Папки-передвижки

Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста

Стопоренко Ирина Васильевна
Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста

Актуальность физкультурно-оздоровительной работы обусловлена различными факторами. На современном этапе ситуация в обществе такова, что практически ни один ребёнок не рождается абсолютно здоровым. В подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, уже страдают дефицитом движения и не закалённостью. Это оказывает отрицательное влияние на их организм.

В практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная активность ребёнка, различные формы её целенаправленного развития занимают более чем скромное место. Снижение внимания к проблеме воспитания двигательной активности ребёнка – дошкольника ведёт к утрате потенциальных источников его развития. И поэтому воспитание

Публикация «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

двигательной активности, а также её оптимизация являются актуальными в настоящее время.

Поэтому моя педагогическая деятельность сконцентрирована на всестороннее развитие ребёнка с упором на развитие двигательной активности.

Изучив психолого-педагогическую литературу по волнующей меня проблеме, проанализировав современные программы, свой опыт работы с детьми я пришла к выводу, что существующий режим двигательной активности в ДОУ не способствует полному удовлетворению потребности ребёнка в движении. И поэтому я поставила перед собой задачу: выработать оптимальный двигательный режим путём введения вариативных форм физического воспитания, направленных на естественное стимулирование познавательной и двигательной активности.

Программой воспитания в детском саду выделено два основных компонента двигательного режима : организованная и самостоятельная двигательная деятельность. Чтобы отдать предпочтение той или иной форме двигательной деятельности, я рассмотрела соотношение времени, затраченного на выполнение различных режимных моментов, и двигательную активность детей в них. Это показало, что самое продолжительное время занимает самостоятельная деятельность детей. Организованная деятельность занимает немного времени от общего периода бодрствования. Необходимо было искать пути увеличения двигательной активности и в бытовой, и в организованной деятельности. В связи с этим был разработан режим двигательной активности в течение дня.

Свою работу над темой я начала с разработки плана по месяцам включающего в себя следующие направления:

- работа с детьми (диагностика детей, традиционные физкультурные занятия, спортивно-развлекательные развивающие комплексы, спортивные развлечения, организация физкультурно-игровой среды, утренние зарядки, бодрствующие зарядки после дневного сна, упражнения для коррекции стопы, пальчиковые гимнастики, физкультминутки);

- работа с родителями (консультации, составление памятки по оздоровлению детей, оформление папок- передвижек, анкетирование, конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»);

- работа с педагогами (создание перспективного плана самостоятельной деятельности по месяцам, консультация для воспитателей «Воспитание культуры движения в семье», доклад «Двигательный режим детей дошкольного возраста», проведение мастер - класса для педагогов «Нетрадиционные физкультурные занятия»).

Путём хронометрирования, которое состояло из диагностики развития движений, а также фиксирование времени пассивного и активного состояния ребёнка, я определила уровни двигательной активности детей в группе. Это дало возможность выделить группы детей с низкой и высокой двигательной

активностью, что позволило мне изменить подход в выборе упражнений, игр, основных движений во время физкультурных занятий и в различных режимных моментах.

Для стимулирования желания детей заниматься двигательной активностью мною были определены принципы содержания работы с детьми:

Принцип природосообразности: умение принимать ребёнка таким, какой он есть.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода: ориентация на группу здоровья, уровень двигательных навыков.

• Принцип учёта возрастных способностей.

• Принцип гуманистической направленности во взаимодействии с детьми.

В своей работе на занятиях я решила использовать спортивно-развлекательные комплексы. Для этого провела тщательный отбор методов и приёмов, способствующие подготовке детей к спортивно- развлекательным комплексам и усвоению их содержания:

• Чтение художественной литературы (сказок, стихов, потешек).

• Использование различных театров (кукольного, настольного, пальчикового, фланелеграфа).

• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация без наклеивания).

• Использование аудио- и видеоматериала (диски с песнями, видеофильмы по сказкам).

В процессе работы применяла следующие приё мы: показ образа движений, речевое сопровождение движений указание, поощрение, помощь при выполнении движений, упражнения подражательного характера, сюрпризные и игровые моменты.

Разработала перспективный план, который состоял из трё х блоков:

I блок – организованное обучение.

II блок – совместная деятельность воспитателя с детьми.

III блок – самостоятельная деятельность детей.

План составлен для обеспечения системы последовательной работы по теме. В первом блоке традиционные физкультурные занятия, проводимые два раза в неделю, дополняются спортивно-развлекательными развивающими комплексами, которые проводятся один раз в неделю. Чтобы подготовить детей к восприятию сюжета комплексов, необходима предварительная работа на занятиях по изобразительной деятельности.

В совместной деятельности (второй блок) детям читала сказки, рассматривали иллюстрации к сказкам.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей (третий блок) в группу приносила оборудование, используемое в спортивно-развивающих комплексах с целью закрепления полученных навыков.

Упражнения в комплексах включают ходьбу, бег, прыжки, метание, лазанье, общеразвивающие упражнения, элементы танца. Используются дыхательные

упражнения, позволяющие восстановить силы, расслабиться. На основе сказочного сюжета объединены разные виды деятельности: физическая, речевая и музыкальная. Спортивно-развивающие комплексы распределены

так, что на традиционных физкультурных занятиях движения изучаются, а в комплексах, в игровой форме, закрепляется пройденное.

Чтобы все формы двигательной деятельности гармонично сочетались, разработала модель двигательного режима.

Модель двигательного режима в группе

№ п/п Формы работы Особенности организации, продолжительность

1. Занятия по физической культуре 2 раза в неделю по подгруппам; младшая подгруппа – 10-15 минут, старшая подгруппа – 25-30 минут.

2. Спортивно-развлекательные развивающие комплексы Со всей группой ежемесячно 25 минут 1 раз в неделю

3. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:

а) утренняя гимнастика;

б) подвижные игры и физические упражнения на прогулке и в группе;

в) физкультминутки

г) бодрствующая гимнастика

Ежедневно 10 минут по специально разработанным игровым комплексам.

Ежедневно два раза (на утренней и вечерней прогулке).

Ежедневно на занятиях

После сна («побудка»)

методика Ю. Ф. Змановского.

4. Самостоятельная активная деятельность Ежедневно: проводится под наблюдением воспитателя

Длительные наблюдения и работа при оптимальном режиме двигательной активности в группе показало положительную динамику состояния здоровья детей. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Повысился уровень функциональных возможностей и физической подготовленности. Дифференцированное обучение основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности во время использования различных форм физического воспитания, положительно повлияло на психофизическое развитие детей, на характер их поведения и на личностные качества. У большинства очень активных детей

появилось устойчивое внимание, позволяющее качественнее выполнять различные двигательные задания, а также управлять своим поведением в

соответствии с определёнными правилами и нормами. Эти дети стали более спокойными и уравновешенными. У малоподвижных детей появился

достаточный запас двигательных навыков, а также интерес к спортивным упражнениям и желание участвовать в коллективных играх. У всех детей отмечается хорошее, ровное настроение, доброжелательное отношение друг к другу.

Адаптация к дошкольному учреждению проходит намного легче, повышается уровень адаптивности ребёнка к ДОУ. Не посещаемость детьми детского сада по причине заболеваемости уменьшилась.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что методические приёмы (наглядно – зрительные, наглядно – слуховые, тактильно-мышечная наглядность и т. д.) и используемые методы (словесный, наглядный, практический, игровой (использование упражнений в игровой форме, соревновательный, применяемые в различных формах двигательной деятельности, являются эффективными и позволяют развивать ребёнка физически, укреплять здоровье, корректировать психофизическое развитие и поведение детей.

Результаты диагностики на конец учебного года показали положительную динамику в развитии двигательной активности каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка»Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка» Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Учить умению сохранять равновесие.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Конспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детейКонспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детей «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ» Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Удовлетворение естественной потребности детей в движении,.

Развитие двигательной активности детей во время зимней прогулкиРазвитие двигательной активности детей во время зимней прогулки Специалисты утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым и крепким. Движение – фундамент настоящего и будущего здоровья.

Развитие двигательной активности нестандартным способом. Сухой бассейнРазвитие двигательной активности нестандартным способом. Сухой бассейн Развитие двигательной активности нестандартным способом. Сухой бассейн —как средство оздоровления для детей. Сегодня придумано очень много.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2023 в 08:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД