Папки-передвижки

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Анна Дмитриевна Резникова
Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Воспитатель: Резникова Анна Дмитриевна.

МКДОУ Новоаннинский детский сад №5

Опыт работы : «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

Публикация «Опыт работы „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Актуальность темы: с уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я считаю своим долгом довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями, продолжением русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры, к фольклору, а также к декоративно-прикладному искусству. Фольклор отражает жизнь народа, его духовный мир, чувства наших предков. Декоративно-прикладное искусство несёт в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Цель: развивать познавательный интерес к народному творчеству.

Задачи: - приобщить детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры; - знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством : русскими народными играми, плясовыми песнями, потешками, сказками; - воспитать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.

Сущность моего опыта заключается в том, чтобы развить в душах детей любовь к родной природе, к родному дому, семье. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры с ранних лет – это и есть самый естественный от того и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к отечеству.

Новизна моего опыта работы заключается в использовании метода мнемотехники при разучивании подвижных игр, потешек, сказок.

Дошкольный возраст – это основа основ развития ребёнка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я приобщаю их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии. А ещё русский фольклор особенным образом сочетает слово, музыкальный ритм, напевность.

В рамках реализации обозначенной цели я провожу досуги, праздники для детей «Масленица», изготавливаем совместно с родителями и детьми поделки к празднику «Пасха». Показываю с детьми театрализованные представления, инсценировку сказок: «Курочка Ряба, «Репка», «Колобок».

В ходе поддержки преемственности между детским садом и семьёй мною разработаны консультации для родителей о праздниках, обрядах на Руси по временам года. Лето: «Иван Купала», «Ильин день», «Медовый спас», «Яблочный спас», «Третий спас» (хлебный или ореховый); осень: «Покров день»; зима: «Рождество», «Святки (святочная неделя, «Крещение», «Масленица»; весна: «Вербное воскресенье», «Пасха», «Красная горка».

В своей работе с детьми я использую подвижные, хоровые игры: «У медведя во бору», «Зайчик и лиса», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Воробушки и кот», «Хоровод», «Карусель», «Каравай» и т. д. Это любимая забава для детей. Легко устанавливается эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком. Это облегчает ребёнку понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. Народные игры в дошкольном возрасте – особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками, впервой младшей группе я реализовала свой проект «Народная игрушка - русская матрёшка», вследствие, чего в группе был создан мини-музей русского творчества «Народная игрушка - русская матрёшка», в его создании принимали активное участие родители, дети и воспитатели.

Тема проекта: «Народная игрушка - русская матрёшка».

Актуальность проекта: важнейшей составной частью образовательной среды для ребёнка являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребёнком в процессе игры.

Основа проекта: применение декоративно-прикладного искусства в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста, развитие познавательного интереса.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства, через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи проекта: - систематизировать знания детей о русской народной матрёшке; - способствовать развитию творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста; - приобщить детей к миру народной культуры.

Деятельность в рамках проекта. Мною были проведены мероприятия игры-занятия: познание тема: «Знакомство с матрёшками»; художественное творчество (рисование) тема: «Укрась сарафанчик матрёшке»; дидактическая игра «Собери матрёшку»; коммуникация (развитие речи) тема: «Чтение песенки-потешки «Как у нашей у матрёшки»»; музыкальное занятие тема: «Разучивание песенки «Мы матрёшки»»; игра «Хитрые матрёшки».

Анализ проведённой мной работы и наблюдений позволил сделать вывод о том, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста. Игрушка русская матрёшка способна вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей, способствует развитию творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста, а также приобщению детей к миру народной культуры.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Дмитриевна Резникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 10 октября 2022 в 13:40
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД