МААМ-картинки

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Карпова Викторовна
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Ведь дети так или иначе оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя дошкольной образовательной организации – преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.

Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети — это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.

Новизна заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.

Цель: помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей.

Задачи:

Работая над темой «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»», я поставила следующие задачи:

• Познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата).

• Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.

• Формировать умение правильного обращения с деньгами, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

• Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость.

• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

• Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

• Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.

Ожидаемый результат:

Системная работа по данному направлению позволит:

Для воспитанников:

• Приобрести новые знания социально-экономического характера, первичных навыков рационального распределения доходов семьи.

• Усвоить следующие вопросы: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения.

• Получить навыки ответственного отношения к финансовым обязательствам.

• Применять практические советы в решении конкретных ситуаций.

• Устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности.

• Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Для родителей:

• Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

Целевые ориентиры:

• Ребенок овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов.

• Ребенок осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.

• Ребенок осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;

• Различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Условия работы.

Для решения поставленных задач необходимо создать ряд условий, способствующих системной и планомерной работе над проблемой.

• Создание развивающей предметно-пространственной среды.

• Разработка перспективного планирования.

• Разработка конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста.

• Разработка и подбор дидактических игр с экономическим характером.

• Разработка перспективного плана по работе с семьей.

• Подборка диагностического материала по определению уровня развития основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Большое значение я придаю развивающей предметно-пространственной среде в группе, она должна быть организована с учетом следующих принципов:

• доступность;

• вариативность;

• системность;

• содержательная насыщенность;

• полифункциональность.

Предметно-пространственную экономическую среду я разделила на зоны:

• информационная: произведения художественной литературы экономического содержания; альбом «Эволюция денег»

• занимательно-экономическая: кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы.

• деятельно-игровая: дидактические игры, предметы-игрушки (деньги, пластиковые карты, атрибуты. пособия, спецодежда для организации сюжетно-ролевых игр.

Дети имеют свободный доступ к играм, игровым пособиям. Постоянно обновляется дидактический материал, вносятся усложнения. Предметно-пространственная среда является основным средством успешного усвоения детьми знаний и умений. Вариативность среды в группе зависит от задач, решаемых на занятиях. Дети часто берут для самостоятельных игр разные пособия. Результатом развивающей среды стало то, что дети стали больше использовать полученные экономические знания в продуктивной деятельности, лучше продумывать свои действия.

Направление работы.

Работа с детьми ведется в несколько этапов:

Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.

Организационный: определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет-ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Технология.

Работу по данной теме я начала с прохождения курсов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности», затем приняла участие в вебинаре «Методические особенности формирования основ финансовой грамотности у дошкольников». Данная тема меня заинтересовала, и я начала изучать методические материалы, программу «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатовой.

Работа с детьми по данной теме рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и включает в себя: перспективный план непосредственной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста, который носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с НОД по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Систему моей работы я разделила на три блока, связанных между собой задачами и содержанием.

1 блок: «Труд- основа жизни». При изучении данной темы дети учатся чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела. Детям даю установку положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе. Дети учатся овладеть чувством собственного достоинства, получать начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека, знакомятся с экономическими профессиями.

2 блок: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Деньги», как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги – это средство платежа при купле-продаже. Самое главное в этом разделе – это дать освоить детям начальные навыки обращения с деньгами, показать воспитанникам необходимость грамотно и бережливо относиться к деньгам.

3 блок: «Тратим разумно, сберегаем и экономим.»

В этом разделе знакомлю детей с тем, что все их желания называются потребностями. Что бывают потребности, в которых нуждаются все люди, такие как: пища, воздух, жилье. А есть такие потребности, в которых нуждается только он один, или его семья, или их детский сад. Необходимо научить детей понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей).

Свою работу строила по следующим принципам:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

В своей работе я использую разнообразные формы и методы организации детей:

Непосредственно-образовательная деятельность, беседы, проблемные ситуации, дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры,

использование художественного слова (загадки, пословицы, поговорки, стихи, проблемные ситуации, просмотр обучающих мультфильмов, театрализация.

Мониторинг.

В ходе своей работы я разработала диагностический материал по определению уровня развития основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на основе программы А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика». Цель мониторинга: определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; эффективность работы по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников через различные формы обучения и в повседневной жизни.

Работа с родителями (законными представителями).

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей (законных представителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Для этого я организовала совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности.

Целью является повышение компетентности родителей к вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; привлечь родителей к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Работа с родителями реализую через современные формы взаимодействия.

Информационная: анкетирование, стендовая информация, памятки, консультации, рекомендации.

Познавательная: создание предметно-пространственной среды.

Досуговая: экскурсии, развлечения (в подготовительной группе)

Результат:

Таким образом, благодаря эффективному использованию методов и приемов, системному планированию работы, созданию развивающей среды, учитывая индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников, поддерживая и направляя их интерес, дети познакомились с основными экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата, имеют представление о денежных знаках (монета, купюра) России, учатся правильно обращаться с деньгами, способами их зарабатывания и разумному их использованию, находить решение в проблемной ситуации.

Я считаю, что данная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 марта 2023 в 19:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Карпова Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД