Папки-передвижки

Опыт работы по теме «Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста»

Кривенко Тарес
Опыт работы по теме «Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста»

ОПЫТ РАБОТЫ

Тема: «Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры и природного окружения дошкольного возраста»

Публикация «Опыт работы по теме „Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Автор опыта Кривенко Тарес Вильгельмовна. воспитатель МБДОУ «Подольский детский сад»

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход. Процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура, интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития дошкольников, использование дидактических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе.

Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд задачами. В дошкольном возрасте у детей только начинают появляться мышления, которое необходимо развивать. Дети, играя, часто и не подозревают, что осваивают какие-то знания. Обучение через игру способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Главное - заразить ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к предложенным играм, но и помочь понять, что играя можно многому научиться. И я поставила цель: формировать экологически ориентированное сознание у детей, с использованием дидактических игр.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «экология» для детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать дидактические игры детей, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном возрасте.

3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение в экологическом воспитании.

4. Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания.

5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей.

Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. Вначале его внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна. Так постепенно пробуждаю интерес к учебному предмету, включаю в работу подборку игр на развитие памяти, внимания, сообразительности.

Наряду с образовательными задачами решаю и воспитательные, они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

В процессе экологического образования дошкольников использую следующие виды дидактических игр :

- предметные;

- настольно-печатные;

- словесные;

- творческие.

Применяю различные предметы природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) Предметные игры : «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» использую с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы, а также учу детей обследовать, развивая сенсорику.

Настольно-печатные игры : лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр., систематизируют знания детей о растениях, животных, явлениях природы и они оказывают влияние на развитие логического мышления, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Игру использую как часть НОД или в любое свободное время: утром, на прогулке, во второй половине дня. В ходе работы применяю следующие виды технологий такие как:

- проектные методы;

- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга) ;

- использование компьютерных технологий;

- мультимедийные презентации.

Обязательно контролирую и руковожу процессом. Играя с детьми, на первом этапе я была активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, я сообщала одно правило. Правило это было несложным. В процессе повторения игры сообщала дополнительное правило. На втором этапе я руководила игрой уже со стороны. Не являясь активным участником игры. На третьем этапе, когда игровые правила и действия хорошо были усвоены детьми, они стали играть самостоятельно, я только наблюдала за действиями детей со стороны.

Работая над проблемой развития экологической культуры дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры.

Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, это не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

В рамках реализации этого условия был создан уголок «дидактические игры», в котором поместила разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.

Необходимо дать детям возможность проявлять в играх выдумку и инициативу, быть активными и самостоятельными. Дети смогут большего добиться в жизни, а их обучение в школе будет успешнее, если нам (взрослым) удастся создать у них уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать их достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.

Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний, о природе и его окружении. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.

.

Автор публикации:
Опыт работы по теме «Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 20:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД