Папки-передвижки

Развитие физических качеств дошкольников в процессе организации подвижных игр

Галья Бондарева
Развитие физических качеств дошкольников в процессе организации подвижных игр

Описание опыта инновационной педагогической деятельности

Одно из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое развитие.

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путями. Но, конечно, эти движения эффективнее усваиваются детьми в игре.

Публикация «Развитие физических качеств дошкольников в процессе организации подвижных игр» размещена в разделах

В научной и методической литературе подвижная игра определяется как сложная эмоциональная деятельность детей, которая:

•активизирует дыхание, кровообращение, обменные процессы;

•совершенствует движения, развивает их координацию;

•формирует быстроту, силу, выносливость;

•учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации;

•учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям;

•формирует личностные качества (честность, справедливость,

дисциплинированность);

•учит дружить, сопереживать, помогать друг другу;

развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией

Анализ изученной литературы, методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и организации этого процесса в группе, определили выбор направления моей деятельности – развитие физических качеств у детей именно через организацию подвижных игр.

Цель педагогического опыта: найти пути совершенствования физических качеств у детей в процессе организации подвижных игр.

На основе результатов мониторинга, общих задач физического воспитания поставила следующие задачи:

•формировать и развивать у детей движения, способствующие развитию физических качеств через подвижную игру;

•обогащать двигательный опыт детей за счёт подвижных игр;

развивать у детей интерес к подвижным играм;

•содействовать охране и укреплению здоровья детей, повышать функциональные возможности детского организма через подвижную игру.

Свою работу я строю на основе следующих принципов:

Целенаправленную работу по развитию физических качеств в процессе физического воспитания детей на основе применения подвижных игр

Мною был проведен мониторинг уровня физических качеств с учетом показателей здоровья с целью - определить уровень сформированности физических качеств у детей в группе.

Для того, чтобы определить исходный уровень сформированности физических качеств были использованы тесты и подвижные игры, в процессе выполнения которых я оценивала уровень сформированности физических качеств каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок дошкольного возраста. Показатели физических качеств определялись по трем уровням: сформирован, в стадии формирования, не сформирован.

При организации подвижных игр использую разнообразные методы и приемы:

СЛОВЕСНЫЕ:

•Объяснение

Правил подвижной игры

•Уточнение правил у детей

•Стихи, считалки, загадки

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

•Предоставление детям возможности творческого решения возникающих задач,

проявление самостоятельности, находчивости в выборе способа действия

НАГЛЯДНЫЕ:

•Рисунки

•Фотографии

•Зрительные ориентиры, 

•Звуковые сигналы 

Вначале учебного года работу начала с подбора подвижных игр. Изучила большое количество методических разработок и рекомендации, где были предложены классификации подвижных игр по разным основаниям

В основу моей работы легла классификация подвижных игр по развитию физических качеств. Остановлюсь подробнее на играх, способствующих развитию конкретных физических качеств.

Быстрота-это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. Средствами развития быстроты как двигательного качества, являются скоростные упражнения, поэтому для развития быстроты подбираю игры с бегом «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Ловишки» и др., представленные в таблице, а также разнообразные эстафеты.

Однако не всегда детям по состоянию здоровья показан быстрый бег. Поэтому провожу игры с учетом ограничения физической нагрузки по медицинским показаниям. Так, например, в игре «Жучок -Паучок» дети образуют круг. По сигналу водящего в кругу дети начинают движение.

Ловкость (координация движений) - это способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умения действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Различают два вида ловкости. Ручная ловкость – это умелые и точные движения руками при относительно малоподвижном туловище. Локомоторная ловкость – это двигательные действия, требующие перемещения в пространстве всего тела.

Для развития ручной ловкости использую игры с мячом, игры с лентами.

Для развития локомоторной ловкости использую игры «Не попадись», «Через болото», «Поймай комара», и др., а также эстафеты с предметами: «Пробеги, не задень», «Не урони шарик» и др.

Развитие одного из физических качеств определённым образом влияет на развитие другого. Поэтому одни и те же игры при изменении условий и правил одновременно могут развивать и быстроту и ловкость. Например, игра «Ловишка» : в первый раз учим играть, разъясняя правила игры, во второй раз - используем как средство развития быстроты (ставлю задачу перед детьми – как можно быстрее убежать от ловишки).

Гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой. Гибкость не зависит от особенности телосложения, она является природным свойством человека. У детей дошкольного возраста опорно – двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание. Для развития гибкости использую подвижные игры :

«Мостики» 

«Передача мяча»

«Змейка»

Сила – внешнее сопротивление за счёт мышечных усилий. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки).

Выносливость –это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без изменения её интенсивности. Это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий.

Подобранные подвижные игры использую в организованной и совместной с детьми деятельности.

В утренней гимнастике использую комплекс, состоящий из подвижных игр (2-3 игры разной степени интенсивности). Например: В начале утренней гимнастики провожу подвижную игру, в процессе которой использую разные виды ходьбы и бега, заданиями.

Образовательную деятельность по физическому развитию провожу в нетрадиционной форме: игра, соревнование, сказка, путешествие.

При подборе темы игровых занятий руководствуюсь тематическим планом и использую подвижные игры на закрепление двигательных умений и развитие физических качеств. Занятия игрового характера отличаются от традиционных тем, что для решения каждой части подбираю игры с соответствующими движениями. Такие занятия способствуют развитию произвольности выполнения двигательных действий, совершенствованию физических и морально – волевых качеств : ловкости, силы, выносливости, воли к победе; а также развитию положительных эмоций детей.

При подборе игр на каждый день учитываю время их проведения и место в режиме дня. Для закрепления и развития физических качеств повторяем игры в течение всего года в определенной последовательности. Имеется картотека подвижных игр. Свои игровые умения дети проявляют в самостоятельной деятельности.

Важным условием игровой деятельности является создание предметно – развивающей среды. Имеются султанчики, флажки, мячи, шведская стенка, бочка для лазания. качели для развития вестибулярного аппарата, платочки, ленточки; Данные пособия используются не только для общеразвивающих упражнений, но и в подвижных играх, например «Кто быстрее» и др. Для организации подвижных игр имеются шапочки различных игровых персонажей. Также в наличии фабричное оборудование для организации спортивных игр : кегли, кольцеброс, мячи разного качества и размера, обручи, канат для перетягивания. Это способствует формированию стойкого интереса к физическим упражнениям; желание играть в спортивные и подвижные игры; навыков самоорганизации и общения со сверстниками и развитию физических качеств.

Результативность опыта

В заключении хочется отметить, что активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем

В комплексных программах отводится особая роль подвижной игре, однако, не в полной мере, игра используется как средство развития физических качеств. Я считаю, что для работы в данном направлении необходимо использовать, как комплексные программы, так и парциальные программы, которые помогут мне вести работу в нужном русле.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр»Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр» МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки»Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки» Упражнения с использованием гимнастической скамейки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие физических качеств дошкольников в процессе организации подвижных игр
Опубликовано: 6 октября 2022 в 04:42
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД