Папки-передвижки

Опыт «Применение приемов и методов РТВ и ТРИЗ в интеллектуально-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Галина Хроленок
Опыт «Применение приемов и методов РТВ и ТРИЗ в интеллектуально-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы

«Применение приёмов и методов РТВ и ТРИЗ в интеллектуально-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Старший воспитатель Хроленок Г. Е.

«Дорогой воспитатель, если ты хочешь идти на работу как на праздник, если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят на занятии, а активность превышает 100%, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было как мини-КВН или театрализованное представление, если ты хочешь целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займись ТРИЗом» – эти слова я прочитала в книге доктора педагогических наук А. М. Страунинг. Хотя опыт работы у меня большой и работаю я с душой, но эти слова меня очень задели. И я «принялась» за дело. Перечитала много литературы по ТРИЗу (теория решения изобретательских задач, которую покупала, выписывала по каталогам, брала в интернете. Прочитала психологическую литературу, больше уделяла внимания мышлению и воображению. Из литературы я выяснила для себя то, что мешает быть творческим человеком:

Публикация «Опыт „Применение приемов и методов РТВ и ТРИЗ в интеллектуально-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- Стремление не отличаться и быть таким как другие;

- Боязнь оказаться глупым в своих суждениях;

- Боязнь показаться агрессивным по отношению к другим;

- Боязнь возмездия со стороны другого человека;

- Завышенная оценка своих идей;

- Неуверенность в себе, боязнь открытых высказываний своих идей.

Я сама начала в себе воспитывать такие качества для того, чтобы потом их воспитывать в детях. Чтобы дети, могли высказаться и не бояться, что они неправильно сказали. А также могли отстоять свою точку зрения и доказать, что они правы.

А профессор Л. К Вайнцванг определил 10 заповедей творческой личности:

- Будь хозяином своей судьбы;

- Достигни успеха в том, что ты любишь;

- Внеси свой вклад в общее дело;

- Строй свои отношения с людьми на доверии;

- Развивай свои творческие способности;

- Воспитай в себе смелость;

- Заботься о своем здоровье;

- Не теряй веру в себя;

- Старайся мыслить позитивно.

- Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Изучив методы и приемы ТРИЗа, долго сама апробировала их, «становилась» ребенком и записывала мысли, какие могли высказать и высказали дети, затем сравнивала. В некоторых вариантах дети поражали меня, потому, что я не могла до такого додуматься.

Очень интересной и полезной книгой для детей я считаю книгу М. К. и З. Г. Шустерман «Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких». С этой книги я начала свою работу. Эти занятия я проводила во 2 половину дня. В основу этой книги положен материал, полученный в процессе обучения детей элементам диалектике. Я учу детей мыслить и воображать, находить правильный выход в сложившейся обстановке, отвечать на вопросы.

Детский возраст – период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Я не раскрываю истину, а дети должны учиться находить ее. Например, детям надо дать знания о свойствах дерева. Начинаю с вопроса: «Что бы было, если на Земле не было лесов, деревьев?» А далее задаю еще ряд вопросов:

- «Чем же полезно дерево?».

- «Если дерево полезно, что из него можно сделать?»

- «Зачем люди выращивают леса, парки?»

- «Чем могут отличаться деревья?»

- «Какие качества дерева использует человек, когда делает посуду?»

- «Какие интересные предметы из дерева вы видели?» Затем предлагаю провести опыты с деревом : тонет, не тонет; горит, не горит; окрашивается или нет; смачивается или нет; нагревается или нет; пропускает воду или нет.

Много игр «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», «Зато» использую для открытия «тайны двойного». Детям рассказываю, что в каждом предмете, каждом веществе, каждом явлении, каждом событии есть тайна. Это наличие противоречия, когда что-то хорошо, а что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно. Игры развивают речь ребенка, фантазию, учат рассуждать. Они ярко показывают некоторые законы диалектики, такие ее категории, как противоречие, качество и количество, возможность и действительность. С детьми придумываем новые варианты игр – это словесные игры, которые не требуют наглядных пособий и материалов, а на основе знаний учу мыслить и фантазировать, развиваю качества творческой личности-чувства справедливости, умения выйти из критической ситуации, способности логически мыслить и оценивать свои действия.

На участке часто устраиваю «Чудеса прогулок», где используем разные приемы фантазирования : оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т д.

- Сейчас какое время года? (весна)

- Мы сейчас играем на участке, а если бы сейчас опять наступила зима?

- Посмотрите на солнышко. Что оно нам говорит? Как спорит оно с тучами?

- Что было бы, если бы мы все стали великанами?

- Давайте понаблюдаем разноцветный дождь, если перед глазами поставить разноцветное стекло и т. д.

А вечером… сказка. Учу придумывать свои сказки:

- Где перепутываю сюжеты и герои, а дети должны выйти из этой обстановки;

- Предлагаю рассказать детям сказку рисунками-схемами;

- Изменяю, характер героя и ввожу его в знакомую сказку и т. д.

Часто даю бумагу и карандаши, рассказываю сказку и предлагаю записать так, как это сделал бы древний человек.

Используя знакомые сказки, учу детей самим придумывать сказки на противоречие. Например : сказка «Теремок»

- Ребята, давайте отправимся в сказку. Представьте, что все лесные обитатели уже поселились в Теремке, и настала очередь медведя. Михаил Потапович подходит к жилищу и просит…

- Пустите меня к себе жить!

- По законам сказки звери должны принять медведя, но тогда разрушится Теремок, потому, что медведь какой?

- Большой, толстый, косолапый, неуклюжий

- А что же делать? Как сохранить Теремок?

- Надо построить новый и большой, чтобы медведь не разломал его.

- Так он уже стоит и стучится.

- Нужно дать ему угощенье на улице.

- Кто ж встречает гостей на улице?

- Давайте думать вместе. На улице какое время года?

- Лето, на улице тепло и можно жить у Теремка и кушать и спать.

- А зимой?

- А зимой медведи спят в берлогах.

- Вот, молодцы, и Теремок сохранили и медведя не обидели.

Составление системного оператора способствует систематизации знаний о любом предмете или явлении, так как сведения о них даются во взаимосвязи с другими предметами и явлениями. Ребенок понимает, что мир в своем многообразии един. Волшебный экран способствует формированию у детей системного мышления и является средством развития воображения и речевого творчества.

Разработала на основе игр, упражнений занятия по РТВ (развитие творческого воображения) и провожу их 1 раз в месяц. Занятия интересны детям и проходят с необычайным любопытством для них, и я всегда остаюсь, довольна, если вижу пользу от своей работы. В свободное время провожу игры по РТВ с подгруппой детей, потому что в игру надо вовлечь детей и заинтересовать их, выслушать ответы, а с целой группой это не получается, так как начинаются повторы и многие дети не хотят мыслить. Темы игр:

-Тайна загадочных мест - что случиться, если дома начнут передвигаться;

-Тайна противоречий – назови противоположных героев для Красной шапочки (волк, Айболита (Бармалей) или что такое бывает жидким и твердым (лед). Подбираю разные ситуации, чтобы дети, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные решения, могли учиться находить выход из любой сложившейся ситуации.

Д ети, играя, копируют окружающий мир, социальные отношения, то есть моделируют. Дети много и долго любят играть с кубиками и вот я показала им новые необычные кубики. Предложила их внимательно рассмотреть, потрогать, просто поиграть и как бы поинтересовалась :

- Что это за кубики, как вы думаете?

- Что на них нарисовано?

- Человечки одинаковые?

- А в чем их разница?

Постепенно подвожу детей к тому, что эти «человечки» – это молекулы. А каждое вещество, предмет состоят из этих разных «маленьких человечков». Давайте с вами вспомним, какие исходные положения вы знаете, которые воспитатель напоминает перед выполнением упражнений? (ответы).

1. Давайте займем такое положение - ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Это твердый человечек. Давайте, повторим.

2. Сейчас вот такое положение - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Это жидкий человечек.

3. А этот человечек занял позу бегущего человека. Это газообразный человечек.

Так произошло знакомство детей с «маленькими человечками». Постепенно я спрашивала о «маленьких человечках», закрепляла в играх, на гимнастике, во 2 половину дня, пока я поняла, что дети запомнили. Затем мы с детьми пошли дальше, и я стала на разных примерах показывать модели самых простых предметов, веществ, явлений, физических свойств.

Например, построить модель чашки с чаем. Задаю ряд вопросов и ожидаю ответов детей, но если не правильно отвечают, то говорю сама.

-Какие «маленькие человечки» присутствуют?

- Правильно, присутствуют все, потому, что вода – это жидкость, где много жидких человечков; идет пар-это газообразные человечки; чашка твердая - это твердые человечки. Играем в игру «Маленькие человечки» с детьми в повседневной жизни и словесно, и рисуем, и выкладываем из кубиков.

«Маленькие человечки» позволяют не только моделировать, но и анализировать природу вещества или явления.

Когда методы и приемы ТРИЗ-технологии были мной опробованы с детьми, где я выяснила, что детям эти новые задания нравятся и даже родители стали у меня спрашивать об этом, то я поняла, что эту работу надо продолжать и внедрять в занятия.

Но большое внимания уделяю развитие творческого воображения на занятиях:

- по ознакомлению с явлениями неживой природы;

- по математике;

- по ознакомлению с художественной литературой;

- по экологии.

-по ознакомлению с окружающим и развитие речи.

Задача развития творческого воображения по изобразительной деятельности в настоящее время является актуальной. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляет воображение, реализует свой замысел, самостоятельно находит средства для его воплощения. Творчество ребенка дошкольного возраста тесно связано с воображением. Воображение представляет собой процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий, и относят к одной из форм познавательной деятельности.

Например, я давала лист бумаги с нарисованной травой и предлагала им придумать и нарисовать, кто ползает в траве, летает над ней и т. д. После занятия или в ходе, кто уже справился, самим придумать, чем они хотят заполнить свой рисунок.

В средней группе, когда дети, осваивают вырезывание и наклеивание изображений округлой формы, вырезаю, например, цыплят. Я предлагала дополнить картинку, вырезав и наклеив: где цыплята гуляют, что они клюют, как пьют воду, т. е. кто что задумает или это все дорисовать карандашами или фломастерами. Когда мы рисовали сказочный домик, дети не только придумывали украшения, но и окружающую обстановку, кто живет в домике. С детьми, у которых слабо развита фантазия, я занималась индивидуально, предлагала задания на дом. Рассматривала с ними много книг, иллюстраций, читали, беседовали. Рисунки потом их стали богаче и разнообразнее. Или на занятии по рисованию, когда рисовали солнышко, то предлагала нарисовать, кого оно греет, кому оно светит.

В старшей группе дети уже владеют разнообразными движениями, техникой рисования различными материалами, лепкой, техникой аппликации, конструирования. У них более развита фантазия, возможности творческих дополнений значительно шире, и эти способности надо развивать постоянно, предоставляя им возможность самим придумывать. На занятии лепкой на тему «Волшебная поляна» предложила вылепить детям, что или кто может находиться на такой поляне. Работы были интересные : Саша слепил пингвина, который пришел из холодных стран на эту поляну Таня слепила удава с крыльями, который будет охранять эту поляну Даша слепила Фею, которая взмахнет волшебной палочкой и вся поляна оживет.

В подготовительной группе часто предлагала на занятии нарисовать интересную, необыкновенную, сказочную машину; спасителя Мухи-Цокотухи вместо Комара; слепить нового сказочного персонажа к сказке «Три поросенка» и рассказать сказку или фрагмент с этим героем; на аппликации вырезать и наклеить елку и нарядить ее не игрушками, а чем-то другим чем-то необыкновенным; или нарисовать необыкновенное, ненастоящее животное. Многие дети проявили свою фантазию и работы получились интересными.

Например, занятие по конструированию: «Идем в гости». Придумаем подарок. Какой подарок подарить? С детьми придумали слова:

Жвачка – сладкая, ароматная, липкая, тягучая

Прозрачный подарок – что-то нежное, кукле можно вырезать прозрачное платье, подарок из целлофана, сумка.

Блестящий подарок – елочные игрушки, из блестящей бумаги, просто завернуть в блестящую бумагу.

Ароматный подарок – цветы, духи, дезодорант, лак для волос. Предлагаю выбрать, кто какой подарок будет делать, и из какого материала. Дети подарки делали из бросового и природного материала, картона, дорисовывали фломастерами. Работали дети с увлечением, чтобы подарить хорошие подарки.

Из опыта работы я поняла, что развитие творчества детей является творческий подход к руководству занятиями. Чтобы стимулировать творческий подход детей к решению изобразительных задач, развивать умение придумывать что-то свое, чего раньше никто не делал, необходимо постоянное варьирование всего, что связано с организацией и проведением занятий изобразительной деятельностью, обстановки, содержание будущих работ, материалов. Я постоянно веду поиски вариантов начала занятия, постановки перед детьми изобразительной задачи, проведения занятия, организации просмотра и анализа детских рисунков. Я считаю, что просмотр детских работ в конце занятия очень важен для развития детского творчества, где дети видят результат своей деятельности. Но не все дети интересно могут рассказать о том, что они изобразили, слепили, изготовили на конструировании и аппликации. Или у них слабее развит словарный запас, или же стесняются рассказать о своей работе, или они просто изготовили, изобразили и все. Поэтому я много работаю с такими детьми над тем, чтобы они умели рассказать и анализировать не только свои работы, но и работы других детей группы.

В старшем возрасте дети стали более активны в выборе средств достижения результата, воображение стало богаче, замыслы шире, интереснее, в свои работы включают новые впечатления, которые получают из окружающей действительности.

В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для меня и своих родителей - новое о себе.

На занятиях по математике включаю элементы ТРИЗа.

По моделям сказок составляем задачи. Например, по сказке «Колобок».

- Чего больше деревьев или листочков?

- Какой формы колобок?

- Кто выше волк или заяц?

- Какого цвета шерсть у лисы?

- Что выше травы, но ниже деревьев? И т. д.

Или, отправляемся в страну «Квадратию», «Треуголию», «Прямоуголию», «Кругляндию», «Овалию», и закрепляем, чем отличаются фигуры, что у них общего, найти предметы, похожие на эти фигуры и другое.

Одновременно идет закрепление цвета, счета, формы, величины, ориентировка в пространстве, во времени. На занятиях и в повседневной жизни учу составлять маленькие рассказы, сказки, загадки, чтобы в них присутствовали математические термины. Дети придумывают неплохо, но всегда забывают, что это математика и путают просто с составлением сказок и рассказов, и мне всегда приходится вставлять термин или предложение, чтобы направить их в нужное русло. Поэтому я ставлю для себя эту задачу на первый план. Когда детям предлагаешь много наглядности, игровых, сюрпризных моментов, то видна заинтересованность детей и им просто интересно. Это видно по детским лицам, по их нестандартным высказываниям и по той атмосфере, которая царит в группе.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой включаю методы и приемы ТРИЗа. В сказках присутствуют задачи и, решая их вместе со сказочными героями, ребенок познает реальный мир, познает окружающий мир, мир людей и человеческих отношений, мир вещей и многообразие способов их применения. Сказки не отдаляют ребенка от мира, а, наоборот, вводят детей в наш мир самым эффективным способом. Шаг за шагом сказки учат ребенка думать самостоятельно. Переживая за судьбу вымышленных персонажей, дети решают вместе с нами те проблемы, с которыми могут столкнуться в реальности. И однажды, найдя выход из трудной ситуации для Винни-Пуха или дяди Федора, ребенок не спасует в жизни. На занятиях учимся с детьми старшего дошкольного возраста составлять новые сказки, продолжать сказку по предложенному началу, составлять пословицы и многое другое.

Несмотря на то, что дошкольникам хорошо знакомы сказки, они с удовольствием откликаются на мое предложение помочь главному герою справиться с возникшей проблемой, т. е. найти ИКР (идеальный конечный результат) сказочной задачи, например, помочь Машеньке в сказке «Три медведя». Метод «эмпатии» становится основным и не вызывает серьезных затруднений у дошкольников, т. к. они легко могут сами перевести сказочную ситуацию в реальную. Дети решают возникающие противоречия на основе своего жизненного опыта. Моя задача в том, чтобы целенаправленно при помощи вопросов подвести к идеальному конечному результату, когда главный герой сам себя выручает. Например, решая творческую задачу по сказке «Кот, петух и лиса», дети ответили, что Петушку вылезти из трубы и с крыши посмотреть, на самом ли деле рассыпано зерно, о котором говорит Лиса и, увидев, что его нет, не выглядывать в окошко и другие суждения.

Играем в «Загадки-добавлялки». Я подбираю такие стихи, чтобы детям можно было догадаться закончить фразу.

«Летом в болоте вы ее не найдете,

Зеленая квакушка. Кто это…Лягушка»

Для формирования умения видеть противоречия использую пословицы, загадки, сказки.

Пословицы: «Нет худа без добра», «Утро вечера мудренее» и другие.

Загадки: «Когда он нужен, его бросают

Когда не нужен, поднимают». Якорь.

«Прозрачный как стекло

А не вставить в окно». Лед.

Сказки: Хорошо да худо», «Колобок», «Снегурочка», «Маша и медведь», «Колосок», «Репка» и другие. Я поощряю инициативу детей, потому, что ребята придумывают решения разные и интересные.

Много придумываю детям заданий, чтобы они могли находить скрытые зависимости и связи. Предлагаю детям подумать о том, что могут сказать предметы?

- Что может сказать трещина на чашке? (о том, что чашка старая и, ее нужно выбросить, о том, что ее кто-то разбил).

- Что может сказать цветок на окне? (о тот, что его надо полить; о том, что за ним хорошо ухаживают; о том, что ему мало света; о том, что его нужно пересадить; о том, что ему на окне хорошо, и он все видит и слышит и т. д.)

Много провожу комплексных занятий, где сочетаются разные виды деятельности. Например, придумать сказку по предложенному сюжету, нарисовать самый интересный эпизод сказки, поиграть в игру с главным героем и все занятие с музыкальным сопровождением. Детям такие занятия нравятся, они интересны, проходят в непринужденной обстановке; каждый ребенок занят и выполняют задания, проявляют свое творчество, фантазию.

В связи с бурным потоком информации в настоящее время возникает необходимость овладения детьми систематизированными природоведческими знаниями, так как они дают большой эффект в развитии умственной деятельности ребенка, влияют на развитие способов его деятельности. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о физических явлениях (о неживой природе, позволяющие выяснить закономерности и взаимосвязи различных явлений. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми ему предметами и явлениями природы: у него возникает естественное желание узнать это новое. Я помогаю устанавливать простейшие закономерности, обращаю внимание на причины, связи и отношения явлений окружающего мира. С помощью «Маленьких человечков» учу детей объяснять явления природы, свойства предметов. Это дает детям возможность соприкасаться с научными знаниями, делать ряд самостоятельных открытий, вести исследовательскую работу на своем уровне, стимулирует любознательность, формирует творческое мышление.

Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы провожу во время непосредственных наблюдений в различные времена года: процесс перехода воды из жидкого состояния в твердое (образование льда, процесс перехода из жидкого состояние в газообразное (испарение) и т. д. Проводим опыты, видоизменяем явления, выделяем в них новые свойства и отношения. Я разработала конспекты занятий для подготовительной группы по ознакомлению детей с тепловыми явлениями. В игровой форме с помощью опытов знакомлю детей с твердыми предметами и жидкостями, с газообразными веществами, мягкими веществами, со свойствами веществ и их агрегатным состоянием с теплопроводностью и сохранением тепла и т. д.

Например, плавление сахара.

- Какой кусочек сахара? Какие «маленькие человечки?

- Твердый.

- Можно его сделать сыпучим? Какие «маленькие человечки?

- Расколоть молоточком.

- А можно сахар сделать текучим?

Дети сами предложили опыт плавления сахара.

- Что стало с маленькими человечками?

- Что станет с жидкими человечками, если расплавленный сахар поместить в прохладное место?

Вместе с детьми опытным путем и путем непосредственного наблюдения за состоянием сахара приходим к выводу, что сахар может находиться в 2-х состояниях, при нагревании маленьким человечкам становиться жарко, и они отдаляются друг от друга – сахар становиться жидким, а при охлаждении маленьким человечкам холодно и они прижимаются друг к другу, чтобы им стало теплее – сахар твердый.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию я стараюсь вносить основы экологического сознания, понимание понятия общих законов развития мира. В процессе формирования личности дошкольника необходимо опираться на систему знаний о живой природе, растениях, животных, о человеке, о таких понятиях как движение, здоровье, жизнь, смерть, об экологическом пространстве. В разных формах и разными методами в элементарной форме я даю детям знания, и чтобы дети поняли и запомнили, я закрепляю на занятиях, в играх, в рассказах, беседах, опытах и т. д. средствами ТРИЗ-технологии.

Часто в повседневной жизни даю послушать аудиозапись шума леса, моря, и т. д. и предлагаю определить, что это за звуки. И вот, переполох, все звуки перепутались, надо их распределить, какой звук, где живет.

Часто использую прием «эмпатии» - ребенку предлагаю представить себя цветком, на который сильно греет солнце и хочется пить, а дождя нет. Задаю вопрос: «Что ты чувствуешь?» Ответы детей разные :

- мне плохо,

- я сейчас умру,

- мне хорошо, потому, что я живу в пустыне, и привык,

- я сейчас завяну,

- хочу пить,

- у меня болит голова.

Это я подвожу детей к тому, что приятно сорвать цветок, поставить в вазу и любоваться им. Но когда ребенок почувствует себя этим цветком - он задумается о том, всегда ли надо рвать цветы, чтобы сразу его выбросить. И предлагаю ответить, когда надо врать цветы? Ответы были почти одинаковыми - подарить маме, бабушке, воспитателю, хотя я предлагала это задание разным детям в разное время и они не слышали других ответов. Я была очень довольна, что в своей работе я видела уже небольшую победу.

Конечно, в своей работе встречаешь много проблем. Но, работая с детьми надо много знать, много уметь, быть клоуном, юмористом, волшебником, художником и всезнайкой. Ребенок по своей натуре любознателен, его интересует все новое, неизведанное. И чем больше мы будем с ребенком играть, давать разный познавательный материал, заниматься, читать и наши дети вырастут грамотными, умными, любознательными людьми, которые придут всегда на помощь и не оставят в беде.

Я думаю, что моя работа пойдет детям на пользу и в критической ситуации они всегда смогут выйти из затруднительного положения.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Техника «коллаж» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 1 слайд Тема моего выступления «Техника коллаж в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2 слайд «Сделать серьезное занятие.

Сценарий интеллектуально-развлекательной игры для детей старшего дошкольного возраста «День Знаний — 1 сентября» День Знаний- 1 сентября (Интеллектуально-развлекательная игра для детей старшего дошкольного возраста) Под звуки песни «Дважды два-четыре».

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Конспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗКонспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗ «Что мы знаем о животных?» Задачи: - Расширять представления детей о домашних и диких животных с применением графической и символической.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт «Применение приемов и методов РТВ и ТРИЗ в интеллектуально-творческом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 июня 2023 в 12:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД