Получи документы

Опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков

Алена Коровина
Опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков

АННОТАЦИЯ

Работа представлена по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, начиная с момента поступления их в ДОУ, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию первичных представлений о ЗОЖ, формированию здоровьесберегающей компетентности.

Введение

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Публикация «Опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

Наши отечественные педагоги (Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева, В. А. Горбачева и др.) и психологи (В. С. Мухина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой нашего исследования стала формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Перед мной встала проблема поиска эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников.

Предметом исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

В связи с этим целью моей работы стало : дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Достигнуть цели панировалось через решение следующих задач:

1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности овладения детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками.

2. Определить наиболее эффективные методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

3. Систематизировать работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

Особенности овладения детьми раннего и младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка.

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н. Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Таким образом, в ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает

полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребёнка). В начале второго года жизни ребёнок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.

В 2-3 года ребёнок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На третьем году жизни ребёнка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения : спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании на сон, благодарить за оказанную помощь.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни, с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

К четвёртому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец, полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту, и порядок.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Методы и приемы формирования культурно-

гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л. Р., Комарова Т. С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Приём – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести :

• Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;

• Пример взрослого;

• Приучение, упражнение;

• Создание воспитывающих ситуаций;

• Поощрение помогает ребенку, утвердится, поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);

Важной задачей в работе с детьми младшего дошкольного возраста является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни – стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребёнок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

1. Показ и объяснение.

В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

2. Упражнение и контроль.

Только при многократном повторении какого-либо действия, закрепляется определенный навык. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

3. Пример взрослых.

Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).

4. Игровые приемы.

Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Хорошо помогают закрепить имеющиеся навыки дидактические игры, игра «в ошибки».

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.

Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Ещё одно из условий, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда соблюдали культурно-гигиенические навыки.

Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.

Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Работу по формированию культурно-гигиенических навыков мы начали с того, что продумала наличие оборудования. Каждой вещи было отведено определенное место, доступное для детей. Дети знали где, что находится. Далее проводилась работа по ознакомлению детей с предметами личной гигиены.

Вторым шагом было разделение осваиваемых детьми действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

1) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

2) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

3) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

4) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Когда мы начали работать с воспитанниками двухлетнего возраста, обратили внимание на то, что многие ребята совершенно не владеют даже элементарными культурными навыками. Многие не умеют пользоваться (даже не хотят) платочком, расчёской, не могут самостоятельно помыть ручки, лицо, поправить одежду. Во время еды также возникают проблемы: кто-то неправильно держит ложку, чашку, многие не умеют вести себя за столом. Во время игр, занятий и самостоятельной деятельности детей обратила внимание, что половина детского коллектива плохо обращается с книгой, игрушками, дидактическими пособиями. Также далеко не все здороваются и прощаются с ребятами и взрослыми, часто ссорятся между собой.

Планируя работу с воспитанниками, я включили методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков в НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим:

- «Искупаем куклу Катю».

- «Оденем куклу Машу на прогулку».

- «Постелем Мишке кроватку».

- «Напоим гостей чаем»,

- «Накроем стол к обеду» и другие.

В процессе этих занятий формируются не только культурно-гигиенические, но и игровые навыки, которые обеспечивают развитие сюжетно-ролевой игры. В каждую обучающую деятельность мы включали художественное слово: песенки, потешки, зачитывали отрывки из произведений «Мойдодыр», «Что такое хорошо и что такое плохо». Использовались наглядность, игрушки-гости. Обязательно поощряли детей, использую к каждому индивидуальный подход.

Также проводили любимые детьми игры и дидактические упражнения. Например: дидактическая игра «Научим Зайку умываться», упражнение «Причешем кукол».

Для того чтобы научить убирать игрушки на место, мы провели для начала экскурсию по группе и показали, где «живут» игрушки: машинки - в «гараже» на одной полке, куклы - в теремочке на другой, книги, кубики и т. д. – на специально отведённых для них полочках и шкафах. Далее, привлекали к уборке игрушек, обыгрывая упражнения «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Где живут машинки?» и т. д.

Конечно, не все воспитанники спешили убирать всё на свои места по моей просьбе. Здесь приходилось хитрить: вечером прятались некоторые игрушки или книги, а утром ребята спрашивали, где же игрушки? Мы им объясняли, что они обиделись на то, что их разбрасывают и вернутся только тогда, когда они научатся с ними хорошо обращаться.

Особое внимание уделялось бережному обращению с книгой, дидактическими пособиями. Чтобы привлечь воспитанников, мы нарисовали на коробках книги – одну с грустным лицом, с помятыми уголками, а другую – весёлую и чистенькую. Спрашивали у них, почему книга такая грустная, что с ней случилось? Вместе с детьми делаем вывод о плохом обращении с ней ребятами.

Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков в нашей группе является соблюдение воспитанниками режима дня.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует их, помогает быть активными, самостоятельными.

Хотелось бы добавить о культуре общения с взрослыми и сверстниками. Человек, как существо социальное, постоянно взаимодействует с другими людьми. У ребёнка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками ДОУ. Наша задача – воспитывать у них культуру общения.

Мы стараемся увлечь и объединить воспитанников интересной игрой или совместным занятием, поощряем даже незначительные попытки играть вместе. Стараемся направлять отношения детей так, чтобы ребята приобретали опыт положительного общения.

Для установления доброжелательных отношений между детьми и нами, взрослыми, также используем разнообразные дидактические игры и упражнения, такие, как: «Мишка ушиб лапку, пожалей его», «Как утешить куклу». В процессе этих упражнениях мы обучаем ребят спокойно разговаривать, сочувствовать другому, обращаться друг к другу по имени.

«Покажем утёнку, как нужно попросить о чём-нибудь», «Научим игрушки здороваться друг с другом» – этих играх обучаем малышей пользоваться словесными формами приветствия, прощания, учим вежливо обращаться с просьбой.

Конечно, не всё идёт так гладко в нашей работе, как хотелось бы. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В перспективе – будем продолжать развивать у малышей навыки культурного поведения, изучать новинки методической литературы по данному направлению, апробировать современные подходы к формированию КГН.

Взаимодействие с семьёй – важное условие для формирования культурно-гигиенических навыков детей.

Формирование культурно-гигиенических навыков не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания.

Работу с родителями мы начали со сбора информации о наличии у них необходимых знаний по данному вопросу. При изучении семей наших воспитанников, выявились типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемыми ими ошибки в формировании ими культурно-гигиенических навыков.

Многие родители из-за нехватки времени или терпения предпочитают сами быстренько умыть, одеть ребёнка, убрать за него игрушки, что мешает закреплению полученных в детском саду знаний, умений и навыков культурного поведения. Некоторые родители мало обращают внимание на то, что малыш плохо ведёт себя на улице и в общественных местах. Для этого были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

Для того чтобы родители могли прививать навыки в семье в единстве с детским садом мы систематически знакомили родителей с содержанием и методами формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Стремясь дать родителям квалифицированный совет, проводились тематические консультации по формированию культурно-гигиенических навыков : «Воспитан ли ваш ребёнок?», «Методы педагогического воздействия».

Результаты не заставили себя долго ждать. Многие родители включились в совместную работу по данному направлению, оценили ее важность и значимость для развития ребенка, делились своими успехами по формированию культурно-гигиенических навыков дома, в семье.

Заключение

Таким образом, теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы с детьми по данной проблеме позволили сформировать определенные выводы :

1. анализ психолого-педагогической литературы по формированию культурно- гигиенических навыков позволил установить, что данная проблема является актуальной и требует дальнейшего теоретического осмысления;

2 формирование культурно-гигиенических навыков – это первоочередная задача воспитания маленького ребёнка. Младший дошкольный возраст – наиболее подходящий период для формирования культурно-гигиенических навыков;

3 эффективность работы по формированию культурно-гигиенических навыков зависит от уровня взаимодействия с семьёй по данному направлению;

4 обоснована и доказана эффективность комплекса педагогических условий, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста: организация развивающей предметно-пространственной среды, которая будет способствовать формированию культурно-гигиенических навыков в ДОУ и заинтересованность родителей в решении данной проблемы.

Публикации по теме:

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр в гостях у ребят» Цель: формирования позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам. Задачи. - Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Чистота — залог здоровья»Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Чистота — залог здоровья» Актуальность проекта Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алена Коровина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков
Опубликовано: 17 мая 2023 в 21:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД