МААМ-картинки

Инновационный подход в развитии познавательных интересов, самостоятельности, инициативы каждого ребенка

Галина Щербакова
Инновационный подход в развитии познавательных интересов, самостоятельности, инициативы каждого ребенка

Опыт работы в средней группе «Василёк» по теме

«Инновационный подход в развитии познавательных интересов, самостоятельности, инициативы, интеллектуально - творческого потенциала каждого ребёнка»

Публикация «Инновационный подход в развитии познавательных интересов, самостоятельности, инициативы каждого ребенка» размещена в разделах

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, то есть лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, в саду или библиотеке, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.

1. В средней группе «Василёк» педагоги ведут активную работу по данной тематике, включая в свою работу. Образовательная область «Познавательное развитие»

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности»

Развитие познавательных действий.

- Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

- Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Сенсорное развитие.

- Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.

- Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

- Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

- Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания ( характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).

- Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.

- Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Проектная деятельность.

- Развивать первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры.

- Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

- Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

- Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Формирование элементарных математических знаний

Количество и счет:

- Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

- Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.

- Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

- Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

- Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3, а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).

- Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

- На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина.

- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

- Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

- Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Форма.

- Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

- Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

- Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Ориентировка в пространстве.

- Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

- Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени.

- Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).

- Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Ознакомление с предметным окружением:

- Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.). Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

- Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).

- Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода

Ознакомление с миром природы:

- Создавать условия для формирования интереса детей к природе. Поощрять любознательность при ознакомлении с миром природы.

- Способствовать развитию у детей интереса к представителям животного мира – домашним и диким животным; птицам, прилетающим на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.); декоративным птицам, аквариумным рыбкам; земноводным (на примере лягушки); представителям класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха); насекомым (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

- Закреплять умение детей выделять характерные, существенные признаки фруктов (яблоко, груша, слива, персик и др., овощей (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др., ягод (малина, смородина, клубника и др.) и грибов (мухомор, белый гриб).

- Поощрять стремление детей рассматривать комнатные растения (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.)и знакомить со способами ухода за ними. Учить определять потребность растений во влаге.

- Расширять представления детей о деревьях (елка, сосна, береза, клён и др.) и кустарниках (смородина, сирень).

- Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

- Создавать условия ля организации детского экспериментирования с природным материалом. Поощрять инициативу детей в исследовании объектов и явлений природы. Расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

- Поддерживать проявления исследовательской активности детей. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

- Формировать эстетическое отношение к миру природы.

- Воспитывать любовь к природе, желание беречь её. Формировать элементарные экологические представления.

- Учить детей замечать сезонные изменения в природе.

Сезонные наблюдения.

Осень.

-Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

- Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

- Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима.

- Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

- Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

- Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

- Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

- Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, лепка поделок из снега.

Весна.

- Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

- Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

- Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

- Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето.

- Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

- В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

- Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Ознакомление с социальным миром

Образ Я:

- Формировать представления о росте и развитии ребёнка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Формировать первичные представления о школе.

- Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

- Закреплять умение называть своё имя, фамилию, возраст.

Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями) :

- Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). Продолжать знакомить с различными профессиями (шофёр, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Родная страна:

- Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, их атрибутами, связанные с ними профессиями, правилами поведения.

- Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

- Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Включая интеграцию образовательных областей.

2. Очень важно, при создании познавательной активности – это мотивация. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; познавательный мотив (почему так); ситуация выбора.

Слова восточного мудреца гласят: «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

Для этого были использованы различные формы работы с детьми, разработан перспективный план, включающий в себя подразделы: формирование элементарных математических представлений, развитие познавательно – исследовательской деятельности. Были использованы дидактические игры: «Из чего сделан предмет?», «Определи на ощупь» (по вкусу, по звучанию, «Кубики, мозаика, пазлы» и так далее. Разработана картотека дидактических игр по познавательной деятельности, каталог интеллектуальных игр, загадки, схемы. Ведё тся опыт семейного воспитания семьи Софьи Малаховой по теме:

«Познавательные игры в кругу семьи», где были изготовлены дидактические игры: «Собери фишки», «Что лишнее», «Весёлый счёт», «Назови цвет и форму». Проведё н педагогический проект по теме: «Волшебница-вода» с 28 октября по 5 ноября 2019года, вид проекта: познавательно-исследовательский, цель: расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты. Продукт проектной деятельности: фотоколлаж «Опыты с водой» (с 28 октября – 5 ноября 2019г., изготовление сенсорной коробки «Море и его обитатели». 05.11.19г., создание мини-музея «Подводное царство». 05.11.19г.

3. Особое место имеет предметно-развивающая среда для детей, где имеется необходимая литература, игры: буклеты по ФЭМП, уголок по сенсорному воспитанию: разнообразные шнуровки, втулочки, пирамидки, кубики, раздаточный материал: матрёшки, грибочки, уточки, геометрические фигуры, математические наборы. Дидактические игры: «Растительный мир», «Геометрическое лото», «Цвет», «Учимся считать», «Геометрические формы», «Весёлая логика», «Сколько не хватает», настольная обучающая игра «Математика для малышей», демонстрационный материал, самодельные игры и так далее.

4. Задачи работы по взаимодействию с родителями по годовой задаче «Инновационный подход в развитии познавательных интересов, самостоятельности, инициативы, интеллектуально - творческого потенциала каждого ребёнка» это установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. По данной тематике была запланирована форма работы с родителями, одни из них: рекомендательные статья: «Воспитание познавательного интереса через прогулки»; агитационный лист «Развития познавательной активности детей среднего возраста», Информационная папка «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников», специальный выпуск газеты «Играем в познавательные игры дома» (фоторепортаж, родительское собрание№ 1 по теме: «Развитие познавательного интереса у дошкольников» с целью: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

5. Прогнозирование: продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Публикации по теме:

ТРИЗ как инновационный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6» г. Избербаш Доклад из опыта работы «ТРИЗ как.

Фотоотчет «Инновационный подход к планированию деятельности музыкального руководителя и воспитателя» Презентация «Инновационный подход к планированию деятельности музыкального руководителя и воспитателя». (с фото слайдами) Музыка является.

Комплексно-игровой подход как инновационный метод организации СОД. Видео Комплексно-игровой подход как инновационный метод организации СОД Подготовительная группа Воспитатель Новаковская Евгения Вячеславовна МБДОУ.

Консультация для педагогов «3D ручка — инновационный подход в развитии творчества детей»Консультация для педагогов «3D ручка — инновационный подход в развитии творчества детей» "3D ручка — инновационный подход в развитии творчества детей".В помощь воспитателям и родителям. Старшая группа. 3D-технологии позволили.

Консультация для родителей о развитии познавательных интересов детей 3–4 лет Утро. Большой – маленький. Один – много. Игра «Когда это бывает?» Прочитайте ребенку стихотворение А. Кондратьева «Доброе утро». Доброе.

Консультация для воспитателей «Деятельностный подход при развитии способностей ребенка» ВВЕДЕНИЕ. «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет.

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества Консультация на тему: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества». «Дети.

Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке» Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности.

Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 35 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Опыт работы Развитие познавательной интересов, самостоятельности, инициативы, интеллектуально-творческого потенциала дошколь В современном дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный подход в развитии познавательных интересов, самостоятельности, инициативы каждого ребенка
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 16:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД