Папки-передвижки

Опыт работы по ознакомлению с родным городом на основе краеведческого материала

Светлана Лебедева
Опыт работы по ознакомлению с родным городом на основе краеведческого материала

Опыт работы по ознакомлению с родным городом на основе краеведческого материала

Методические рекомендации

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине у ребенка начинается с ощущения родного края, земли, на которой он родился и вырос.

Публикация «Опыт работы по ознакомлению с родным городом на основе краеведческого материала» размещена в разделах

В современных условиях под краеведением понимается комплекс научных дисциплин разных по содержанию и частным методам исследования, но в целом ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию родного края. Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов. В законе Российской Федерации «Об образовании» один из целевых ориентиров направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Одним из первых условий успешной краеведческой работы в детском саду будут глубокие знания самими воспитателями истории своего края, владение методикой его изучения

. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала во всех видах деятельности с детьми: специально организованной (игры-занятия, игры-эксперименты, совместной (экскурсии, проблемные ситуации, исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность, интегрированные занятия, акции природоведческого характера, самостоятельной (игровая, трудовая, общение).

Важное условие успешной работы по краеведению в ДОУ-перспективное планирование с учётом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей.

Развивающая среда является главным фактором, способствующим успешному развитию ребёнка, а также немаловажным условием при ознакомлении ребёнка с родным городом и краем. Поэтому необходимо создать такую среду, которая будет способствовать познавательному, эколого-валеологическому, нравственно-патриотическому и эстетическому развитию детей. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.

Златоустенька

В славном нашем Златоусте

Есть девчоночка одна

Златоустенькой зовётся она.

Ей Златоуст – отец родной,

Конёк крылатый – друг большой.

Она весёлая девчонка,

Она смеётся очень звонко.

Она красива всем на диво,

Она мила и справедлива.

Златоустенька про город расскажет,

Красоты уральской природы покажет.

Она и помощник, и друг.

Знает Златоустенька обо всём вокруг.

Она научит слышать, как сосны шумят,

Как звенят родники.

Увидим мы с ней стрекозу

У журчащей реки.

Вдохнём сладкий запах лесов,

Любуясь красой Таганая.

И вдруг ощутим мы с тобой,

Что нет на земле лучше края!

Азбука маленького краеведа

А - Ай, река, протекает по территории Златоуста.

Б - Бутыловка, гора в центре Златоуста.

В - Весёлая горка, возвышенное место, которое находится невдалеке от Четвёртого микрорайона в г. Златоусте.

Г - Громатуха, речка, которая впадает в пруд вблизи от центральной площади.

Д - Двуглавая сопка, ближняя к Златоусту вершина хребта Большой Таганай.

Е - Есаулка, речка, которая берёт начало на Лысой горе и отделяет Четвёртый микрорайон от Пятого.

З - Златоуст, город, который находится на берегах реки Ай и её притоков – Громатухи, Чувашки, Балашихи, Есаулки, Тесьмы, Каменки.

К - Каменка, речка, получившая своё название за каменистые русла и берега.

К – Косотур, гора в Златоусте.

Л – Лысая гора находится близ Четвёртого микрорайона г. Златоуста.

М – Малый Таганай, гора, вершина хребта Большой Таганай.

Н – Новый Златоуст, часть Златоуста, имеет также другое наименование –

«Район машзавода».

О – Откликной гребень, одна из вершин хребта Большой Таганай.

П – Палёная, гора в Златоусте, находится между Чапаевским посёлком и Седьмым жилучастком.

С – Сорочья, гора в Златоусте.

Т – Таганай, хребет, находится северо- восточнее Златоуста, переводится как «Подставка луны».

Т – Тарелка, небольшое озерцо в Златоусте.

Т – Тесьма, река в Златоусте.

У – Урал, огромный горный край.

У – Уреньга, самый длинный из горных хребтов, тянется от центра Златоуста вдоль реки Ай.

Ц – Цап-Царап, скала, находится недалеко от горы Палёной.

Ч – Чёрная скала, утёс, территория национального парка «Таганай».

Ч – Чувашка, речка в Златоусте.

Стихи о Златоусте.

Златоуст

Мы живём в Златоусте.

Здесь горы и реки.

Он в сердце у нас остаётся навеки.

Красоты природы, синяя даль,

Булатный клинок и Таганай.

Крылатко, Никольский, мемориал,

Театр наш Омнибус каждый узнал.

Конёк наш крылатый над миром лети!

Про город родной всем расскажи!

Душа встрепенётся, и рвётся из уст-

Любимый мой город…Мой Златоуст!

Мой город

Мой город славный

Среди сосёнок и берёз

Свой статус величавый

Сквозь годы долгие пронёс.

Он приумножил свою славу

Изделиями мастеров.

Летит, парит конёк крылатый

Над миром среди городов.

Мой Златоуст, любимый мой,

Ты год от года расцветаешь,

И край уральский мой родной

Своим трудом ты прославляешь.

Уральский край

Уральский край – великий край!

Твои двуглавые вершины

И синь озёр, и неба высь

Так много породили сказов.

Они по миру разнеслись.

Уральский край – ты древний край!

Как много здесь преданий дивных

Таких загадочных, необъяснимых.

Урал, ты полон волшебства!

Твои прелестные седины

Запутаны среди лесов,

Средь звонких птичьих голосов.

Ты –край загадок и легенд.

И лучше края в мире нет

Краеведческие сказки

Путешествие капельки

Давным-давно высоко в небе над Златоустом жили дружной семьей Гроза, Молния, Туча, дедушка Гром и его внучки Капельки. Дедушка Гром был очень сердитый, любил покой и тишину. Жил он на Таганае. Капельки же были такие шалуньи, что приводили его в гнев. Он сердился и громко гремел. На шум выходили бабушка Молния и мама Туча. И получалась страшная неразбериха. Но однажды случилась беда. Одна сестричка Капелька сорвалась и упала вниз. Забеспокоились все: дедушка Гром стал греметь; Молния засверкала, Туча нахмурилась и потемнела. Отправились сестренки-капельки выручать сестрицу. Где же ее искать? Давайте, куда упадем, там и спросим. Упали они на Откликной гребень и тут же спросили у него, не видел ли он их сестрицу?

-Отчего же, видел. Она проскользнула мимо меня и побежала к Каменной реке.

-Спасибо. И побежали искать дальше. Добрались до Каменной речки и решили спросить у нее: не видела ли она их сестричку?

- Она была у меня в гостях, да сегодня солнце уж больно ярко светит, так жарко печет, что капелька испарилась, превратилась в пар, а Уральский ветер ее куда-то унес.

- Как же нам теперь найти сестричку? - огорчились Капельки.

Но тут Солнышко так пригрело, что и они превратились в пар и поднялись над речкой. Тут их подхватил Уральский ветерок и понес все выше и выше, и донес до самого дома – Таганая. Здесь они вновь встретились со своей сестричкой. Вот уж обрадовались и дедушка Гром, и бабушка Молния, и мама Туча, и тетушка Гроза. Только с тех пор Капельки часто отправляются навестить Откликной гребень, Каменную речку и Уральский ветерок.

Приключения листика

Здравствуйте! Меня зовут берёзовый Листик! Я родился весной, когда почки начинают набухать и распускаться. Чешуйки моего домика — почки — раскрылись, и я увидел, как мир прекрасен. Солнышко своими ласковыми лучами прикасалось к каждому листочку, каждой травинке. И они улыбались в ответ. Вот пошел дождик, и мой ярко-зеленый наряд покрылся каплями, словно разноцветным бисером. Как весело и беззаботно пролетело лето! Птицы чирикали целыми днями на ветках моей мамы Березки, а по ночам теплый ветерок рассказывал мне о своих путешествиях. Время летело быстро, и я стал замечать, что солнышко светит не так ярко и уже не греет. Ветер подул сильный и холодный. Птицы стали собираться в дальнюю дорогу. Однажды утром я проснулся и увидел, что мое платье стало желтым. Сначала я хотел заплакать, но мама Березка меня успокоила. Она сказала, что в Златоуст пришла осень, и поэтому все вокруг меняется. А ночью сильный ветер сорвал меня с ветки и закружил в воздухе. К утру ветер стих, и я упал на землю. Здесь лежало уже много других листьев. Нам было холодно. Но вскоре с неба посыпались белые хлопья, похожие на вату. Они укрыли нас пушистым одеялом. Мне стало тепло и спокойно. Я почувствовал, что засыпаю, и спешу с вами попрощаться. До свидания!

Ёжик

Жил в Таганайском лесу ёжик. Он был очень красивый. Тело покрыто колючками, мордочка вытянута как у мышки. Ёжику в этом году тяжело жилось, потому что лес был очень загрязнённым. Под деревьями валялось много бумаги, целлофановых пакетов, пустых консервных банок. И маленький ёжик решил спасти лес.

Он подцепил бумагу и целлофан на свои колючки и уносил всё это в одно место. Пустые консервные банки он толкал мордочкой к свалке. Эта тяжёлая работа отнимала много времени и сил у маленького ёжика. И ему стали помогать мыши, белки, зайцы. Мыши грызли бумагу на мелкие кусочки, белки и зайцы занялись банками.

Когда приходили люди ёжик крутился у них под ногами и следил чтобы они не оставляли мусор. Однажды мальчик съел конфету, а фантик бросил на землю. Тогда ёжик свернулся в колючий шар и стал колоть мальчика своими колючками, белки забросали его сосновыми шишками. Мальчик поднял фантик и положил его к себе в карман. Так лесные звери проучили несмышлёного мальчишку. А ёжик и его друзья продолжают очищать Таганайский лес. Скоро там будет совсем чисто.

Сказочный лес Таганая.

Далеко, далеко, за хребтами есть лес. Тот лес полон необыкновенных чудес! Высокие зеленые ели тянутся к небу, кудрявые дубы крепко держатся за землю своими корнями, краснолистные клены раскинули свои пышные шевелюры, а тоненькие осины красуются друг перед другом. Да, да, в этом лесу живут непростые деревья. Все они умеют разговаривать. Они смеются, спорят, беседуют или перешептываются друг с другом. Путешественник, попавший в этот лес, может даже и не заметить, что деревья живые. Они будут тихонечко стоять или незаметно помогать ему в пути через лес. Все они – очень добрые деревья!

Кроме добрых деревьев живут в этом лесу маленькие и большие зверушки. День и ночь следят они за порядком в лесу, очищают заросшие тропинки, лечат пораненных птиц, перевязывают сломанные ветром ветки деревьев и еще делают много, много добрых дел. А еще зверушки очень любят вечером собраться на большой поляне у Каменной реки и пить чай с малиновым вареньем, которым их угощает Медведица. Частенько к ним на чай прилетают бабочки и пчёлки. Ах, какие они красавицы!

А еще они ужасные хохотушки и болтушки. Они рассказывают зверушкам забавные истории, произошедшие с ними за день. Позже, когда солнце полностью сядет за горизонт и только луна и звезды освещают землю, зверушки развешивают по веткам деревьев маленькие фонарики, которые освещают все вокруг своим волшебным светом. Допив чай, и вдоволь наговорившись, все они отправляются по своим делам, кто-то из них заступит на ночную смену, чтобы следить за порядком в лесу, другие же пойдут спать в своих маленьких кроватках. Им, конечно же, приснятся сладкие, как малиновое варенье, сны.

Такой разный Златоуст

А – активный

Б – большой

В – весёлый

Г – грандиозный

Д – достопримечательный

Е – еловый

Ж – железный

З – замечательный

И – интересный

К – красивый

Л – любимый

М – малахитовый

Н – неповторимый

О – особенный

П – праздничный

Р – радостный

С –спортивный

Т – традиционный

У – уверенный

Ф – фестивальный

Х – хороший

Ц – цветущий

Ч – чистый

Ш – шикарный

Щ – щедрый

Ь – волЬный

Ы – крЫлатый

Ъ – обЪединительный

Э – экскурсионный

Ю – ювелирный

Я – яркий

Частушки о Златоусте

1. Мы весёлые ребята

В Златоусте мы живём.

Про любимый город наш

Вам частушки пропоём.

2. Я любуюсь Таганаем,

Круглицей и Откликным.

Вместе с мамой, вместе с папой

Дышим воздухом лесным.

3. По проспекту я гуляю,

В парк любимый захожу.

На кораблике качаюсь,

На фонтан я погляжу.

4. Я на Башню - колокольню

Поднимаюсь не спеша.

Хочу в колокол ударить,

Запоёт тогда душа.

5. Златоуст - конёк крылатый,

Город чистых родников.

Он такой неповторимый

Среди разных городов.

6. Ах, ребята, посмотрите

Город краше с каждым днём.

Мы ребята – дошколята

Здесь счастливо живём.

7. Мы частушки вам пропели

И хотим мы пригласить

В город славных мастеров

Вас приехать погостить.

Считалки.

1. В парке Бажова жили – были,

Жили – были, не тужили

Серебряное копытце и Огневушка – поскакушка,

Бабки Ёжкина избушка,

Чудо – дерево и кошка,

Три медведя на дорожке,

Хозяйка медной горы.

Выбирай любого ты.

2. Раз, два, три, четыре, пять…

В детский парк идём гулять.

Раз - в кораблике взлетим,

Два – на батут уже хотим,

Три – опять на карусели,

А четыре – пиццу съели,

Пять – у фонтана отдохнём

И домой с тобой пойдём.

3. Город наш большой и дружный.

Спортом заниматься нужно.

Раз – встаю сейчас на лыжи,

Два – возьму с собой коньки,

Три – снегокат мне очень нужен,

А четыре посмотри –

Трасса лучшая средь городов

Пять – к биатлону будь готов.

Со спортом дружен каждый дом,

Выходи – ты чемпион.

Загадки

1. С гор течёт, звенит, грохочет.

Напугать как – будто хочет.

(речка Громатуха)

2. Вот гора так гора.

Городская площадь видна.

Я с неё смотрю на пруд.

Скажите, как её зовут?

(гора Косотур)

3. Здесь живут герои сказов,

Чудо – дерево растёт.

Каждый житель Златоуста

Отдыхать сюда идёт.

(парк Бажова)

4. Я приду сюда кататься,

Захватив с собой коньки.

Может стану фигуристом,

Завоюю я призы.

(ледовый дворец «Таганай»)

5. Знаменитая гора,

Далеко она видна.

Небывалой красоты.

И подставка для луны.

(гора Таганай, Двуглавая сопка)

Интересные факты

1. Коренные жители Златоуста называют себя кузюки

Есть несколько легенд о происхождении этого странного слова – кузюк. По одной из версий, КУЗ – это аббревиатура от «Казенный Уральский Завод». Соответственно, рабочие этих предприятий стали гордо именовать себя кузюками. По словам историков и краеведов, забавное слово в ходу еще с начала XIX века.

2. В Златоусте Николай II провожал солдат на фронт русско-японской войны

Русский самодержец посетил Златоуст 30 июня 1904 г. В городе император лично благословил на подвиги бойцов 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков. Они отправились на фронт Русско-Японской войны. Кстати, тогда же царь посетил Свято-Троицкий собор.

3. Обе дочери Петьки, ординарца Василия Чапаева, всю свою жизнь прожили в Златоусте

Герой эпоса времен Гражданской войны, знаменитый Петька-поручик Чапаев похоронен в Чебаркульском районе, в селе Кундравы. Звали его Петр Семенович Исаев. А вот, две его дочери Анастасия и Нина Петровны прожили всю жизнь в Златоусте и в начале нулевых годов умерли от старости. Известно, что перед смертью раненый Петька обнял своих дочерей и только после этого умер.

4. В конце XIX века Златоуст фотографировал Дмитрий Менделеев

Сразу хочется отметить, что отец периодической системы химических элементов Дмитрий Менделеев чуть было не отдал Богу душу где-то между Челябинском и Златоустом. По дороге в горнозаводскую зону, у него пошла кровь горлом из-за старой болезни. Однако вскоре ученый пришел в себя и еще целый месяц путешествовал по Южному Уралу. Тогда же, Менделеев сфотографировал Таганай и подступы к Златоусту. Эти снимки были опубликованы в его монументальном труде «Уральская железная промышленность в 1899 году».

5. Один из семи самых древних родников в мире находится на Южном Урале

Это источник Белый ключ, который располагается на высоте 675 метров на юго-восточном склоне Двуглавой сопки в национальном парке Таганай. Вода в этом источнике не перестает течь уже миллионы лет. В 1990 году специалисты МГУ провели анализ воды этого родника и оказалось, что мягкость ее намного выше, чем у талого снега. То есть в ней практически отсутствуют минеральные соли.

6. Европа-Азия

Златоуст расположен в Челябинской области, на востоке Европы, там, где она смыкается с Азией в самый крупный континент Земли – Евразию. На подъезде к городу можно увидеть стелу «Европа-Азия» и одновременно побывать в двух частях света.

7. Бункер

Внутри горы Косотур построен бункер. Сейчас он считается индустриальным памятником Златоуста. Некогда объект особой важности ныне заброшен и фактически уничтожен.

8. Экзотический цветок

На Таганае произрастает 27 видов орхидей – это около 18%, от зафиксированных на территории России (более 150 видов). Орхидея считается очень привередливым растением, прежде всего, потому, что для ее правильного роста и цветения требуется очень высокая влажность воздуха. Сухой и пыльный воздух растение не переносит.

9. Златоустовские трамваи самые высокогорные в мире

Златоустовские трамваи являются самыми высокогорными в мире (уклон линии местами достигает 50 %). за год трамваями перевозится 50 млн пассажиров.

10. Златоустовские мастера первыми в Европе научились выплавлять булатную сталь

В начале 1840-х годов в Златоусте Павел Петрович Аносов получил булатный узор — литую булатную сталь, из которой были созданы клинки, нисколько не уступающие по своим свойствам классическому оружию Древней Индии.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Знакомство ребенка с родным городом» Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один.

Фотоотчет «Знакомство с родным городом»Фотоотчет «Знакомство с родным городом» Мы живем в небольшом городе Моздок, который находится в Северной Осетии. В этом году, нашему городу исполняется 255 лет! Несмотря на то,.

Конспект занятия в виде игры-путешествия «Знакомство с родным городом» «Знакомство с родным городом»Цель:- Познакомить детей с достопримечательностями родного города; - Закрепить знания детей о правилах дорожного.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом» Консультация для родителей. «Как знакомить детей с родным городом» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

НОД по познавательному развитию с использованием краеведческого материала в старшей дошкольной группе «Прялка и веретено»НОД по познавательному развитию с использованием краеведческого материала в старшей дошкольной группе «Прялка и веретено» НОД по познавательному развитию с использованием краеведческого материала в старшей дошкольной группе «Прялка и веретено» Подготовила и.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Ознакомление с родным городомОзнакомление с родным городом .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы по ознакомлению с родным городом на основе краеведческого материала
Опубликовано: 21 января 2024 в 18:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД