Лучший педагог года

Техническое творчество как условие успешной социализации детей в детском саду

Надежда Тушкова
Техническое творчество как условие успешной социализации детей в детском саду

Опыт работы по Лего-конструированию «

«Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здание

собственного интеллекта»

Ж. Пиаже

Актуальность:

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первым уровнем общего образования в Российской Федерации и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наиболее актуальной задачей является достижение нормативно заданного уровня качества образования, в связи с чем, современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, режим инновационной деятельности. В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации остро стоит вопрос: «Как формировать интерес у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста?» Лего – одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно – игровую среду обучения и развития ребенка. Игра – важнейший спутник детства и Лего позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре. Перспективность применения Лего-технологии обуславливается высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональностью, технологическими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас, педагогов, на главный результат - социализацию ребёнка, удовлетворения его потребности в творчестве, развитии любознательности, мотивации в достижении успеха. Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. Использование Лего-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает замечательным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Внедрение ФГОС практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «лего – технология» «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».

Публикация «Техническое творчество как условие успешной социализации детей в детском саду» размещена в разделах

Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

1. являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие).

2. позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).

3. формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

4. объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Понимая педагогическую, методическую ценность Лего-технологии и отмечая большой интерес детей к конструированию, я сделала вывод, что не в достаточной мере применяю ее в своей работе. Поэтому, решила поставить перед собою следующую цель.

Цель: Сформировать у детей основы технического творчества : конструирования и лего-конструирования, используя элементы современных проектных технологий и различные виды Лего-конструкторов. Чтобы достичь желаемого результата, я поставила перед собой следующие задачи:

Образовательные:

1. Сформировать навыки и умения конструирования по схеме, рисунку, самостоятельно подбирать необходимый материал.

2. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца.

3. Формировать у детей пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Развивающие:

1. Развивать личностные качества: любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач.

2. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

3. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

Воспитывающие:

1. Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль)

2. Воспитывать у детей желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Воспитывать у детей желание самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Методы и приемы: беседы, коллективные работы, самостоятельное проектирование, работа по образцу, игровые приемы, информационно-рецептивный метод.

Наблюдая за детьми с первой младшей группы, за их техническо-творческой деятельностью в непрерывной образовательной деятельности, игровых ситуациях, режимных моментах, я старалась демонстрировать им способы крепления, приемы подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Применяя информационно-рецептивный метод мы вместе с детьми обследовали Лего-детали, определяли пространственные соотношения между ними (на, под, слева, справа). Использовали игры для организации детской деятельности, различные персонажи для обыгрывания сюжета. Дети использовали на практике полученные знания и увиденные приемы работы. Мною было замечено, что дети стали совершенствовать свои конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубик, кирпичик, плата, сооружать новые постройки, используя ранее полученные умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета. А процесс конструирования приносит им чувство радости при удавшейся постройке. В начале учебного года с детьми второй младшей группы я провела мониторинг интереса к данному виду деятельности.

Результат показал мне, что детей с высоким уровнем развития нет, то есть дети не могут самостоятельно выполнять все задания. Желая развивать у детей способности строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим, я приступила к реализации поставленных задач.

Изучила следующую литературу:

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO) : методическое пособие /Л. Г. Комарова – М. : Линка-Пресс, 2001.

2. Фешина Е. В. Лего – конструирование в детском саду : Пособие для педагогов. - М. :Сфера, 2011. – 243 с.

3. Дыбина О. В., «Творим, изменяем, преобразуем» /– М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.

Список сайтов

1. https://www.int-edu.ru/

2. https://www.lego.com/ru-ru/ 3. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

4. https://sites.google.com/site/legokonstruirovanievdou/glavnaa

Разработала перспективный план работы с детьми.

(Приложение 1)

Первоначально, важной задачей стало повышение навыков самостоятельной конструктивной деятельности детей в предметно-развивающей среде, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Поэтому был оформлен уголок конструирования «Лего-мир» в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Вместе с конструктором «Лего-Дупло», в уголке разместила коллекцию диких и домашних животных, игрушки от «Киндер-сюрпризов». Подобрала раскраски, создала картотеку дидактических игр, соответствующих возрасту детей.

(Приложение №2)

Для развития внимания, пространственного мышление и мелкой моторики создала картотеку схем по лего-конструированию.

(Приложение №3)

Развитие способностей к конструированию происходит последовательно, в несколько этапов.

I этап Конструирование по образцу.

Во второй младшей группе я стала предлагать детям образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов.

Для формирования понятия о величине предметов (широкий – узкий, предлагаю ребятам построить дорогу для маленькой и средней машины. Завораживающее действие на детей производит игра «Чудесный мешочек». Она помогала мне развивать логическое мышление и пространственное воображение. закрепляли знание форм кирпичиков и их цвета. В конце года я провела педагогический мониторинг, результативность которого определяла по динамике у детей интереса к данному виду деятельности; по умению ребенком назвать цвета, формы детали; группировать их по цвету и форме; умению скреплять детали разными способами; строить по образцу, по условиям, обыгрывать постройки. Если на начало года детей с высоким уровнем развития не было (т. е., ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно, то на конец года этот показатель поднялся на 10%, а средний уровень (ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания) поднялся с 50% до 65%.

Результат мониторинга позволил мне удостовериться в правильно выбранных методах и приемах по формированию у детей устойчивого интереса к конструкторской деятельности, желания экспериментировать, творить, изобретать. (Приложение №4)

Перейдя с детьми в среднюю группу, мы приступили ко второму этапу конструирования.

II этап. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

Чтобы сформировать у детей умение работать со схемами, мне было необходимо научить их определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию. В процессе обучающих игр ребенок должен был прийти к самостоятельному выводу о том, что схема несет информацию не только о предмете на ней изображённом, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также способе пространственного расположения деталей и их соединений. И становится очевидным, что у детей появляется интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций. Формируется познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Взаимодействие с родителями в процессе организации совместной деятельности выстраивала по нескольким направлениям: Информационное

Для привлечения родителей к совместному решению поставленных задач, я подготовила для них консультации «Что такое лего-конструирование?» и «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?»(Приложение №6)

Провела анкетирование «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях».

В ходе анкетирования родителей 20 детей группы было выявлено, что несмотря на то, что 75% детей проявляют дома интерес к лего-конструированию, лишь 47% родителей играют с ними вместе. Родители не обладают в полной мере информацией о разнообразии Лего-конструкторов и работе ДОУ по развитию конструктивных навыков у воспитанников.

Практическое. Поэтому, мною был составлен перспективный план работы с родителями. Во время совместной с родителями игры с Лего, ребёнок не чувствует себя одиноким, формируются и укрепляются взаимоотношения, развивается чувство уверенности в себе. В игровой форме у детей легче происходит автоматизация звуков, расширяется кругозор, пополняется словарный запас. Поэтому, идея о создании детско-родительского клуба «Лего-Сити» стало верным и своевременным. Организация выставок и фото-вернисажей с совместными семейными работами теперь являются знаменательным событием в жизни группы. (Приложение№7)

Наряду с общими наглядными консультациями, я проводила индивидуальную, дифференцированную работу с разными категориями родителей. Для начала работы со схемами, предлагала простую схему сборки, в которой подробно и с картинками описан весь процесс комбинации деталей. Я рекомендовала не оставлять первое время ребенка одного, а подсказывать направлять в правильное русло рассуждения. В процессе семейной игры в ЛЕГО формируются тёплые, доброжелательные отношения, что немаловажно для формирования и развития детской психики если в младшем возрасте конструктивная деятельность детей первоначально имела, главным образом, индивидуальный характер. Поэтому, все чаще стали организовывать в группе выставку «Мои первые успехи - Lego», фотовыставку «Вот как мы умеем!», совместный проект «Лего-огород». Для меня, как для педагога, конструктор Лего является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие.

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом, способствует решению задач Социально-коммуникативного развития. Общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками формирует позитивные установки к различным видам совместного труда и творчества.

Познавательное развитие.

Техническое конструирование, как воплощение замысла из деталей Лего-конструктора, формирует первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира. Конструируя, дети узнают о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом). Таким образом, я, как педагог, решаю задачи Познавательного развития. (Приложение№7)

Речевое развитие.

Работу с детьми над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи, словообразованием, формированием предпосылок обучения грамоте тоже возможно проводить, используя конструктор Лего.

Таким образом, использование игровых приемов с помощью Лего приносит разнообразие в процесс обучения и развития. Конструктивную деятельность строю согласно комплексно-тематическому планированию, подбирая разные темы для строительства. Работа по лексическим темам с применением Лего–конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Результатом этой работы стало создание картотеки «Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте»(Приложение №8)

Физическое развитие

Решая задачи Физического развития, Лего-конструирован способствует развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. Однако, погружаясь в мир лего, я заинтересовалась мягким модульным конструктором Лего-SOFT, которое нашло широкое применения в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников. Прочные в соединении детали набора можно использовать как в подвижных играх, так в корригирующей гимнастики в качестве физкультурного инвентаря.

Художественно-эстетического развития

Лего-конструирование помогает реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.

III этап. Конструирование по замыслу.

По сравнению с конструированием по образцу, эта форма организации обучения обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности. Здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников. В силу возраста их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Для успешного проведения свободной деятельности с конструктором Лего я старалась соблюдать определенные условия :

1 Детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты.

2. Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали.

3. Любая игрушка должна быть правильно преподнесена ребенку, чтобы он мог с ней познакомиться, рассмотреть, потрогать её, понять, как она устроена.

4. Обязательное стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время работы.

5. Хорошим дополнением является специально подобранная музыка.

Перед конструированием мне необходимо выяснить у ребенка наличие предварительного замысла его будущей постройки, помочь спланировать этапы ее строительства, а по окончании расспросить о том, что и как ребенок строил, как будет играть. Не все дети могут самостоятельно составить подобные рассказы. Они способны отвечать на вопросы, но некоторые отказываются отвечать и заставлять их не нужно. Всему свое время. Постройки лучше на некоторое время сохранять, так как детям очень жалко уничтожать результаты своего труда. С этой целью был оборудован уголок продуктивной деятельности. Но если было необходимо разобрать постройку, то старалась обыграть этот момент.

По мере возможности использовала прием фотографирования детских работ. Дети взрослеют и расширяются их знания и представления о людях разных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества образовательного проекта «Темп» на тему «Воспитывать человека труда с дошкольной ступени», создание механизма умственного и творческого развития дошкольников через использование ЛЕГО - конструирования в образовательном процессе ДОУ. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования.

Приложение №9

Одним из писателей был Павел Петрович Бажов, он своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова, мы создаем основу для формирования патриотических чувств. Решила создать проект со сказками П. П. Бажова на тему: «Уральский сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» и Лего - конструкторы»Продуктивная деятельность началась с анализа будущей постройки, пространственным расположением этих частей относительно друг друга. Дети с удовольствием участвовали в этом проекте и с удовольствием обыгрывали созданную модель. Для того, чтобы понимать, над какими затруднениям детей мне предстоит работать в подготовительной группе, а провела диагностику уровня знаний и умений по Лего-конструированию. Для этого я выяснила, называет ли ребенок детали конструктора, умеет ли строить по инструкции педагога, сформировано ли у него умение работать со схемой и поэтапно собирать модель, умеет ли строить по творческому замыслу.

Диагностика показала, что 75% детей (15 человек) знают и называют детали конструктора. А трудности состоят в конструировании по инструкции (средний показатель-25%, низкий-10%, работе со схемами и по замыслу (средний показатель 35% и 30% соответственно).

Диагностика выявила высокий уровень наглядного моделирования, элементов логического мышления. У ребят возрос интерес к конструктивной деятельности. Дружнее играют, могут решить сложившуюся конфликтную ситуацию, возникшую из –детали или способа постройки. Пытаются вместе заменить одну деталь другой, прийти к новому способу изготовления объекта. У некоторых ребят сохранились небольшие трудности в скреплении деталей. Большинство детей хорошо скрепляют детали в различных положениях. Удерживают детали в руках и скрепляют не только на столе, но и на весу. Стараются, чтобы постройки были прочными, сами проверяют друг у друга постройки на прочность. Используют возможные варианты скрепления деталей, а также могут объяснить приемы невозможных скреплений. С каждым годом материальная база группы пополняется современными Лего-конструкторами «Lego Duplo», «Lego Wedo», «Lego Dakta», «Lego Sity». Для успешного развития технического творчества в подготовительной группе начала знакомство детей с конструкторами из серии «Эврика». Эти конструкторы очень заинтересовали детей, но движущиеся механизмы требуют высоких технических навыков. Здесь нам на помощь приходят родители и наш «Лего-Сити» клуб. Приложение№11

В ходе наблюдений за самостоятельной деятельностью детей замечаю, что они стали чаще использовать конструктор для сюжетных игр. Изготавливают предметы необходимые им для игры.

Таким образом, целенаправленное использование технологии Лего создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей детей к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки. Работа с Лего – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать.

Перспектива на будущее:

В этом году хочу продолжить работу по Лего-конструирования в рамках образовательного проекта «Темп». Этот новый необычный метод ознакомления детей с рабочими профессиями, направленный на подготовку квалифицированных кадров для экономики региона, поможет моим будущим первоклассникам приоткрыть дверь во взрослую жизнь. А мне, как педагогу, Лего-технология позволяет повышать уровень профессиональной компетенции и мастерства.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском садуФотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском саду Большое внимание в работе с детьми раннего возраста необходимо уделять приобретению детьми сенсорного и сенсорно - моторного опыта. Акцент.

Конспект занятия по социализации «Я в детском саду» Цель: создать положительный эмоциональный климат в группе. Задачи: развивать навыки общения, вырабатывать навыки социального поведения и.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:

Публикация Техническое творчество как условие успешной социализации детей в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Тушкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Техническое творчество как условие успешной социализации детей в детском саду
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 18:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД