творческие задания.

3. Слуховые диктанты.

4. Самостоятельное составление схем детьми

5. Раскрашивание схем, в соответствии с образцом и др.

Так, например, при формировании математических представлений, дети, используя детали конструктора ТИКО, выполняли следующие задания:

По теме «Количество и счет»

Сконструируй цифру

Найди пару

«Выложи дорожку из квадратов»

Какой по счету, например красный квадрат и др.

В задании Сконструируй цифру дети не только составляли по схеме или самостоятельно цифру из различных деталей ТИКО, но и определяли –из каких геометрических фигур состоит цифра, и их количество, сами

В теме «Геометрические фигуры» использовались задания «Найди предмет», «Мастерская форм» и др.

«Ориентировка в пространстве» Дети, выполняя указания «Верхний левый угол», центр листа, на листе бумаги, располагают геометрические фигуры, или сами называют месторасположение фигур, которые разложили в произвольном порядке самостоятельно.

Для закрепления понятия «Величина» используются задания «Похож – не похож», «Умные квадраты», «Составь дорожку».

Работа над формированием логического, пространственного мышления проходит через анализ сконструированной фигуры и ее схемы, выполнение различных логических заданий и упражнений, в том числе и по рабочим тетрадям.

В развитии монологической и диалогической речи детей использую различные приемы, такие как составление рассказа об изготовленном персонаже, описание своих конструкций, прием составления звуковой схемы,

ТИКО-моделирование использую и в театрализованной деятельности (конструирование деталей декораций и персонажей для сказок, в игровой деятельности для режиссерских игр конструирование кукольной мебели, транспорт и т. д., в изобразительной деятельности – дети составляют красочные узоры и орнаменты.

Применяя технологию «ТИКО-моделирования в образовательной деятельности использую такие методы работы, которые позволяют каждому ребёнку двигаться в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. Это методы:

• проблемный;

• репродуктивный;

• поисковый;

• практический;

• игровой.

Как итог работы, в конце каждого месяца, в самостоятельной деятельности детей предлагаю им создавать любые конструкции в индивидуальной или совместной деятельности. Дети всегда с большим желанием и интересом откликаются на эти предложения. И по работам детей вижу результат использования технологии.

Результативность своей профессиональной деятельности по использованию «ТИКО– моделирования» оцениваю по показателям педагогической диагностики, и психологической диагностики познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Сравнительный анализ результатов диагностики развития познавательных процессов педагога-психолога и результатов педагогической диагностики свидетельствует об эффективности использования технологии «ТИКО-моделирования» в образовательной деятельности. Эффективность использования данной технологии отмечают и родителей воспитанников.

Практичесская значимость данного опыта работы для меня проявляется не только в конкретных образовательных достижениях воспитанников, но и в виде базовых характеристик их личностного развития : дети проявляют любознательность, часто задают вопросы нам, взрослым и сверстникам, способны к волевым усилиям и способны к принятию собственных решений, опираясь на свои практические умения и знания.

Свой опыт работы по данной теме применяю в разработке и реализации в нашем учреждении инновационного проекта по «Развитию познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника»Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника» В условиях современного мира, наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В рамках.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие речи дошкольников через использование пособия «Живая картинка»Развитие речи дошкольников через использование пособия «Живая картинка» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательных процессов, творческого потенциала старших дошкольников через использование Тико — моделирования в ОД (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гулина Людмила Михайловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательных процессов, творческого потенциала старших дошкольников через использование Тико — моделирования в ОД
Опубликовано: 19 августа 2023 в 20:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД