МААМ-картинки

Создание условий для укрепления здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий

Светлана Серова
Создание условий для укрепления здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий

1. Введение.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Публикация «Создание условий для укрепления здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта, сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.

Гипотеза. Целенаправленная систематическая педагогическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей посредством применения здоровьесберегающих технологий позволит воспитать физически активных, здоровых и крепких детей.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведённые результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Неоспоримо, что основная задача детского сада, а значит и моя, как педагога, подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки, поэтому возникла необходимость создания условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.

Данная проблема определила цели и задачи моей работы с детьми по формированию привычки к здоровому образу жизни с использованием здоровьесберегающих технологий.

Изучила и использовала в своей работе следующие информационные ресурсы:

- научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «Зеленый огонёк здоровья» М. Ю. Картушина, направляющей педагога на формирование у ребёнка интереса к своему личному здоровью, ответственности за себя.

- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;

- М. Д Маханева «Воспитание здорового ребенка»,

- В. Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка»,

- Н. В. Козлова «Я - Человек»,

Тема «Создание условий для укрепления здоровья детей, посредством использования здоровьесберегающих технологий» выбрана мной не случайно.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Как показывают результаты данные состояния здоровья детей моей группы : с первой группой здоровья – 12 чел., со второй группой здоровья – 9 чел. с третьей группой здоровья – 1 чел. Заболеваемость на одного ребенка за 2022-2023 уч. год составила 9 дней на одного ребенка Сохранение и укрепление здоровья детей превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс. Это показало анкетирование родителей: 50% родителей не знают что такое здоровьесберегающие технологии и как их применять, 40% считают, что их ребенок болеет не часто,37%, 25% родителей занимаются физкультурой, 35 % родителей гуляют с детьми по выходным Поэтому проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Так как для родителей это тоже главная задача, они с желанием идут с нами на контакт и во всем стараются помочь. Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Поэтому выполняя цели и задачи выбранной мной темы стремлюсь к достижению следующих результатов: укрепление семейных связей, формирование единого воспитательного пространства семьи и детского сада, снижение детской заболеваемости.

Для детей :

сформированы навыки здорового образа жизни;

улучшение соматических показателей здоровья;

сформированы культурно-гигиенические навыки, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;

снижение детской заболеваемости.

Для родителей:

повышена компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья, в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в укреплении здоровья детей;

активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

повышен профессиональный уровень педагогов;

улучшено качество работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;

педагоги применяют здоровьесберегающие технологии в практике своей работе.

Для социальных партнеров:

- проводятся информационно- просветительские мероприятия, направленные на привлечение специалистов медицинских учреждений;

- сотрудничество со специалистом отдела по делам молодежи администрации Солигаличского муниципального района для качественного выполнения норм ГТО;

- проведение совместных мероприятий с общественными организациями (ветеранская организация, детская студия искусства «Жизнь»)

2. Цели и задачи.

Основная цель моей работы – воспитание у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье с помощью применения комплекса здоровьесберегающих технологий.

Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:

- создать в группе условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей;

- повысить свой профессиональный уровень через изучение передового опыта по оздоровлению детей и внедрение эффективных методик и технологий;

- формировать у детей потребности в здоровом образе жизни; обогащать их знания о здоровьесбережении в целом;

- организовать взаимодействие с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.

3. Принципы

При практической реализации поставленных задач я основываюсь на следующих принципах:

принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Интегрированный принцип - который заключается в синтезе видов детской деятельности, всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве, внедрении интегрированных форм организации обучения на основе специфически детских видов деятельности, имеющих сложную структуру;

принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

принцип систематичности и последовательности расположения материала, постепенное усложнение от возраста к возрасту.

культурологический принцип, который проявляется в формировании основ ценностного отношения к окружающему миру, к самому себе, в овладении элементарными культуросообразными способами деятельности, в формировании межличностных отношений, соответствующих нормам культуры общения с взрослыми и другими детьми;

принцип игрового познания. Для ребёнка-дошкольника переживание какого-либо события, ситуации, образа происходит активнее всего в преобладающем на данный возрастной период виде деятельности - игре. В результате у ребёнка расширяется круг представлений и интересов.

Опираясь на принципы, строю свою деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал свою уникальность. В образовательной деятельности я иду от интересов, индивидуальных возможностей, способностей детей. Именно такой прием активизирует ребенка, способствует его самостоятельности и самовыражению. Для правильного формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста необходима определённая система знаний и умений, которые получит ребёнок в процессе своей деятельности. Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребёнка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.

4. Развивающая среда

Для полноценного физического развития детей уделяю большое внимание созданию здоровьесберегающего пространства. Созданная развивающая предметно – пространственная среда по сохранению физического здоровья и формированию здорового образа жизни детей включает в себя :

- зона двигательной активности - физкультурный уголок «Здоровячок» - яркий, многофункциональный пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В физкультурном уголке «Здоровячок» имеется следующий спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, атрибуты к подвижным играм, дуги для подлезания, спортивные игры и другое стандартное и нестандартное оборудование (грецкие орехи, шишки, кора, массажные рукавички). Многие пособия изготовлены родителями группы, совместно с детьми. В физкультурном уголке дети самостоятельно занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижениемвперед, ходьба по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с малым мячом, метание в цель и т. п. Пространство группы организовано таким образом, чтобы у детей появилась возможность для многовариативных спортивных игр.

- сохранению психического здоровья способствует уголок музицирования и театрализации «Арлекино». Задачами данного уголка являются: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, раскрепощённости. Всю работу с детьми по охране психического здоровья я осуществляю путём использования игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы, игр-тренингов на подавление отрицательных эмоций, применяю приёмы релаксации, организую минуты тишины, музыкальные паузы и переменки, психогимнастику. Так же использую и другие технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье, такие как пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, сказкотерапию и музыкотерапию.

В уголке здоровья также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т. д.

Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

5. Технологии, методы, приемы.

В воспитательно-образовательный процесс активно внедряю следующие виды здоровьесберегающих технологий :

- Технологии стимулирования и сохранения здоровья - это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его двигательной активности.

К данным технологиям относятся :

- подвижные игры, физкультминутки и динамические паузы, физкультурные занятия, чтобы удовлетворить двигательную потребность детей и развивать физические качества.

- Дыхательная гимнастика- учим детей правильно дышать и развиваем дыхательный аппарат. С помощью звуков учим детей лечить простудные заболевания и снимать напряжение.

(Приложение № 1 «Дыхательная гимнастика»)

- Оздоровительный массаж и самомассаж, который делаем с помощью шишек, киндер-сюрпризов, грецких орехов, игрушек.

(Приложение № 2 «Точечный массаж»)

- Гимнастика для глаз, применяем зрительные ориентиры, чтобы снимать утомление глаз и поднимать настроение.

- Минутки шалости, минутки тишины, чтобы была возможность у детей выплеснуть свои накопившиеся эмоции.

–Психогимнастика, выполняем специальные упражнения на развитие и коррекции различных сторон психики ребенка.

- Релаксационные упражнения.

-Рижский метод закаливания дети получают огромное удовольствие от ходьбы по разным поверхностям и от своих необычных ощущений.

- Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна. Она помогает поднять настроение детей и проснуться бодрым. В её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

(Приложение № 3 Гимнастика пробуждения «Забавные котята»)

- Различные виды утренней гимнастики на которых дети отправляются в мини- путешествия и заряжаются энергией сначала дня.

-Прогулки на свежем воздухе. Территорию участка родители и воспитатели обустроили так, чтобы детям было интересно, познавательно и прогулка проходила с большой пользой.

- Хождение босиком до и после сна, ходьба по дорожкам здоровья. Дорожки здоровья сделаны из различной фактуры это и пуговки, и крышечки, и карандаши и веревочки, и различные на ощупь материалы.

Также провожу закаливающие мероприятия, используя разнообразные формы и методы. гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой,

полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры;

хождение босиком летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой в зале.

Одной из самых действенных закаливающих процедур для детей нашей группы является прогулка.

Использование различных форм здоровьесберегающих технологий привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Дети моей группы активны, жизнерадостны, с удовольствием занимаются физкультурой, очень любят ежедневную прогулку на свежем воздухе, активно занимаются закаливающими процедурами (обливание рук до локтя, босоногохождение, массаж сухой рукавичкой, хождение по мокрым и массажным дорожкам, полоскание горлышка кипяченой водой). Оздоровительные мероприятия, проводимые в группе, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т. е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. И это было бы невозможно без поддержки родителей воспитанников. Родители хорошо идут на контакт, выполняют советы педагога по проведению закаливающих процедур, по организации досуга детей на свежем воздухе, приобщают детей к здоровому образу жизни, катанию на лыжах и коньках.

Проводимая работа с детьми повышает уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, формирует осознанное отношение к своему здоровью, развивает культурно - гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья, успешно формирует привычки здорового образа жизни.

Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей. В начале и в конце года были проведена диагностика, которая показывает высокую динамику физического здоровья воспитанников после проделанной работы по оздоровлению детей. Дети стали реже болеть, стали принимать активное участие в подвижных играх и проявлять большой интерес к спорту. Заболеваемость в начале года составила 8 дней на одного ребенка в конце года 5 дней. Есть большая надежда, что мы вырастим здоровое поколение.

Таким образом, модель оздоровления детей, является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников в нашем детском саду.

Одной эффективной формой работы в ДОУ по укреплению здоровья детей является кружковая деятельность. Мои воспитанники посещают кружок: «Здоровячок» Кружок проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Цель работы кружка - укрепление здоровья детей, содействие их правильному физическому развитию, формирование мотивации к здоровому образу жизни.

(Приложение № 4 Программа кружка «Здоровячок») .

В ходе общения с детьми, бесед и тренингов возникла проблема: как не только грамотно донести, что такое ЗОЖ, но и заинтересовать детей и родителей в понимании необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни? Решением данной проблемы и стал детско-творческий проект. Мною был разработан и реализован проект «Здоровый малыш»

(Приложение № 5 Проект «Здоровый малыш»)

6. Взаимодействие с детьми.

В своей работе с детьми использую следующие здоровьесберегающие технологии :

Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения

Динамические паузы Во время занятий 2-5 мин. по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику и другие в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности, ежедневно Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация В любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, пение птиц

Пальчиковая гимнастика Индивидуально либо с подгруппой детей, ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени

Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристой доске, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Физкультурные занятия 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Цветотерапия Как часть занятия в зависимости от поставленных задач Просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Профилактика плоскостопия Реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки, в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Сказкотерапия Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста

Коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй

Музыкотерапия Может используется на любом режимном моменте, но дозированно. Коррекция психического, эмоционального состояния через прослушивание музыкальных произведений

7. Взаимодействие с педагогами

Делюсь накопленным опытом работы с коллегами. Провела открытый показ гимнастики пробуждения для педагогов ДОУ «Забавные котята».

Мною разработаны картотеки комплексов утренних гимнастик, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, упражнений на развитие координации речи с движениями, упражнений на релаксацию, игр – тренингов, корригирующей гимнастики после сна, корригирующей гимнастики для глаз. С опытом работы выступала на заседании опорного ДОУ на тему «Игры по здоровьесбережению» (Приложение № 6, выступала на семинаре для педагогов района по теме : «Особенности организации повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации», с сообщением по теме «Подготовка и проведение гимнастики с младшими дошкольниками и провела открытый показ гимнастики (Приложение № 7, провела открытый показ квест - игры «Путешествие в страну Здоровья» со старшими дошкольниками для педагогов района (Приложение № 8).

Размещаю свой опыт работы по здоровьюсбережению на международном портале МААМ, всероссийском портале Инфоурок, на сайте МКДОУ «Детский сад «Солнышко»,

8. Взаимодействие с родителями

Регулярно поддерживаю тесный контакт с семьями своих воспитанников. С целью пропаганды педагогического опыта и вовлечения родителей в образовательный процесс использую следующие формы работы:

- занятия-практикумы вместе с детьми и родителями,

- творческие проекты,

- тестирование, анкетирование,

- фотовыставки,

- выставки совместных творческих работ,

- педагогические консультации,

- беседы,

- совместные праздники, досуги и развлечения.

Веду большую работу по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. Провожу:

- анкетирование родителей на тему: «Основы здоровьесбережения ребенка»

- родительские собрания на темы «Здоровый образ жизни» (Приложение № 9) «О здоровье -всерьез» (с приглашением медицинского работника);

- спортивные досуги «Здоровый образ жизни» в форме игры-соревнования между детьми и родителями (Приложение № 10), совместный праздник с папами к 23 февраля «А ну-ка, папы» (Приложение № 11);

- мастер-класс для родителей «Игровой массаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста» (Приложение № 12);

- педагогические беседы «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Витамины круглый год», «Значение режима дня дошкольника», «О здоровье всерьёз»;

- организуем фотовыставки «Активный отдых моей семьи», «С физкультурой я дружу», «Как я провел лето», «Мы спортивная семья»;

- выпуск стенгазет «Мое здоровье»;

- выпуск памяток «Закаливание в домашних условиях».

В результате проведенной работы у родителей повысился интерес к вопросам здорового образа жизни. Они стали часто задавать вопросы по поводу питания и проведению закаливающих процедур в домашних условиях, изъявлять желание услышать рекомендации специалистов (медсестры, врача-педиатра) по укреплению здоровья детей. В процессе проводимой мной работы, многие мамы осознали необходимость в прививке от гриппа для своего ребёнка. Был высокий процент привитых детей моей группы от гриппа - 65% и в результате - не было карантина в группе в осеннее - зимний период.

9. Практические результаты и перспектива.

Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей.

Это очевидно по следующим показателям:

• по количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни. В начале года было 8 дней пропуска по болезни на одного ребенка, в конце года - 5 дней;

• по инфекционным заболеваниям. В период заболевания гриппом и ОРВИ группа не закрывалась на карантин;

• Уменьшилось количество часто болеющих детей.

Применение в моей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологийФизкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Конспект НОД в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Деревья и их характеры. Дерево здоровья липа»Конспект НОД в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Деревья и их характеры. Дерево здоровья липа» Цель. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного.

Библиотека изображений:

Публикация Создание условий для укрепления здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Серова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Создание условий для укрепления здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 22 марта 2024 в 16:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД