Папки-передвижки

Опыт работы «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»

Марина Николина
Опыт работы «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из эффективных приемов и методов в работе является детское экспериментирование.

Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах

Федеральный закон «Об образовании» указывает на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

С введением ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.

Причины интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Актуальность

Почему обратилась именно к этой теме? Считаю, что развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.

Считаю, что исследовательскую деятельность нужно вводить в образовательный процесс как можно раньше, в ней должны принимать участие все дети. Каждый ребенок исследователь от природы, но его на первых порах надо обучать всему.

Поэтому в своей работе создаю такие условия, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

Проблема.

Начала свою работу с мониторинга. Результат был не утешительный. Наблюдая, за детьми детей выявила низкий уровень познавательного интереса к окружающему миру. Обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Также было проведено анкетирование среди родителей. Анализ анкет показал, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию исследовательской деятельности у детей (нет времени, незнание и неумение).

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Вообще на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не в полной мере. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, я выявила, что опытническая работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога).

Отсюда возникает противоречие между значимостью развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста и недостаточным применением экспериментальной деятельности дошкольного возраста в практике образовательного процесса.

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

На этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы по моей теме. Поэтому мной были поставлена цель:

Создание условий для формирования гармонично развитой личности дошкольника в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

1. Совершенствовать представления детей о физических свойствах окружающего мира : о свойствах веществ, о явлениях в природе, о факторах среды, о значимости воды и воздуха в жизни человека.

2. Научить пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

4. Познакомить с правилами техники безопасности при проведении экспериментов.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, желание воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

6. Развивать любознательность, коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, творческий потенциал, элементарный самоконтроль своих действий.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире.

Конспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возраста Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 09:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД