Получи документы

Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений»

Галина Макеева
Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений»

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли».

Л. С. Выготский

Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования - это всестороннее развитие личности дошкольника: развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости.

Публикация «Опыт работы „Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка логически мыслить можно лишь в ситуации требующей осмысления. Невозможность разрешить трудности привычным путем и мы должны побудить ребенка к активному поиску средств и способов решения задач.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполниться 14 лет и он достигнет стадии логических операций, когда его мышление приобретет характерные черты мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Развитие логического мышления у детей через развивающие игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.

Степень новизны моего педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию логического мышления.

Занимаясь с детьми, мною было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Результаты современных педагогических и психологических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, И. Я. Лернер) показали:

-ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;

-овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы;

Проблемность обучения в ДОУ (Мы также можем сказать о проблемности)

1. Контрастность в развитии дошкольников : некоторые дети опережают сверстников в развитии. Необходим индивидуальный подход в обучении.

2. Недостаточность занятий по ФЭМП – 1 раз в неделю. Это должно компенсироваться повседневной игровой деятельностью.

3. Уделение игре большей роли.

Цель - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.

Опыт работы по данному направлению опирается на требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Г. С.

В ходе работы выдвинуты :

Задачи:

• обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

• учить детей ориентироваться в пространстве;

развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;

• подготовить пространственную среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.

В своей работе используем разнообразные формы, методы и приемы:

• непосредственно образовательная деятельность;

• игровая деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• рассматривание;

• чтение художественной литературы и т. д.

Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:

логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);

игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, игровой набор игры: «Запоминай, не зевай!», «Ее величество точка», «Капризная принцесса», «Волшебный мешочек», «Туристический автобус», «Одного поля ягода», «Большая стирка».

загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросыс математическим смыслом (этот материал создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, смелость в предположениях, понимание юмора. Результат решения зависит от жизненного опыта детей, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном).

игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик», кубики «Сложи узор»; (Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач).

дидактические игры: («Живые числа», «Сложи фигуру», «Сложи из палочек», «Матрешки», «Подбери фигуру», «12 месяцев», «Угадай, какое число пропущено», «Сломанная машина», «Встань на свое место».

Настольно-печатные игры («Большой — маленький»; «Один — много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»).

Свои развивающие игры я широко использовала в непосредственно - образовательной деятельности по математическому развитию, в «Тихом уголке» в математической игротеке, в свободной, игровой деятельности детей, в виде дидактических игр в совместной деятельности детей и родителей, в работе с родителями : в игровых минутках.

Поскольку старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то я развивала интерес к моделированию, к знаковым системам, к кодированию чисел, а так же самостоятельности в решении того или иного задания. Дети старшего дошкольного возраста быстрее включаются в решение проблемы. Здесь дети всегда были полноценными участниками: они горячо обсуждали возможные варианты решения заданий. В процессе таких заданий дети овладевали основными действиями логического мышления - сравнение, воссоздание целого из частей, процессом моделирования, поиском закономерности, предметно-схематическими моделями, элементами кодирования и картографии.

Все игры - задания я разделила на несколько групп:

1. Репродуктивные.

Игры, требующие применение приобретенных заранее знаний или способов действия.

Названия игр: «Назови предмет одним словом», «Съедобное - несъедобное», «Рыбы – птицы - звери».

2. Тренировочные.

Задания, требующие от ребенка подражанию образцу взрослого.

Названия игр: «Назови предмет в ряду», «Я знаю 5…», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру».

3. Творческие.

Игры, требующие от ребенка поисковой активности при выполнении нового.

Названия игр: «Белый лист», «Ход конем», «Игры с обручами», «Вычислительная машина».

4. Частично - поисковые.

Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска решения.

Названия игр: «Лабиринты», «Головоломки», «Танграм».

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. И наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, у ребёнка будет развито логическое мышление.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствование работы по развитию логического мышления через ФЭМП и предполагает поиск путей во взаимосвязи детского сада и семьи, поскольку и цель – всестороннее развитие ребёнка и подготовка его к школе – у нас единая.

Формы, которые я использую в работе по данной теме, разнообразны:

Беседы, дискуссии, консультации.

Оформление стендов, папок – передвижек.

Проведение открытых мероприятий для родителей.

Вывод:

Итак, развитие логического мышления через ФЭМП, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.

Публикации по теме:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Авторское дидактическое пособие «Лого-столик» по формированию математических представлений и развитию логического мышленияАвторское дидактическое пособие «Лого-столик» по формированию математических представлений и развитию логического мышления Хочу представить вниманию коллег авторское многофункциональное дидактическое пособие по формированию математических представлений и развитию.

Перспективный план работы по развитию элементарных математических представлений через дидактические игры в младшей группе Перспективный план работы по развитию элементарных математических представлений (величина, цвет, форма) у детей дошкольного возраста через.

Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике.

Опыт работы «Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста» Введение. Условие возникновения, становления опыта. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок» ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВОМ СКАЗОК» Разработала:.

План самообразования Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал.

Развитие логического мышления детей через игровую деятельность с использованием блоков Дьенеша «Чтобы переварить знания, Надо поглощать их с аппетитом» Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов,.

Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Сообщение из опыта работы «Развитие у детей элементарных математических представлений в подготовительной группе» Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеет работа по развитию элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Макеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений»
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 17:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД