Папки-передвижки

Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Марина Белова
Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Идея: Способствовать нравственно - патриотическому развитию ребёнка, становлению его духовной основы, уважения к культуре русского народа и гордости за свой родной край.

Условия возникновения и становления опыта.

Публикация «Описание опыта работы „Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, города Тулы.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В Уставе МБОУ ЦО №15 в разделе «Организация образовательного процесса» предусматривается работа по воспитанию у детей любви к Родине, родному краю и его истории. Задачи, которые ставит проект воспитательной системы дошкольной образовательной организации «Родной свой край люби и знай» - это воспитание у детей любви и заботы о своем родном городе Туле, знакомство с трудом народных мастеров, её историей, формирование любви к Родине, способствование формированию основ гражданско–патриотической позиции ребенка. Эти документы заставили меня задуматься о необходимости ведения работы по знакомству детей с родным городом, с трудом народных мастеров, прославивших наш город, о привитии детям чувства гордости за свой родной город. Именно на этой основе воспитываются нравственно – патриотические чувства привязанности к своей малой и большой Родине.

Актуальность и перспектива опыта

В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом государства.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь в семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот, важно для воспитания нравственно – патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их пониманию, что их год – частица России, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех, (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

-есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

-быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи вероисповедания.

-к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни. Когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.

К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием презрением может только человек, непонимающий потребностей детства».

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, писал К. Д. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Воспитание нравственно – патриотических чувств процесс сложный и длительный, требующий от нас большой убеждённости и вдохновения. Систематическая и планомерная работа в разных видах деятельности ведёт к успешному овладению знаниями о родном городе. Основы нравственно - патриотического воспитания, заложенные в дошкольном детстве, дают ребёнку возможность в дальнейшем для развития гражданских качеств.

Таким образом, актуальность проблемы нравственно – патриотического воспитания бесспорна.

Теоретическая база опыта.

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно – патриотического воспитания внесли : Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др. Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т. И. Антонова, Т. Т. Зубова и др., осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева и др., восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова т. д.)

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:

1. Принцип историзма – реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых событий и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера, а также ориентироваться на любовь к семье, к родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

4. Принцип интегративности – сотрудничество с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко – культурными особенностями Тулы.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования, что позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно – патриотические, естественнонаучные др.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Тульского края.

2. Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому. Улице, краю, стране.

3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в городе, сопричастность к этому.

4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).

5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Новизна опыта.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Каждый педагог в процессе обучения и воспитания детей ищет самые эффективные пути их развития.

В процессе занятий с детьми выявила, что у них недостаточно сформированы знания о родном городе - герое Туле, о его культурных памятниках, о традициях предков, о людях прославивших город.

На основании этого была продолжена работа по развитию представлений у детей о родном городе, о его историческом прошлом, по воспитанию нравственно - патриотических чувств. Выработала систему работы по данному вопросу.

Знания детей через формы

Занятие Игра Игра - путешествие Занятия- беседы Экскурсии Занятия поискового характера Викторины, КВН, театр

Определила объём и содержание знаний о родном крае, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Разработала систему занятий, экскурсий, игр по данному вопросу. Занимаясь с детьми одновременно привлекала к работе родителей. Проводила с ними беседы, консультации, совместные вечера развлечений родителей и детей.

Ведущая педагогическая идея.

Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья

Детский сад

Родная улица, район Родной город

Страна, столица, символика Права и обязанности

(Конституция)

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно - патриотическому воспитанию.

Моей задачей было: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции. общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными. вызывающими интерес. Продумала, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для Тульского края.

Ведущей педагогической идеей для меня стала идея - воспитания любви к Отечеству, Тульскому краю, его историческому прошлому, культурному наследию.

Планомерная и систематическая работа по развитию у детей представлений о родном крае, патриотических чувств включает активное участие детей, где каждый ребёнок это активный исследователь. Это способствует нравственно - патриотическому развитию детей, активизации их познавательной деятельности. Исследования педагогов В. И. Логиновой, П,Г. Саморуковой доказывают, что формирование гражданина, патриота своей Родины начинается с проявления чувства любви к родителям, к своей семье, к детскому саду, родному краю. В содержание дошкольного образования введён региональный компонент, который разработан Департаментом образования Тульской области от 21.04.2003г. за номером 583. Взяв на вооружение основную задачу - ознакомление с родным краем- ведущей педагогической идеей, считаю воспитание любви к Родине, Тульскому краю, его истории, традициям, людям, прославившим город.

Технология опыта.

В настоящее время вопрос нравственно - патриотического воспитания стоит очень остро. Данная тема является очень актуальной, одной из главных тем воспитательного процесса в детском саду.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

На основе этого, мною, в течение ряда лет ведётся работа по ознакомлению детей с историческим наследием родного города, как средством нравственно - патриотического воспитания.

На первом этапе работы изучила литературу по данной теме.

Далее изучила программу по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду (П. П. Васильевой) и парциальную программу "Я - человек"(С. А. Козловой, в которых ставились задачи по знакомству детей с родным городом.

Для повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию в группе был создан, совместно с родителями, мини - музей, посвящённый "60 - летию Победы в Великой Отечественной войне".

Далее провела первичную диагностику детей по теме. Выяснила, что знания у детей о родном городе сформированы, но не систематизированы. Следующим этапом работы была систематизация всего изученного. Составила перспективное планирование, где решались следующие задачи:

познакомить детей с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями.

дать детям знания отом, как народ хранит память о людях, прославивших наш город.

познакомить с памятником Л. Н. Толстого, с его творчеством, с Ясной Поляной.

дать знания о том, чем славится родной город Тула.

познакомить с памятниками защитникам Отечества (пл. Победы, танк Т- 34, Катюша).

На следующем этапе провела работу с родителями, т. к. данные знания не закрепляются в домашних условиях. Использовала разнообразные формы работы с родителями.

Формы работы с родителями

Консультации Беседы Выставки Анкетирование

Совместное проведение праздников Оформление папки - передвижки Дни открытых дверей Привлечение родителей по сбору материала

Результативность

Работая над темой "нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" ставила перед собой задачу: отслеживать результативность работы. При составлении диагностики проводила обследование детей два раза в год, в начале и в конце года. Результаты диагностики показали, что дети на высоком и среднем уровне имеют знания о родном городе, о достопримечательностях города Тулы, о людях прославивших город, о Великой Отечественной войне, но они не осмыслены, недостаточно прочные и углубленные.

В процессе последовательной, систематической работы знания детей стали более глубокими и прочными.

Результатом своей работы считаю, что у детей развиты представления о родном городе - герое Туле, о его исторических традициях, о местах боёв во время Великой Отечественной войны. Дети интересуются достопримечательностями нашей страны, знают символы государства (герб, флаг, гимн, столицу России - Москву, расширились представления детей о городах России.

Адресная направленность

Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Она содержит теоретические и практические знания об особенностях развития представлений у детей о родном городе- герое Туле, о его исторических памятниках культуры, о воспитании у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, о формировании бережного отношения к природе и всему живому, развитие интереса к русским традициям и промыслам, как средство нравственно - патриотического воспитания

Трудоёмкость опыта.

Мой опыт работы по данной теме складывался не сразу. Поняв актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста, начала работу по данному вопросу с изучения литературы по данной теме. Этих знаний оказалось недостаточно. Необходимо посещение музеев: самоваров, музей "Тульский пряник", музей им. Белобородова, музей оружия, Тульский краеведческий музей. Собрав необходимую теоретическую информацию, начала оборудовать в группе мини - музей:" Мой край родной", " 70–летие Победы в Великой Отечественной войне"(открытки, фотографии. иллюстрации, слайды, книги, значки). Собрала и систематизировала русские народные пословицы, поговорки, стихи о Туле, об исторических памятниках, о Тульских мастерах. Посетила библиотеки и школьный музей, с целью обсуждения проблем преемственности в работе детского сада и школы по данной теме.

Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных глубоких постулатов:

1. Корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

2. Семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

3. Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий выражены в фотовыставке. Не менее интересно провести "мини- исследование". Причём воспитатель вместе с родителями выбирает и определяет тему исследования, разумно ограничивая её "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории предприятия и т. д. безусловно, всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к родине.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности «Салют Победы» Актуальность проекта: В 2015 году вся наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта знаменательная дата в истории.

План самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности» .Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малышевский детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок" ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к своему отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Беседа «Так начиналась война» Беседа в подготовительной группе на тему: «Так начиналась война» Цель: закрепить знания детей о том, как защищали свою родину советские.

Нравственно-патриотическое воспитание (из опыта работы) Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой,- сохранение культурной самобытности.

Обобщение опыта по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СЛАЙД №1 Заставка - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Арутюнян. В. В. - я воспитатель МБДОУ Чебурашка ст. Гиагинской СЛАЙД №2 Мне.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Представление педагогического опыта работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Актуальность и перспективность опыта Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Нет.

Программа работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего возраста» Программа работы по самообразованию. Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание у детей старшего возраста» Воспитатель МБДОУ Центр.

Библиотека изображений:

Публикация Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Белова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 октября 2016 в 19:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД