Лучший педагог года

Опыт работы «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников»

елена петракова
Опыт работы «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников»

Опыт работы

воспитателя МБДОУ детского сада

комбинированного вида №112 «Лисичка»

Петраковой Елены Геннадьевны

по теме «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников».

Публикация «Опыт работы „Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах

«Театральное искусство оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей, их нравственное воспитание»,-писал Д. Б. Кабалевский.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе любого театра лежит игра. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.

Показателем нравственной воспитанности человека является его отношение к окружающим и самому себе. Это отношение выражается в сочувствии, взаимопомощи, отзывчивости, доброте – эмпатии. Исследователи показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. Воспитание нравственных качеств успешно решается средствами театрализованной деятельности.

Принимая участие в театрализованных постановках, дети стремятся не только технически точно передать произведение, но и выражают своё отношение к исполнительскому искусству, причём, делают это с увлечением, испытывают радость от самого процесса, от возможности проявления самостоятельности.

Театрализованная деятельность предполагает работу с художественной литературой: сказками, рассказами, стихами. Они активно воздействуют на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Смысл сказок – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите хорошего, простого человека.

Чтобы эффективно использовать театрализованню деятельность в развитии ребёнка как личности, я поставила перед собой цель – вызвать у детей интерес к театрализованным играм и на их основе формировать нравственные качества взаимодействия со сверстниками. Уже первые шаги в этом направлении показали,

как велик интерес детей к этой деятельности, но очень мал запас их знаний и мений. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. расширить представление детей об окружающем мире и театрализованной деятельности;

2. создать в грппе развивающюю среду (различного вида театры; дидактические игры; пособия; атрибуты, декорации для инсценирования; иллюстрации, хрестоматии по детской художественной литературе, ТСО и др.)

3. развивать у детей выразительность, образность речи, творческое воображение;

4. формировать у дошкольников через театрализованные игры нравственные качества; а именно:

воспитание гуманных чувств;

• развивать стремление быть отзывчивым к товарищам, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;

• приучать детей правильно оценивать свои поступки и товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических театров.

Свою работу по вышеуказанной теме я начала с изучения методической литературы. Прежде всего, в работе над этой проблемой мне помогла программа и рекомендации Сорокиной Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Я использовала перспективные планы, предложенные автором, этюды и упражнения, репертуар для спектаклей.

Много полезного я узнала из пособия Л. П. Фисюковой «Воспитание сказкой», в котором представлены интересные методы и приёмы, а именно: творческое наследие Дж. Родари и собственные разработки Фесюковой Л. П. Она предлагает смотреть на сказку нетрадиционно. Более подробно я изучила раздел «Воспитание добрых чувств», где конкретно, в каждой сказке указаны те нравственные понятия, которые воспитываются данным произведением. Из рекомендаций Фесюковой Л. П. я использовала в своей работе такие методы и приёмы, как:

• умение правильно задавать вопросы (нравственный урок);

• сочинение новых эпизодов, новых сказок, где нет зла и жестокости;

• придумывание другой концовки (хороший конец сказки);

• внесение непредвиденных ситуаций (как помочь герою) и др.

Особенно меня заинтересовало популярное пособие для педагогов и родителей Б. А. Никитина «Разбудите ребёнка» Из этой книги я использовала художественный материал для инсценировок, стихи, дидактические игры и т. д.

После изучения методической литературы я приступила к выполнению намеченной цели. Прежде всего составила перспективный план работы по организации театрализованной деятельности старших дошкольников

Затем оформила развивающую предметно - пространственную среду. При проектировании её учитывала:

• индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

• особенности его эмоционально-личностного развития;

• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Так, в группе появился уголок драматизации, куда вошли различного вида театры (теневой, настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, ширма для показа, атрибуты, иллюстрации и многое другое. Чтобы создать условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребёнком, материалы периодически обновляются. В зоне театрализованной деятельности имеется разнообразный бросовый материал, костюмы для ряжения и многое другое.

Театрализованные игры проводим в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время, частью занятий по разным видам деятельности, а также как специальные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим или ознакомлению с художественной литературой.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаем :

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• подготовку и разыгрывание разнообразных сказок, инсценировок;

• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальные и невербальные);

• упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, я проводила беседы, разъяснения, консультации на тему «Влияние театрализованной деятельности на нравственное воспитание дошкольников». С этой целью в уголке для родителей помещалась информация, типа: «Эмоциональное благополучие ребёнка», «Домашний театр», «Воспитание сказкой», «Как научить ребёнка правильно общаться со сверстниками?», «Развитие детей через театрализованную деятельность» и др.

Также родителям было предложено участие в играх и спектаклях, заинтересованность родителей, совместное изготовление красивых

костюмов, декораций, атрибутов, афиш сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а значит интересной.

Результаты педагогической диагностики в конце учебного года показали положительную динамику. Выяснилось, что дети лучше представляют себе, что такое добро, зло, дружба, стали проявлять гуманные чувства по отношению к окружающим (отзывчивость, сочувствие).

Более эффективное использование театрализованных игр, при формировании у детей нравственных качеств возможно при выполнении следующих условий:

• единство социально-нравственного и когнитивного развития;

• правильное оформление предметно-развивающей среды;

• постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

• Соблюдение строгой системы планирования.

Успех в работе достигается лишь в результате глубокой преемственности между детским садом и семьёй, от заинтересованности родителей в нравственном воспитании ребёнка.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем елена петракова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Использование театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 8 августа 2020 в 15:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД