Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте

Светлана Кабалалиева
Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте

Человечество, учитывая печальные ошибки прошлого, твердо осознало, что потеря каждого биологического вида дикой природы наносит ущерб экологическим интересам общества в настоящем и может привести к невосполнимым потерям в будущем.

Экологическая ситуация в мире катастрофична и требует изменения поведения человека. Для этого всем, живущим на Земле необходимо понять реальное положение человека. Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Публикация «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Экологическое образование – это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Причина этого в том, что деятельность человека в природе часто безграничная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком.

Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Наша задача – научить детей быть другом природы, любить ее, понимать и заботиться о ней.

Принимая во внимание, что экологическая культура как черта личности формируется как в процессе педагогического взаимодействия (относительно управляемое, относительно социально контролируемое воздействие общества на человека, так и «позволяя ребенку расти самостоятельно» (спонтанное формирование и деятельность самого человека, можно предположить, что каждое из указанных условий будет включать как инициативу ребенка (способ творческого осмысления и творческого преобразования бытия, так и созданные взрослыми для ребенка культурные формы, отражающие знаки, символы, образы природа. Таким образом, по мнению М. С. Кагана, «ребенок развивается одновременно и во взаимодействии двух основных человеческих способностей – созидания и ассимиляции, объективации и деобъективации».

В современных исследованиях выделяют множество педагогических условий экологического образования дошкольников, способствующих: формированию экологических ценностей : Д. А. Адам, Л. М. Гафарова; освоение детьми природной среды: М. С. Бронникова, М. И. Васильева, В. М. Ворошилова; оптимизация процесса экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: Л. Р. Ахметшина, В. Н. Димова, Т. В. Жерневская, Р. Н. Колчанов; эколого-валеологическое образования детей : Е. Г. Кушнина; формирование экологического мышления и сознания : И. С. Телегина, Л. М. Макарова, Г. И. Островская; формирование экологической компетентности : Н. А. Волкова, Л. И. Пономарева, Ю. А. Шаронова и другие. Так Д. А. Адам раскрывает совокупность педагогических условий формирования экологических ценностей у дошкольников средствами современного искусства. Данная совокупность, по ее мнению, заключается:

1) в реализации семиотического метода познания окружающего экологического пространства;

2) в организации эколого-развивающей среды как совокупности компонентов природно-социально-предметной среды ребенка, функционирование которой направлено на комплексное формирование экологических ценностей ребенка;

3) в разработке и внедрении технологий использования современных видов искусства (анимация, комиксы, коллаж, инсталляция, которые обеспечивают механизм интернализации ребенком воспринимаемых и интерпретируемых ценностей окружающей среды через последовательные взаимосвязанные стадии;

4) в создании социально-ориентированных ситуаций, обеспечивающих актуализацию образного, эмоционально-мотивационного и действенно-практического содержания экологических ценностей дошкольников.

Каждый ребенок усваивает информацию экологического содержания, которая ему интересна в соответствии с его мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности. В то же время экологическая субкультура проявляется в стремлении ребенка к самоутверждению, сопоставлению и анализу его соответствия экологическому идеалу, характерному для данного исторического этапа, присвоению господствующих представлений об экологически безопасном поведении в природе, экологической традиции, существующие в мире детей и взрослых, нормы поведения, их отношение к природе. В этом случае воспитателю отводится роль соучастника детских открытий, который не торопится указывать путь решения проблемы или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.

Для того чтобы научить детей любить природу, понимать её и бережно относиться к ней я и выбрала тему: «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте».

Приступая к экологическому воспитанию дошкольников я поставила перед собой следующие задачи:

- освоение экологических представлений

- развитие познавательных умений

- овладение умениями ухода за живыми существами

- накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

Занятия с детьми строю на принципах развивающего обучения и направляю на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать, обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи, мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Занятия, наблюдения, игры, опыты планирую согласно плану – программы воспитательно-образовательной работы.

Большое внимание уделяю общению детей с природой : деревьями, птицами, насекомыми, в ближайшем парке, сквере, на лугу. Дети с большим интересом занимаются на экологическом огороде, узнают лекарственные растения, ухаживают за ними, любят посещать уголок природы, где расположена Альпийская горка, здесь дети знакомятся с луговыми цветами, наблюдают за скворцами, которые поселились в скворечнике, ребята не только наблюдают, но и заботятся о них. Дети помогают поддерживать чистоту в уголках природы, вместе с ними организовываю экологические проекты. Они хорошо знают:

Беречь природу – это значит беречь своё здоровье.

На огородах которые разбиты в детском саду выращиваем овощи, пряности с детьми, какую огромную радость вызывает у них полученный результат. Вместе с детьми посадили ягодник. В течение года организовывала различные игры, конкурсы (Что, где, когда) (Знатоки природы)

Проводила праздники по временам года и вечера развлечений. Также показали с детьми сказку «Лесные звери». Я стараюсь научить детей быть добрыми, заботливыми друзьями природы, воспитать в них новое поколение с новым экологическим мышлением.

Экологическое воспитание детей я осуществляю вместе с родителями: в начале года организовала анкетирование на тему: «Экологическое воспитание» и проводила в течении года консультации на темы: «За природу в ответе каждый», «Лесная аптека», деловую игру «Земля – твой дом», за круглым столом «Воспитание доброты к природе» и т. д., показываю родителям занятия по экологии, вечера развлечения, праздники.

На своих занятиях я часто использую такую форму работы как беседа, потому что именно в ходе беседы у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты и богатств воспитывается любовь к ней.

В старшей группе провела проблемно – этическую беседу о животных. Тема: «Все нужны на Земле». На этом занятии дети объяснили Жалейкину, что некрасивых животных не бывает, они выглядят так, чтобы им было удобно жить в разных местах. И все они очень – очень нужны в природе. В средней группе провела комплексное занятие «Путешествие в весенний лес». Я старалась воспитать в детях радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе. Очень много провожу с детьми различных экскурсий на темы:

«В речном царстве в прибрежном государстве»

«Здесь надо увидеть, здесь надо всмотреться»

«Май – для цветов рай»

«В царстве снега и льда»

На экскурсиях дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников, наблюдают за птицами, насекомыми, цветами, рекой и т. д. Наблюдения способствуют глубокому усвоению знаний о природе.

Также подобрала множество дидактических игр, которые помогут детям лучше ознакомиться с природой: «Парочки», «Тропинки и лабиринты», «Кто с кем дружит», «Что где растёт» и т. д.

Для воспитателей своего детского сада был проведён

семинар – практикум «Сущность и специфика технологий экологического воспитания детей разных возрастных групп»

Педсовет на тему: «Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте». Консультации «Огород на окне», «Поговорите с деревьями», «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте», в которой говорится как важно сейчас экологическое воспитание, какие формы работы можно использовать при ознакомлении детей с окружающим. Я думаю, что если дети почувствуют, что мир наполнен живыми радующимися и страдающими существами, требующими бережного отношения, наша земля станет намного краше.

В своей работе я применяла экологические проекты. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность. Вот некоторые проекты, которые мы проводили вместе с детьми: «Чистое утро» - это подарок ребят своей планете. Собравшись по секрету чуть раньше, чем обычно, дети выходят на уборку выбранной заранее территории.

«Лесная аптека» - знакомство с лекарственными растениями, открыть лесную аптеку в группе.

«Не ходите по газонам» - установить определённые знаки, запрещающие ходить по газонам.

«Добрая зима» - изготовление кормушек, скворечников для птиц. Проведя эти проекты я утвердилась, в мысли, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

Природа пробуждает в нас прекрасные чувства, только нужно уметь видеть и понимать её.

Художники пишут прекрасные картины, но есть люди которые способны дать вторую жизнь увядшему цветку, листу… это флористы. Мне тоже захотелось научить детей простым секретам технологии. Это будет: мозаика из засушенных растений, из крылаток, лесная скульптура, поделки из тополиного пуха. Каждый ребёнок может засушить растения и наклеить их на картон, а вот правильно скомпоновать их с учётом законов художественного творчества и эстетики не просто. Собрать изящное панно, сделать из листьев тот или иной образ – искусство. На своём кружке «Капелька» я поставила перед собой следующую задачу: научить детей видеть специфику материала и конструировать из него, создавая неповторимые образы. Работая с бесценными дарами природы, мы создаём мир чудесных образов. Все они уникальны, ибо не одно повторить с тонкостью нельзя, поскольку двух одинаковых листочков, каштанов, желудей, найти не возможно. Мне очень хочется раскрыть детям глаза на волшебный мир, в котором они живут, учить их любить природу дарить, им радость творчества.

В своей работе я опиралась на опыт работы С. Н. Николаевой, Т. М. Бондаренко, Т. А. Шорыгина, О. А. Воронкевич, Т. Ф. Панфилова, также я стараюсь использовать новые методы и технологии. Помогаю детям освоить экологические знания – это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Освоение этих знаний в дошкольном возрасте помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, даёт возможность выразить себя в общении с природой.

Как прекрасно! Воспитать человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Библиотека изображений:

Публикация Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Кабалалиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте
Опубликовано: 14 июня 2023 в 09:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД