Папки-передвижки

Опыт работы «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями»

Екатерина Боровко
Опыт работы «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями»

«Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Публикация «Опыт работы „Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями“» размещена в разделах

Социальное воспитание - это воспитание человечности, доброты, милосердия, гуманности, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Все эти качества следует формировать у детей как можно раньше. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры.

Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей к истокам народной культуры очень актуальна, так как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость, на недостаточном уровне знания детей о традициях.

Многие люди забыли о своих русских ценностях. Отмечается занятость родителей. Им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.

Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников через приобщение к особенностям национальной культуры и привлекать родителей, т. к. именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе.

Поэтому я определилась с темой своей работы «Социализация детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями»

Цель моей работы : становление основ ценностного отношения к собственным достояниям истории, гуманного отношения к людям, природе, окружающему миру.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные и музыкальные произведения (потешки, заклички, колядки).

4. Формировать социально активную личность, способную к самореализации, творческой деятельности.

5. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (формирование представлений о традициях).

6. Расширять представления об исторических местах родного села через взаимодействие с учреждениями окружающего социума :

7. Обогащать представления детей о гуманном поведении, проявлениях заботы к окружающим людям.

В своей работе использую следующие программы и методики

комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам народной культуры», Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ.

Реализуя задачи по социализации детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной культурой и традициями я использую также и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Сегодня уже никто не сомневается в том, что введение ИКТ в систему образования ДОУ является мощным способом обогащения интеллектуального, нравственного, эмоционального развития ребенка.

Свою работу строю на основе современных дидактических принципов, которые опираются на закономерности обучения, развития в познавательной деятельности :

1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе;

2. Принцип доступности – доступность и привлекательность необходимой информации.

3. Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.

4. Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

5. Принцип исторической последовательности обобщающих факторов.

6. Принцип комплексного и интегративного подхода -приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе воспитательно – образовательного процесса, использование различных видов и форм взаимодействия с детьми.

7. Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Для эффективной реализации поставленной цели я создала следующие условия:

1. Оформила патриотический уголок, который включает в себя Российскую символику.

2. Создала мини-музей народной старины «Русская горница».

3. Оформила папки: «Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Русская народная одежда», «Гжель», «Хохлома».

4. Оформила книжный уголок, который включает в себя сборники русских народных потешек, сборники русских народных песен, сказок.

5. Создала различные виды театров (театр мелкой игрушки, театр на фланеллеграфе, театр с использованием различных масок, пальчиковый театр, кукольный театр, театр на магнитной доске).

6. Оформила настольные игры - пазлы из серии «Русские народные сказки».

Моя система работы предполагает использование следующих форм и методов:

-образовательная деятельность,

-познавательные беседы,

-оформление выставок в детском саду

-творческая и продуктивная деятельность детей,

-праздники,

В своей работе я использую следующие методы и приемы:

-наглядные методы,

-словесные методы,

-практические методы, в которых ведущими являются упражнения.

В своей работе я использую педагогические технологии по требованиям ФГОС:

-здоровьесберегающие технологии - обеспечение социально-психологического благополучия ребенка

-технологии проектной деятельности

- игровые - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

-экскурсионные, направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- информационно-коммуникационные технологии;

-личностно-ориентированные технологии;

Система включает работу по образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу детей и взрослых.

«Познавательное развитие»- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

«Речевое развитие»- владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

«Художественно-эстетическое развитие»-становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

«Физическое развитие»- приобретение опыта в двигательной деятельности, овладение подвижными играми с правилами.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.

Свою работу я начала со средней группы.

Наиболее интересной формой работы по приобщению малышей к народной культуре считаю использование фольклора в разных видах деятельности. т. к. фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и начинала припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, вместе солнцу улыбнулись.

Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам. С детьми организовывала такие сюжетно ролевые игры, как: «Семья», «В гости к Маше», «Колыбельная для Пеленашки».

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т. д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук.

Особый интерес вызвало у детей знакомство с русской народной игрушкой. Дети рассматривали тряпичных кукол, игрушки из дерева, глиняные игрушки.

С детьми рассматривали альбомы «Народные игрушки», «Веселые матрешки».

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у тетушки Марьи», «Русские потешки» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.

Свою работу я продолжила в старшей группе. Знакомила детей с историей русской народной культуры.

Знакомила детей с русским народным костюмом. Рассматривали повседневный костюм крестьянина и праздничные наряды, головные уборы и украшения.

Также знакомились с народными промыслами. Рассматривали альбомы:

«Гжель», «Хохлома», Жестовские подносы», «Городец». Родители активно откликнулись на предложение собрать посуду, предметы быта. Благодаря этому дети смогли познакомиться с живыми наглядными предметами и материалами. Дети совместно с родителями приняли активное участие в сборе атрибутов для мини-музея «Русская горница». Интерьер пополнился старинными горшками, глиняной и деревянной посудой. Большой интерес у детей вызвали прялки, чесалки, веретено.

На познавательно-речевых занятиях в русской горнице мои воспитанники узнали о прошлом различных предметов. Например, на одном из занятий дети побывали в гостях у самовара, а на другом познакомились с ложкой, с историей её возникновения и видами ложек.

Также проводила беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Куклы наших бабушек».

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнали много нового о своей стране, природе, о людях. Дети приняли активное участие в подготовке и проведении «Праздника русской березы».

В подготовительной группе продолжалась работа по приобщению детей к народной культуре.

Продолжала знакомить детей со старинными предметами, игрушками, художественным ремеслом русских умельцев. Так проходили занятия по ознакомлению детей с русской матрешкой, с богородской игрушкой, с филимоновской игрушкой. С детьми проводились занятия по ознакомлению с Хохломской, Дымковской, Городецкой, Гжельской росписью. На занятиях по лепке дети изготовили игрушки, такие как уточка, петушок. А потом расписали их элементами дымковских узоров.

Народные игры как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством и поэтому мы должны сделать их достоянием наших детей. Поэтому на занятиях, на прогулке, на музыкальных занятиях мы с детьми старались как можно больше играть в русские народные игры. Дети с удовольствием играли в «Заря-Заряница», «Жмурки», «Бабка-ежка», «Горелки», «Ручеек».

Большое место в приобщении детей к народной культуре отвожу народным праздникам. Уже стало традицией в нашем детском саду встречать Осень. Сразу после Новогодней ёлки мы рассказываем о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Ребята узнают, что в эти дни ходили по домам и пели песни – колядки (щедринки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.

Самый весёлый, желанный праздник наших детей – это Масленица. В нём с удовольствием принимают участие не только ребята, но и папы, мамы, бабушки и дедушки. Украшаем площадку, придумываем элемент костюмов и печем блины. Песнями, закличками, весёлым смехом ребята зовут Весну.

Рассказываю детям о празднике Покрова, знакомлю с приметами этого дня.

С целью формирования представлений у детей о быте русского народа, воспитания патриотических чувств проводила экскурсии и целевые прогулки.

С интересом дети относились к прогулкам в парк к памятнику труженикам тыла, к мемориалу воинской славы, что способствовало развитию социальных и нравственных ценностей.

Огромную роль в решении поставленных мною задач играет ознакомление детей с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы.

Окунуться в мир прошлого нам помогает школьный музей, который организовала Е. М. Уманская. Дошкольники узнали о предметах быта, посуде, мебели, сравнили экспонаты школьного музея и русской горницы.

Тесно сотрудничаем с Домом Культуры. Вместе мы проводим праздники.

Знакомство с православными праздниками – Рождеством, Пасхой, Вербным Воскресением, происходит с привлечением настоятеля Храма Покрова Пресвятой Богородицы отца Родиона.

Работа по приобщению детей к народной культуре проходит в тесном взаимодействии с сельской библиотекой. Это проведение занятий, совместных праздников и развлечений.

Анализируя деятельность по приобщению дошкольников к русской национальной культуре, считаю, что работу нужно вести не только в детском саду, но и прежде всего в семье. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства, поэтому я привлекаю родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организую тематические вечера и посиделки.

Были организованы такие занятия для дошкольников, как изготовление куклы Масленицы, «Масленичные блины», выпечка «жаворонков». Родители помогали мне в создании уголков, шили костюмы, изготовляли поделки. Активно откликнулись на сбор экспонатов в уголок «Русская изба».

Подводя итоги работы, направленной на социализацию детей дошкольного возраста посредством ознакомления детей с народной культурой и традициями можно отметить, что у детей повысился не только уровень знаний по освоению ими первоначальных представлений социального характера и приобщению к национальной культуре, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждает позитивные результаты проделанной работы.

Знания оценивала по следующим направлениям:

• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

• Формирование чувств национального достоинства.

• Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)

• Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

• Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

• Знание истории русского народного костюма.

• Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

Результаты диагностики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о положительной динамике:

2019- 2020 уч. год – начало года 33% ; конец года 73%, уровень роста составил 40%.

2020- 2021 уч. год – начало года 35% ; конец года 79%, уровень роста составил 44%.

2021-2022 уч. год – начало года 38%, конец года 85%, уровень роста составил 47%.

Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые формы работы с детьми и родителями, взаимодействие с социумом, способствуют положительной социализации детей дошкольного возраста, освоение ими первоначальных представлений социального характера, приобщению к национальной культуре.

Прикреплённые файлы:

opyt-borovko_10j1p.ppt | 14086,23 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями»
Опубликовано: 13 января 2023 в 10:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с народной культурой и традициями»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Боровко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД