Папки-передвижки

Формирование функциональной грамотности детей в процессе художественно-театрализованной деятельности

Марина Дементьева
Формирование функциональной грамотности детей в процессе художественно-театрализованной деятельности

В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребенка. Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Она всесторонне обобщает опыт ребенка, активизирует его интерес к искусству, общению с ним, развивает способности.

Публикация «Формирование функциональной грамотности детей в процессе художественно-театрализованной деятельности» размещена в разделах

Ввиду особого значения театрализованной игры в развитии всесторонней личности дошкольника, представляется актуальной проблема повышения интереса к ней.

Интерес может поддерживаться разными условиями: эмоциональными, познавательными и материальными.

Одним из материальных условий при формировании функциональной грамотности в процессе художественно-театрализованной деятельности являются новые атрибуты (декорации, герои, игрушки, а, следовательно, вся предметно-развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.

Развивающая среда группы может являться средством воспитания у детей интереса к художественно-театрализованной деятельности, стимулятором самостоятельности и активности детей.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную художественно-театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

В нашей группе предметно-развивающая театральная среда построена с учётом возрастных особенностей детей. В группе созданы необходимые условия для развития творческих способностей детей в художественно-театрализованной деятельности.

В группе имеется театрализованная зона, в состав которой входит ширма для показа кукольного спектакля, имеются персонажи для демонстрации кукольного спектакля, различные виды театров, элементы костюмов для постановок, маски для драматизации сказок, дидактические игры, театр на фланелеграфе, атрибуты для игр-драматизаций. Широко представлено наличие в группе библиотеки со сказками.

В группе имеется необходимое театральное оборудование и атрибуты для игр-драматизаций (маски, фланелеграфы, декорации, костюмы для постановок, предметы для ряженья (юбки, платочки, шляпки).

Театральный уголок в группе эстетично оформлен, соответствуют возрастным нормам, критериям и программным требованиям к содержанию. Небольшое разнообразие театров.

В течение месяца планируется следующие формы работы :

1. Беседы.

2. Ситуации общения, индивидуальная работа с детьми по развитию словаря, связной диалогической и монологической речи.

3. Рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, явлений природы.

4. Дидактические игры.

5. Чтение художественной литературы.

6. Совместная и самостоятельная деятельность в книжном уголке.

7. Продуктивная деятельность : рисование любимых сказок; изготовление атрибутов для театра, лепка персонажей театра и др.

Систематически (еженедельно, согласно недельной циклограмме, планируется театрализованная деятельность с детьми в виде театральных досугов, постановок-драматизаций.

Организуются видеопросмотры произведений, слушание сказок в аудиозаписи. Планируется развитие театрализованной деятельности с детьми с учетом близких, средних и дальних перспектив. При планировании драматизации с детьми в первую очередь организуется подбор подходящих видов театров, костюмов, изготовление атрибутов, элементов недостающих костюмов. Музыкальный руководитель, Клюкач Н. А оказывает помощь в подборе музыкального сопровождения, фонограмм, шумовых эффектов. Детские роли распределяются по желанию детей. В процессе театрализованной деятельности основное внимание уделяется развитию у детей умения выразить образ героя жестами, мимикой, пантамимикой.

Нами были проведены и организованы показы театрализованных представлений:

январь-Театрализованное развлечение «Зимушка - зима»

февраль-Кукольный театр «Заюшкина избушка»

В результате проведенных показов можно было увидеть развитии творческих способностей детей в художественно-театрализованной деятельности. У детей проявляется интерес к литературе, театру. Благодаря проделанной работе видно развитие эмоциональности и выразительности речи детей, способности свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Дети используют различные виды театров как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

В родительском уголке имеются материалы соответствующего содержания с консультациями: «Театральная деятельность в детском саду», «Театр в жизни ребёнка», «Развитие детей в театральной деятельности»,

Стараемся привлекать родителей к изготовлению различных видов театров и атрибутов в художественно-театрализованной деятельности в виде совместных творческих заданий с детьми на дому.

Родители поддерживают интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараются присутствовать на детских спектаклях. Отмечают достижения и определяют пути дальнейшего совершенствования. Предлагают исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогают разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

В итоге, хотелось бы предоставить модель оптимальной развивающей среды по театрализованной деятельности детей.

1. Принцип уважения к проблемам и нуждам ребенка

Учитывая данный принцип, театрализованная зона должна обязательно присутствовать в группе детского сада, т. к. театрализованная деятельность оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Данная зона должна быть доступна ребенку, а материалы уголка соответствовать возрасту детей.

2. Принцип гибкого зонирования

Учитывая данный принцип, уголок театрализованной деятельности не должен быть изолирован от уголка художественной деятельности. Он должен быть интегративен с читательским уголком, музыкальным, изобразительным уголками. Для того чтобы отделить режиссерскую (спокойную) игру и игру-драматизацию (более динамичную) при одномоментной игре детей, можно использовать для трансформации помещения разнообразные ширмы, подвижные перегородки, модули

3. Принцип уважения мнения ребенка

Следуя этому принципу, ребенок сам может расставить материалы в театральном уголке, предложить сюжет, костюм, атрибут для театрализованной игры, принести игру или какой-либо атрибут для театрализованной игры из дома, отказаться от роли или, наоборот, сыграть задуманного им героя.

4. Принцип опережающего характера содержания образования

Этот принцип относится и к театрализованной деятельности детей. В развивающей среде театрального уголка находятся материалы по возрасту детей, но и материалы (15%) для детей более старшего возраста. Например, в играх, атрибутах, костюмах появляются герои сказок, которые еще не знакомы детям (король, петрушка, фея).

5. Принцип динамичности - статичности среды

В театрализованном уголке, помимо сцены, которая остается неизменной, должны присутствовать различные переносные ширмы, пуфики, модули, вешалки, мебель на колесиках (например, столик, которые ребенок может расположить по своему усмотрению в пространстве группы. И, конечно, материалы не должны залеживаться на полках, а меняться с течением времени, расти с малышом.

6. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

С точки зрения данного принципа, театральный уголок должен располагаться ближе к шумным уголкам (например, к музыкальному уголку, но режиссерская игра требует близости спокойной зоны (читательского уголка). Поэтому ребенок может взять игру и поиграть в нее в том месте, где ему удобнее и комфортнее. Равенство позиций детей и взрослых («глаза в глаза») достигается в данной зоне наличием сцены, которая возвышается над остальной площадью.

7. Принцип детской активности, самостоятельности, творчества.

Чтобы соответствовать данному принципу, пособия театрального уголка должны постоянно меняться. Они могут быть изготовляться детьми самостоятельно или вариативно использоваться. Материалы должны быть разнообразными (разные виды театра). Содержать стимулы для ребенка, которые способствуют знакомству детей с музыкальным театром, кукольным театром, пантомимой, драматическим театром и пр.

8. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Пособия, костюмы, атрибуты, реквизит, игры в театральном уголке должны быть эстетичными, прочными, красивыми, вызывать у детей положительные эмоции, интерес и желание поиграть с ними. Театральный уголок требует уюта, чистоты и комфорта. Чтобы ребенок формировал образ «Я», необходимо в уголке иметь зеркала и разнообразные альбомы, в которых были фотографии ребенка и его родителей, его рисунки, рассказы и т. д.

9. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Театральный уголок может сочетать в себе классические игрушки или самодельные игрушки, где герои сказок выполнены в разных техниках и жанрах: из природного, бросового материала, оригами, бисера и пр. Для зрителей в зрительном зале могут быть поставлены стульчики, а могут быть и пуфики, модули и пр.

10. Принцип открытости-закрытости среды

- открытость культуре

В театральном уголке группы могут быть представлены – национальные народные костюмы, разных стран мира, образцы театрального мастерства (книги о выдающихся театрах города, страны, мира, иллюстрации к сказкам знаменитых художников, рисунки (эскизы) костюмов). Литературная основа игр и постановок может быть разнообразной, но должна являться культурным образцом той или иной страны.

- открытость обществу

В постановке спектакля могут принимать участие не только дети, воспитатели, педагоги ДУ, но и родители, и другие родственники детей. Они могут принять на себя не только роль зрителей, но и артистов, декораторов, костюмеров, режиссера и пр.

- открытость своего «Я»

В театральном уголке могут лежать альбомы с фотографиями детей и родителей, афиши, билеты или программки спектаклей, на которые ребенок ходил с семьей, рисунки детей, высказывания о постановках и пр., что важно для самого ребенка. Обязательно наличие зеркала.

11. Принцип учета половых и возрастных различий детей

Учитывая данный принцип, в театральном уголке можно вывесить костюмы по половому признаку (сарафаны - девочкам, косоворотки – мальчикам, подобрать атрибуты (платочки – девочкам, кепки – мальчикам, подобрать игрушки (солдатики – мальчикам, матрешки – девочкам) и т. д. Сказки и книжки тоже могут различаться для девочек и мальчиков.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Сценарий театрализованной деятельности для детей средней группы по сказке «Курочка Ряба» элементами финансовой грамотностиСценарий театрализованной деятельности для детей средней группы по сказке «Курочка Ряба» элементами финансовой грамотности .

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности детей в процессе художественно-театрализованной деятельности
Опубликовано: 6 июня 2022 в 19:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование функциональной грамотности детей в процессе художественно-театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дементьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД