Получи документы

Опыт работы «Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Александра Кокова
Опыт работы «Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Актуальность

Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.

Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи российского государства.

Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

Публикация «Опыт работы „Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольные образовательные учреждения являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Наличие этих проблем побудило меня уделить внимание данной теме: «Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

 Теоретическая база опыта

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Данный опыт разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ

от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ №124-ФЗ от24.07.1998 г. «Об основных

гарантиях прав ребёнка в РФ» (в ред. От 02.12.2013 г.);

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013 г. ;

Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ

от 29.12.1995 г. (в ред. от 04.11.2014 г.);

Государственная программа «Патриотическое воспитание

граждан 2011-2015 годы», Российской Федерации;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29

мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в

Российской Федерации на период до 2025 года".

Цель: создать условия для повышения уровня патриотического воспитания детей дошкольного возраста, через формирование представление детей о семье, городе, родном крае, стране.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Педагогические условия:

Изучение методической литературы по теме:

«Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной» ;

организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;

разработка перспективных планов, конспектов занятий;

специальный подбор дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО, презентации по теме;

создание обстановки эмоционального благополучия;

создание и обновление предметно-развивающей среды;

творческий подход к содержанию образования;

вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

осуществление регионального подхода к отбору содержания образовательной, игровой деятельности;

профессионально – грамотная и индивидуально дифференцированная работа воспитателя и социума (музейных работников, работников библиотеки, взаимодействие с родителями.

Принципы

Принцип историзма.

Принцип гумманизации

Принцип дифференциации.

Принцип интегративности.

Принцип личностно – ориентированного общения.

Принцип занимательности.

Принцип наглядности.

Методы гражданско-патриотического воспитания дошкольников :

Наглядные: наблюдение, демонстрация, рассматривание, показ репродукций, слайдов, фотографий, просмотр фильмов.

Практические: моделирование, проектирование, конструирование, игра, экскурсия, экспериментирование, коллективно – творческое дело.

Словесные: объяснение, беседа, обсуждение, инструкция, рассказ, использование художественного слова, чтение художественной литературы, диалог.

Этапы реализации опыта :

I этап

Разработка  системы  работы : изучение научно - методической литературы, формулирование целей и задач, определение форм и методов работы, критериев оценки.

Проблемный анализ работы с детьми, родителями (законными представителями). Прогноз предполагаемых результатов.   

Проанализировать состояние развивающей среды группы и уровень развития дошкольников по краеведению.

Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

Реализация познавательно-творческого проекта с детьми 4-5 лет «Мантурово - наш дом родной».

Задачи:

Воспитывать у детей любовь к родному городу, к «малой Родине».

Сформировать у детей начальное представление об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей.

Развивать творческие способности детей и их родителей.

Расширять представление детей на примере ближнего природного и социального окружения.

Вовлечение в работу родителей воспитанников, анализ результатов реализации  проекта.

II этап

Пополнение группы разработками по проведению работы с детьми и родителями (альбомы с практическим материалом, дидактические игры, демонстрационные пособия, иллюстрации).

Реализация исследовательско– творческого проект с детьми 5-6 лет

«Мой край родной - частица Родины большой».

Задачи:

Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Знакомить с различными климатическими зонами и разнообразием природой России.

Анализ внедрения инновационных технологий, методов, приемов, форм работы.

Провести повторную диагностику гражданско-патриотического воспитания и познавательного развития дошкольников по краеведению;

Дать полный анализ полученных результатов                                      

Планирование работы по обогащению и распространению  опыта на уровне города.

 Обработка результатов. Выводы.

Формы организации детей :

Непосредственно организованная образовательная деятельность.

Игровая деятельность (сюжетно – ролевые и дидактические игры).

Ситуационные беседы.

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихов к празднику.

Просмотр мультфильмов.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Продуктивная деятельность.

Выставка детских рисунков, фотовыставки.

Конкурсы, викторины. Утренники, праздники.

Экскурсии. Виртуальные экскурсии.

  Результат:

Дети знают:

•Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду, дорожить семьей, домом, с удовольствием идти в детский сад);

•Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

Место проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия, флору и фауну города и области;

•Свои традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России.

Заключение

Для определения уровня развития гражданско-патриотического воспитания дошкольников, была проведена педагогическая диагностика детей.

Таким образом, поставленные задачи были выполнены, у воспитанников сформирован достаточно полный объём знаний о родном городе, крае, стране, широкие знания о природе родного края. Дети знакомы с традициями и бытом Русского народа.

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, городу, природе у дошкольников.

 

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Кокова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 марта 2024 в 13:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД