Лучший педагог года

Использование метода интеллект-карты в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста

Юлия Попова
Использование метода интеллект-карты в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы: «

Слайд 1 Опыт работы: «Использование метода интеллект -карты в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Я слышу и забываю.

Я вижу, и запоминаю.

Я делаю и понимаю.

Конфуций

Автор: воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 5 «Радуга», Попова Юлия Викторовна

Публикация «Использование метода интеллект-карты в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Слайд 2 Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интенсивное изменение окружающей действительности диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные методы обучения и воспитания.

Воспитатель выступает в роли организатора, источника информации, консультантом и помощником, в получение детьми познавательного опыта.

Развитие интереса дошкольника к окружающему миру, желание познать, освоить и обобщить все новое – главная задача современного ребенка. Дети моей группы не исключение.

Принимая данные сведения во внимание и результаты собственных наблюдений, подтолкнули меня к поиску инновационных методов работы с детьми, которые позволят воспитанникам научиться собирать информацию о предмете, объекте, явлении и её анализировать, синтезировать, обобщать.

Слайд 3 Мое внимание привлек метод «интеллект - карты» педагога Макаровой Марины Владимировны из МДОУ «Детский сад №19 «Ручеёк» города Гая, Оренбургской области.

Заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект - карт на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием моих дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания, я поставила перед собой следующую Слайд 4 цель: пробудить в ребёнке способность к обобщению знаний об окружающем мире, структурировать информацию в рамках одной темы.

Слайд 5 Для реализации поставленной цели я разработала собственный алгоритм составления интеллект – карты :

Интеллект - карты создаю на фанере обтянутой тканью (фланелью) нежных тонов располагая её на подставке вертикально.

В центре располагаю символ для обозначения главной идеи занятия.

От главной идеи нашиваю четыре ствола первого уровня, на которых будут располагаться подразделы основной идеи.

Далее располагаются более тонкие ветви второго уровня, которые помогают педагогу донести информацию до детей.

Самые тоненькие ветви завершают оформление интеллект-карты, где на их метках могут располагаться изображения - ответы детей.

Слайд 6 С помощью, созданной интеллекткарты мною решаются следующие задачи:

- побуждать детей проводить логические цепочки между событиями и явлениями природы или предметами и людьми;

- повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в познавательном развитии;

- развивать быстрое восприятие и запоминание изученного материала.

Для того, чтобы внедрить в практику, создаваемую интеллект-карту, я использовала поэтапный способ её заполнения.

Интеллект-карту, созданную по моему алгоритму, можно использовать не только для обобщения изученного материала, а также в игровом методе обучения, направленном на познавательное развитие и формирование умственных способностей.

Слайд 7 На первом этапе обозначаем главную тему мероприятия, через «Мозговой штурм» при помощи вопросов, загадок, художественного слова. Вопрос в виде иллюстрации выставлен в центре интеллект-карты.

Вашему вниманию предлагаю пример с использованием загадки : «Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. Кто это?»

Слайд 8 Вторым этапом работы по интеллект-карте дети продумывают ответы, самостоятельно выбирают его из предложенных картинок и выставляют их на второй уровень.

Слайд 9 На заключительном этапе дети картинками обосновывают ответ на проблемный вопрос «Почему ты так решил?».

Если ребенок выставляет изображение коровы, то ставит картинки пестрой коровы, зеленой травы, потому что она ее ест, и кувшин молока.

Если считает, что ответ на эту загадку – курица, то он должен поставить следующие картинки: курица-пеструшка, ест зеленую траву и несет белые яйца. Так поступают дети по каждому объекту.

В дополнение к «мозговому штурму» при заполнении интеллект – карты, я использую художественное слово, исследовательскую деятельность, рассказ ребенка по содержанию литературного произведения и т. д.

Слайд 10 Хочу отметить, работа с интеллект-картой подразумевает интеграцию образовательных областей:

- «музыкальный ключ» – прослушивание музыки или музыкальная физминутка;

- «карандаш» – организация изобразительной деятельности. Указанные знаки могу располагать на любых уровнях карты.

Методическое пособие «Интеллект-карта» усиливает познавательное восприятие ребенка, помогает систематизировать знания, развивает его умственные способности.

Слайд 11 Создание интеллект-карт помогло мне наладить эффективное сотрудничество с семьей.

Мой педагогический опыт показал, что самым эффективным способом работы с родительской общественностью является проведение мастер-классов по их изготовлению и использованию, так как в ходе его я даю родителям теоретические и практические знания по опыту.

Совместно с родителями мы составили интеллект – карты на темы : «Времена года», «Транспорт», у родителей появилась хорошая возможность стать активными участниками в организации воспитательно - образовательного процесса.

Начиная работу по интеллект - картам мною, был разработан диагностический материал, с целью отслеживания эффективности инновационного метода работы с детьми в области «Познавательное развитие» по следующим критериям:

- умение выстраивать логические цепочки;

- систематизировать полученные знания;

- развивать быстрое восприятие изученного материала.

Слайд 12 По этим критериям я провела диагностику и получила следующие результаты:

Слайд 13 Применение интеллект-карты в моём педагогическом процессе - является необычным видом деятельности, имеющий много общего с игрой, и этот эффективный способ работы с информацией, дает положительные результаты. Сами интеллект-карты стимулируют моих воспитанников, на новые открытия, они могут результаты опытов самостоятельно располагать на интеллект – карте, создавать книжки-малышки взяв за основу интеллект-карту, стали меньше обращаться ко мне с вопросами о помощи, в изобразительной деятельности, так как могут найти детализацию изображаемого предмета на карте. Так наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, могу отметить, что ребята составляют рассказы с опорой на интеллект – карту, что побуждает их к нестандартным идеям.

Слайд 14 В будущем мне бы хотелось широкого применения мультимедиа при использовании интеллект-карт : изображения были бы объемными, в формате 3D со стереозвуком. Чтобы картинки оживали и возникал бы «эффект присутствия» ребенка с изучаемым объектом.

Слайд 15 Закончить свой опыт работы мне бы хотелось словами Константина Дмитриевича Ушинского «Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игрыИспользование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Конспект НОД по изготовлению интеллект-карты «Безопасность» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по изготовлению интеллект-карты «Безопасность» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД изготовление интеллект-карты «Безопасность» с детьми старшего дошкольного возраста Цели занятия: закрепить знания о безопасности,.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:

Публикация Использование метода интеллект-карты в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Попова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование метода интеллект-карты в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 мая 2023 в 09:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД