Лучший педагог года

Из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Людмила Рожкова
Из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Рожкова Л. А., Пьянкова А. В.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа говорят и пишут много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Публикация «Из опыта работы „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

В последнее время утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.

Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

В настоящее время эта работа актуальна, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумения.

По результатам анкетирования родителей и опроса детей выяснили, что многие мало знают о своём родном посёлке, историю названия улиц на которых живут. Мы вместе с родителями создали "Семейный альбом", который привлёк внимание и родителей и детей к происхождению своей семьи.

На основе анкетирования родителей и анализа программы по нравственно-патриотическому воспитанию детей нами была определена цель и поставлены задачи по решению данной проблемы.

Цель своей деятельности мы определили так:

Формирование положительного насыщенного образа малой Родины, основы для становления духовно-нравственного сознания дошкольников.

Затем постарались четко сформулировать задачи, которые предстояло решить:

- Способствовать созданию предметно-развивающей среды для нравственно-патриотического воспитания детей.

-Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников.

-Формировать у детей основы личности будущего гражданина, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, своим близким.

-Воспитывать чувство патриотизма, ответственности, гордости, уважения к культурному прошлому своей страны, малой Родины.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Мы стараемся воспитать в них гуманное отношение к своим близким.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему посёлку. История посёлка – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в посёлке Полазна, посёлке с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего посёлка, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее.

В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даём детям краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.

Воспитываем у детей гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Воспитывая у детей любовь к своему поселку, подводим к пониманию, что наш посёлок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех;

- везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие национальные и общественные праздники.

Большое значение в своей работе уделяем ознакомлению детей с природой родного края, так как общепринято, что общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, мы стараемся привить детям любовь к родной природе, закрепить знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления.

Знакомя детей с родной страной, мы расширяем их представления о значении государственных символов России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.

Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Также формируем у детей основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, стараемся привить детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.

Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

У нас в посёлке существует музей «Боевой Славы», который посещают наши дети. С большим интересом они рассматривают экспозиции, посвященные участникам Великой Отечественной войны и участникам локальных войн. В музее мы проводим экскурсии и беседы.

В нашем детском саду много хороших традиций: традиционными стали встречи с ветеранами войны и труда накануне 9 мая - Дня Победы в ВОВ, встречи с интересными людьми.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родине.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даём детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.

Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие, попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Мы не испытываем трудности, так как в нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Дети приобщаются к народной культуре.

Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью. «Почемучки» интересуются всем. Поэтому нами, совместно с детской библиотекой организованы различные мероприятия, где дети получают знания: это «История возникновения нашего поселка», «Былинные герои – защитники Отечества», «История возникновения праздника «Новый год», «История возникновения игрушки» и др. ;

участвуют в конкурсах, проводимых работниками библиотеки вместе с родителями (различные выставки работ детского творчества).

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Показать через малое – большое, зависимость между деятельностью одного человека и окружающей жизнью - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Приобщая детей к труду, мы формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Птичья столовая»; к работе обязательно привлекаем родителей, так как в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Это и парк Дружбы около детского сада, сосновый бор, и живописная тропинка к достопримечательности нашего посёлка – Черному озеру…Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности. То, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем и жизненные успехи взрослого человека.

Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному посёлку, необходимо:

- воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет;

- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, культуры, истории и окружающей природы

Мы считаем, что организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей Родине, помогает стать детям гражданами, патриотами своей страны.

В результате систематической целенаправленной работы удалось добиться позитивных результатов: значительно обогатилась предметно - развивающая среда, в группе появился уголок "Полазна - мой посёлок", куда мы поместили герб, карту посёлка, буклеты, книги о Полазне, картотеку дидактических игр, фотоальбомы" Посёлок, в котором я живу", "Природа родного края", альбом о профессиях родителей и профессии нефтяника; гербарий деревьев и кустарников; макет "Мой посёлок", дети научились ценить и поддерживать дружеские отношения, познакомились с историей возникновения Полазны, знают как надо заботиться о посёлке, чтобы он был красивым и уютным. Расширился кругозор детей и взрослых. Повысилась педагогическая культура родителей в вопросах воспитания у детей чувства любви к своей малой Родине.

Хочется еще раз отметить - воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

Список литературы

1. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» - М., УЦ «Перспектива», 2008

2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»,- МЦГЛ, 2004

3. Бабаева Т. И., Крулехт М. В. «Дошкольник 5-7 лет в детском саду»,

С-П,. «Детство-пресс», 2010

4. Вострухина Т. Н. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»

5. - М., «Сфера», 2011

6. Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (по разделу «Социальный мир»); - Волгоград, Учитель, 2008

7. Жуковская Р. И. «Родной край» : - М., Просвещение, 1990

8. Кондречкинская Л. А. «С чего начинается Родина?»., - МТЦ, Сфера, 2003

9. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», - М,;Сфера, 2009

10. Натарова В. И. «Моя страна» Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

11. Оверчук Т. И. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. - М., «Просвещение», 2004.

12. Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду», - М., Мозаика-синтез, 2008

13. Федотова А. М. «Пермский край – мой родной край»; - Пермь, Книжный мир, 2001

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы.

Отчет из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе краеведческой работы Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе краеведческой работы. Колесникова Любовь Васильевна, воспитатель МКДОУ «Детский.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Педсовет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» .

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников 1 слайд Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель: Богданова Г. Н. 2 слайд Быть патриотом своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 20 октября 2018 в 16:10
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Рожкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД