Папки-передвижки

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Юлия Гречишкина
Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Обобщение педагогического опыта по теме

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Воспитатель: Гречишкина Юлия Евгеньевна

Публикация «Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования» размещена в разделах

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Актуальность.

Дети по своей природе исследователи и изобретатели. Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Малышам хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира.

В процессе эксперимента :

• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

• идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;

развивается речь;

• формируются самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

А это значит, что детское экспериментирование является важным средством интеллектуального развития дошкольников.

Условия возникновения и становления опыта работы.

Система образования сегодня ориентирована на развитие творческой активной личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Таким образом возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Они предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через занятия, а другие инновационные формы работы. Одной из таких форм является опытно-экспериментальная деятельность, дающая возможность ребёнку творчески формировать интерес и потребность к активной созидательной деятельности.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой, объектами окружающего вида к их пониманию.

Для того, чтобы методически правильно организовать работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, я решила более углубленно проработать данную тему.

Изучив практические и теоретические материалы о детской экспериментальной деятельности, я определила цель моей работы - развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

4. Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах детского экспериментирования.

В результате освоения содержания данного опыта предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Далее мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Основным методом в экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками, я выбрала проведение элементарных опытов.

Их новизна и теоретическая значимость заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использую для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как в форме длительного сравнительного или как кратковременного наблюдения. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу : анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

Я начала свою работу с изучения научно-педагогической литературы, затем занялась разработкой перспективных планов, конспектов по теме познавательно – исследовательской деятельности.

Следующим моим шагом была организация развивающей среды, ведь это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан уголок «Детского экспериментирования», расположила я его в уголке природы. К уголку у детей свободный доступ, где дети могут превращаться в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике, таким образом расширяя свои познания в исследовательской деятельности.

На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательных способностей у детей младшей группы. Результаты диагностики показывают, что у детей 3-х лет преобладает низкий и средний уровень развития познавательных способностей, особенно вызвали затруднение детей определение качеств и свойств предмета, самостоятельный выбор признаков для сравнения, сравнение предметов более чем по одному признаку, определение функционального назначения объекта, а также выявление скрытых причинно-следственных связей. При сравнении дети чаще всего ориентируются на цвет, игнорируя величину, функциональные характеристики. Так же большинство детей затрудняются в формулировке выводов даже с помощью взрослого. Наиболее легким для детей было действие классификации по сенсорным признакам.

В среднем у половины детей наблюдается низкий уровень развития познавательных способностей, отчасти это связано с возрастными особенностями мышления, наглядно образное мышление у детей трех лет еще только начинает формироваться. Таким образом, по результатам предварительной диагностики можно сделать вывод, что развитие познавательных способностей является актуальным направлением работы с детьми младшего дошкольного возраста.

На втором этапе было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач. Согласно тематическому плану разработан цикл занятий и картотека опытов.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.

• Непрерывная образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.

• Совместная деятельность педагога и детей.

• Самостоятельная деятельность детей.

Непрерывная образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей. Разработанное и проведённое мной занятие по экспериментированию «Поможем Винни-Пуху», приняло участие в конкурсе профессионального мастерства «Мое лучшее занятие» среди педагогов образовательных организаций Кадошкинского района и заняло первое место.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Я организую опыты один раз в неделю на основании циклограммы в четверг во вторую половину дня. Опыты провожу как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10-15 минут за один этап.

В своей работе использую следующие правила:

— не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.

— хвалить ребенка за успехи.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом если ребёнок ранее не посещал занятия, то на любом этапе обучения он может начать посещать их. Опыт работы рассчитан как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по освоению программы будут разными.

Методы и приемы работы :

Практические, внешние материальные действия, вызывающие те или иные преобразования и позволяющие самостоятельно овладевать способами поисково-познавательной деятельности.

• Наблюдения в природе плановые и случайные.

• Поисковые действия (наблюдения, рассматривание, взвешивание, пересыпание, переливание и т. д.).

• Коллективные и индивидуальные обсуждения хода поисковой деятельности и ее результатов.

• Игровая мотивация, в том числе введение игровых сказочных персонажей.

Экспериментальные игры, опыты.

Дидактические игры – группировки, классификация, обобщение, систематизация.

Словесные приемы и игры: описание, сравнение качеств, свойств исследуемых объектов, объяснение причинно-следственных связей; драматизация или режиссерское обыгрывание.

• Моделирование проблемных ситуаций – как мотивация к поисково-познавательной деятельности.

Т. к я работаю с детьми младшего дошкольного возраста, поэтому экспериментирование провожу под своим руководством и по упрощенной методике, которая включает в себя следующие этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

• Поиск и предложение возможных вариантов решения.

• Сам эксперимент.

• Обобщение полученных данных.

Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев. В группе организован уголок экспериментирования, «хозяином» которого может быть любой сказочный герой.

Виды игр-экспериментов.

• Игры с водой

• Игры со снегом и льдом

• Игры с песком

• Игры с камнями

• Игры с воздухом

• Игры с крупой

• Игры с бумагой и древесиной

• Игры со звуком

Свою работу я начала с экспериментов с водой. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной. Провела открытое занятие «Волшебница вода»

Знакомясь с песком, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Эксперименты и опыты проводились не только на прогулке в песочнице, но и в группе на базе центра воды и песка.

Распространение педагогического опыта.

Параллельно с внедрением опыта по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования, я заинтересовалась использованием интерактивных методов. Использование таких технологий, как хоровод, цепочка, работа в паре, работа в малой группе вполне применимы и в экспериментальной деятельности детей от 3 до 5 лет. С данной темой, я выступила на методическом объединении воспитателей Кадошкинского района. Для педагогов МДОБУ «Детский сад «Теремок» разработала и предложила консультации: «Развитие познавательной активности детей посредством экспериментирование», «Требования к проведению наблюдений». На районном методическом объединении воспитателей провела мастер-классы «Веселая наука для детей», «Опыты и эксперименты с природным материалом», выступила на форуме «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования : опыт, проблемы, перспективы» с докладом «Организация познавательной деятельности детей младшего возраста». На муниципальном декаднике педагогического мастерства показала открытое занятие «Путешествие на воздушном шаре» и заняла первое место. Приняла участие во всероссийском конкурсе «Лучший конспект занятия» и получила диплом первой степени. Заняла первое место во всероссийском конкурсе «Творчество без границ» с работой «Зимушка-зима», диплом первой степени за участие в международной интернет-олимпиаде «ФГОС дошкольного образования». Опубликовала статью на тему «Развивающие учебно-дидактические игры и формы работы с детьми».

Взаимодействие с родителями.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», «Почему так?» помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию. Провела родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома», анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей.

В группе имеется информационный уголок для родителей по исследовательской деятельности. В нем родители могут получить консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Малыши познают мир вокруг себя, буклеты и рекомендации: «Проведение опытов дома», «Опыты со снегом», ознакомиться с памяткой «Экспериментирование с водой». Также я разработала и провела открытое мероприятие с детьми и родителями «Лаборатория чудес и превращений». Совместно с детьми и родителями участвуем в конкурсах:

Муниципальный уровень

-Осенние фантазии, диплом 1место

-В свете елочных огней, дипломы 1степени

-Палитра ремесел, диплом 2 степени

Всероссийский уровень

-Мастерская Деда Мороза, сертификаты

-Моя семья, диплом

Международный уровень

-Искусство натюрморта, диплом победителя

Был создан фотоальбом «Наши открытия», в котором были представлены опыты семей по экспериментальной деятельности в домашних условиях.

Подводя итоги развития детей в конце учебного года, отметила, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Наблюдения показали, что дети стали проявлять стремление решать поставленные задачи, у детей возникали положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности, стали задавать много вопросов, появилось искреннее желание справиться со всеми трудностями.

Отмечая положительные результаты своей работы, я хотела бы остановиться на аспектах, которые определили диапазон моего вклада в развитие образования :

разработаны перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во II младшей группе и цикл игровых образовательных ситуаций по познавательному развитию с детьми 3-4 лет;

• оформлена мини – лаборатория;

• созданы коллекций бумаги и камней;

• оформлены лепбуки «Вода», «Песок»;

• изготовлены игры «Шумящие коробочки», «Ящик ощущений», «Волшебные баночки», «Воздух помощник», «Тонет не тонет».

Вывод: В ходе работы, я могу сказать, что дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями, вместе с детьми пускали мыльные пузыри. Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры–экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный.

Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление.

Поэтому я планирую продолжать развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Опубликовано: 16 сентября 2022 в 14:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД