Папки-передвижки

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Татьяна Рыбинская
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,

воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

А. Маркушевич

(Тема опыта)

(Актуальность)

Актуальность опыта

Публикация «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах

Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обогащают свой интеллектуальный и чувственный опыт, начиная с самого рождения. Родители, а впоследствии и педагоги помогают ребёнку в этом.

В дошкольном образовании одной из главных задач является формирование элементарных математических способностей детей.

(Высказывание)

Математика обладает уникальным развивающим эффектом - “она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, формирует настойчивость и терпение. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет не только повысить уровень знаний детей, но и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой.

(Теория)

Теоретическая обоснованность опыта

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как науки было устное народное творчество. Различные считалки, поговорки, пословицы, загадки приобщали детей к счету, формировали понятие числа.

(Теоретики)

Вопросы содержания и методов обучения детей арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение еще в 17-19 веках в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Яном Амосом Коменским, Иоганном Генрихом Песталоцци, Константином Дмитриевичем Ушинским, Львом Николаевичем Толстым. Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали необходимость подготовки детей к усвоению первичных математических знаний до школы.

(Тихеева)

Известный педагог-методист Елизавета Ивановна Тихеева считала, что формирование математических представлений должно осуществляться у ребенка естественно в ходе его развития, без принуждения и давления в игре и повседневной детской жизни.

(Системность)

Системность и технологичность опыта

(Проблемы)

Проанализировав результаты наблюдений и мониторинга по формированию элементарных математических представлений, пришла к выводу о том, что у ребят недостаточно сформированы представления о счете, геометрических фигурах, умения ориентироваться в пространстве и во времени, сравнивать предметы и т. д.

(Тема Цель)

Выявленные затруднения позволили мне определить тему по самообразованию «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Главной моей целью стало создание условий для развития математических способностей дошкольников через игровую деятельность.

(Центр математики)

При тесном взаимодействии с родителями, в группе оформила математический центр, оснащённый играми, пособиями и дидактическими материалами (головоломки, лабиринты, календари, игры на развитие внимания, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, шашки).

(Сюжетные игры)

Для углубленного формирования представлений о количестве, форме, величине предметов оформила сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Автопарк», «Больница», «Зоопарк». Составила картотеки: «Считалки», «Задачи-шутки», «Загадки», «Математические игры на прогулке». В группе имеется достаточный методический материал с игровыми заданиями и упражнениями по формированию элементарных математических представлений.

(Циклограмма)

В режиме дня выделяю специальное время для организации математической игротеки, когда все дети могут поиграть с товарищами или педагогом.

Из всего многообразия занимательного математического материала наибольшее применение находят дидактические игры и дидактические игровые упражнения. Их включаю в содержание занятий, режимных моментов, применяю в индивидуальной работе с детьми.

Знакомлю с новой игрой постепенно : объясняю правила, игровую задачу, определяю игровые роли, вместе с детьми обсуждаем «игровой результат».

Часто использую игру парами. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринуждённым.

Образовательную деятельность по ФЭМП также стараюсь проводить в игровой форме. Такие занятия проходят более эмоционально и способствуют повышению познавательной активности детей.

Слайд 13 (Классификация)

В своей работе использую следующую классификацию дидактических игр:

1. Игры на количество и счет

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

6. Игры на сравнение величин (длина, ширина, высота)

(Титул, Кюизенер)

1. Игры на количество и счет

Так для закрепления знаний о количестве и счете свою эффективность доказали всем известные палочки Кюизенера, которые дают возможность не только освоить понятия о числе, но и учат ребенка ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве.

(Титул, Время)

2. Игры путешествие во времени служат для знакомства детей с частями суток, днями недели, временами года и т. д. В этом помогают игры «Когда это бывает?», «Вчера, сегодня, завтра», "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев".

Детям очень полюбилась игра "Живая неделя". Предлагаю познакомиться с ней.

(Для игры вызываю к доске 7 человек, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Построиться с четверга и дальше. Назовите день, который находится между вторником и четвергом и т. д.)

Слайды 18, 19 (Титул, Пространство)

3. Пространственные представления детей постоянно расширяю и закрепляю в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений «Где лежит предмет», «Прятки» или «Жмурки с колокольчиком», «Встань по заданию» учимся определять положение предмета, ребенка по отношению к другому – справа, слева вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко и т. д.

Помогают развивать пространственное воображение, навыки счета и цветоощущение всем известные Кубики Никитина. Ребята с удовольствием складывают узоры по рисункам и самостоятельно, выполняют упражнения «Составь больше предметов из кубиков», «Кто первый составит из кубиков изображение домика?».

(Титул, Геометрия)

4. К четвертой группе относятся игры на знакомство с геометрическими фигурами. С этой целью предлагаю детям узнать в окружающих предметах изучаемые формы круга, треугольника, прямоугольника, квадрата. Для составления плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур использую занимательную игру "Танграм". Ребятам нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше. Для составления геометрических фигур и их преобразования использую счетные палочки, дидактические игры «Составь такой же узор», «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на свое место», «Подбери по форме».

(Титул, Логика)

5. С целью развития логического мышления использую занимательные вопросы, загадки («Четыре братца под одной крышей живут» (Стол, «12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят» (Месяцы, «Чтоб не мёрзнуть 5 ребят в печке вязаной сидят.» (Рукавица); задачи-шутки («Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?» (Двое, «У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье(4). Такой материал предлагаю в начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики и для создания у ребят положительного эмоционального настроя, интереса к предстоящей деятельности.

Для уточнения, конкретизации знаний о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях предлагаю различные игры и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, числа, продолжения ряда фигур, знаков. На тренировку мышления при выполнении действий направлены такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Найди отличия», «Дженго».

(Блоки Дьенеша)

Прекрасно подходят для формирования умения рассуждать, делать свои умозаключения Логические блоки Дьенеша. С их помощью ребята учатся выделять обобщающие признаки, объединять предметы в группы, свободно ориентироваться в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина.

Предлагаю и нам проверить свои интеллектуальные способности. (Игра с Блоками).

Для начала отгадайте загадку: Пестрая крякушка, ловит лягушек, ходит в развалочку спотыкалочкой.

(Титул, Величина)

6. Данная развивающая игра прекрасно подходит для формирования умения сравнивать различные величины и отражать это в речи. Для закрепления признаков величины использую игры "Найди такой же по высоте", "Подбери по размеру", «Сравни предметы» (по длине, ширине, высоте, толщине, «Определи расстояние» (шагами, палочкой, веревочкой).

Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Считалки, весёлые стихи о цифрах, математические сказки применяю на занятиях, в свободной игровой деятельности, индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед.

(Родители)

Работа с родителями

Важным направлением работы по развитию математических способностей детей является взаимодействие с родителями. Использую для этого различные формы:

- по результатам анкетирования «Математика для развития вашего ребенка» выявила уровень понимания родителями значимости математического развития дошкольников.

- на родительских собраниях, консультациях в очном и дистанционном формате знакомлю родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью.

- в индивидуальных беседах по результатам мониторинга вместе с родителями определяем индивидуальный маршрут развития ребенка, подбираем необходимый дидактический материал для закрепления знаний.

- участвуя в проекте «Математика в повседневной жизни» родители помогают ребятам приобрести практические навыки, установить связь математики с жизнью.

(Педагоги)

Работа с педагогами

Далеко не последнее место в вопросах математического развития дошкольников занимает союз и творческое взаимодействие с педагогами.

Его осуществляю в ходе консультаций «Математические игры – средство интеллектуального развития ребенка», «Игры по математике дома», мастер-классов, открытых занятий.

Свой педагогический опыт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность» представила на заседании педагогического совета, обобщила на районном методическом объединении для воспитателей дошкольного возраста. Материалы педагогического опыта опубликовала и распространила на международном образовательном портале MAAM.ru.

(Результативность, диаграмма)

Результативность опыта

Опыт работы показал, что благодаря использованию игровой деятельности у ребят появился интерес к математике, повысился уровень математических способностей (диаграмма).

К концу средней группы у большинства ребят уже сформированы представления о равенстве и неравенстве групп на основе счета, умения пользоваться количественными и порядковыми числительными, сравнивать предметы, обозначать словами положения предметов по отношению к себе и т. д. Ребята более уверенно ориентируются в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее используют математические знания в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Дидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельностьДидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельность Правильное употребление звука в речи – это его длительная автоматизация. На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, чему.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Рыбинская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Опубликовано: 22 марта 2022 в 19:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД