Получи документы

Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приёмов мнемотехники «Времена года» (7 фото)

Наталья Андреева
Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приёмов мнемотехники «Времена года»

Тема «Времена года»

Цель Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники

Интегрируемые образовательные области Физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно -эстетическое развитие.

Формы организованной образовательной деятельности Беседа, составление описательного рассказа, разгадывание загадок, разучивание считалки, художественно - творческая деятельность.

Публикация «Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приёмов мнемотехники „Времена года“» размещена в разделах

Задачи совместной деятельности взрослого и ребёнка Образовательные:

1. Закреплять представления детей о временах года.

2. Сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу (описание времён года, описание животных).

3. Упражнять детей в образовании однокоренных, сложных слов с использованием коллажа.

4. Помочь детям в разучивании считалки с опорой на мнемотаблицу.

5. Упражнять в кодировании признаков животного с фиксацией его на мнемодорожке.

Развивающие

1. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать.

2. Учить делать выводы, обобщать высказанное.

3. Развивать познавательный интерес, память.

4. Развивать интерес к совместной со сверстниками деятельности.

Воспитательные

1. Формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, не толкаться и др.)

Оздоровительные

1. Способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, через организацию разумного чередования статических и динамических видов деятельности

Обогащение словаря Водопад, водолаз, наводнение, водопровод.

Активизация словаря Водичка, дикие животные, хищники, времена года, считалочка.

Оборудование Демонстрационное

Мнемотаблицы времён года: лето, осень, зима.

Коллаж «водных» слов.

Мнемотаблица считалочки.

Мнемодорожки с загадками о медведе, белке и «пустая» мнемодорожка.

Схемы весны (для составления мнемотаблицы о весне).

Раздаточное

1. Цветные карандаши (на каждого ребёнка)

2. «Пустая» мнемодорожка (на каждого ребёнка).

Ход ООД.

1.Организационный момент.

Педагог начинает вывешивать мнемотаблицы с описанием времён года: зима, лето, осень, прибегая к помощи детей, тем самым привлекая их внимание.

Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приёмов мнемотехники «Времена года»
Фото «Времена года»
Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приёмов мнемотехники - фото

2.Описание времён года с использованием мнемотаблиц, мотивация к деятельности.

• Ребята, посмотрите на эти таблицы. Что на них зашифровано?

(лето, осень, зима)

• А почему вы так решили?

Дети описывают времена года с использованием мнемотаблиц и делают вывод, какое время года изображено на каждой из них.

• Лето, осень, зима что это? Как это всё вместе называется?

(времена года)

• А все это времена года? Или чего то не хватает?

(не хватает весны)

В случае, если детям сразу не догадаться, что не хватает весны педагог совместно с детьми пошагово проверяет: было жаркое лето, потом наступила дождливая осень, за осенью пришла холодная зима. А что же придёт на смену зиме? (весна)

• Ребята, а где же у нас таблица весны?

(нет её)

• А вы хотите составить такую же таблицу о весне?

• А помогать в составлении таблицы нам будут загадки. Вы любите разгадывать загадки? Загадки наши сегодня будут о животных.

3. Отгадывание загадки о медведе по мнемодорожке.

Педагог достаёт загадку на мнемодорожке из конверта. (на фото все загадки )

Фото №1 Формы организованной образовательной деятельности Беседа составление описательного рассказа разгадывание загадок разучивание считалки художественно творческая деятельность

• Как вы думаете о каком животном загадка?

Дети высказывают свои предположения о том, какое животное зашифровано.

• Давайте мы прочитаем загадку.

(Это животное коричневого цвета, живёт в лесу, – значит дикое животное, питается рыбой, любит малину, мёд и по размеру большое животное. Кто же это? Это- медведь.)

• Действительно ребята, это медведь. А мишка нам и поможет найти схемы о весне.

• Где у нас сидит мишка? (Вот наш лесной гость)

4.Образование однокоренных и сложных слов на основе коллажа

Фото №2 Публикация Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приёмов мнемотехники Времена года размещена в разделах Времена года

• Наш лесной гость сидит на конверте. Доставайте конверт. Это задание, которое приготовил нам мишка. Посмотрите, какая интересная картинка.

• Посмотрите. Что это? (вода)

• А где вода встречается в природе? (в реке, в море, в озере, в океане)

• Какой самый большой водоём? (океан)

• Как нам ласково назвать воду? (водичка)

• А что это такое? (водопад)

С этого камня вода падает. «Бежала» речка между скал, между гор и вдруг на её пути встречается обрыв. Водичке некуда деваться и вода падает вниз с обрыва. Вот и получился водопад. Как это называется? (водопад)

• А это кто? Он лазает в воду, в воду лазает. Кто это? (водолаз)

Да, это водолаз. Кто это водолаз и что он делает?

Ребята, водолаз – это человек, который одевает специальный водолазный костюм, ласты и лазает в воду, выполняя разную работу: спасает животных, достаёт ценные вещи, спасает людей, занимается исследовательской работой. Так кто же это? (водолаз)

• Что же это такое? Всё залито водой, вода всё затопила. И дома на воде, и деревья на воде, и машины на воде, всё на воде. Как же это называется? (наводнение)

• А когда бывает наводнение вы знаете?

В основном наводнение бывает весной, когда тает снег, лёд на реках, воды становится много, она выходит из берегов и всё затапливает. А ещё наводнение бывает вследствие сильных дождей и ливней. Так, скажите, что же на этой картинке? (наводнение)

• А что это? (трубы, кран)

А что в трубах, в кране? (вода)

Трубы и кран проводят воду, воду проводят. Как назвать вместе трубы и кран, которые воду проводят. (водопровод)

Воду проводит водопровод. Как это называется? (водопровод)

• Зачем нам нужен водопровод? (чтоб вода была дома, в детском саду)

• А для чего нам нужна вода? (пить, готовить еду, мыться, купаться, и др.)

• Вот сколько вводных слов мы с вами назвали. Давайте их вспомним: вода, водичка, водопад, водолаз, наводнение, водопровод.

• Задание от медведя мы выполнили. Посмотрите, что у него в кармашке, ведь он нам обещал помочь с весенними схемами.

Дети подходят к мишке, достают с кармана схемы о весне и отдают педагогу.

• Это весенние схемы, но их мало…. А вы хотите ещё отгадать загадку?

5. Отгадывание загадки о белке.

Педагог достаёт загадку из конверта на мнемодорожке.

• Как вы думаете, о каком животном загадка?

Дети высказывают свои предположения о том, какое животное зашифровано.

• Давайте мы прочитаем загадку.

(Это животное может быть и серого цвета и рыжего цвета, живёт в лесу, – значит дикое животное, любит ягоды, грибы, орехи и по размеру маленькое животное. Кто же это? Это - белочка.)

• Действительно ребята, это белочка. И белка нам поможет найти схемы о весне.

• Где у нас сидит лесная гостья?

6.Разучивание считалки с помощью мнемотаблицы.

Фото №3 Конспекты занятий Времена года

• Белочка нам принесла считалочку. Послушайте её.

Шел котик по лавочке

Раздавал булавочки.

Шел котик по скамеечке

Раздавал копеечки.

Кому – 10, кому- 5

Выходи тебе искать.

Педагог знакомит детей с текстом считалки, не прибегая к мнемотаблице.

• Ребята, вам понравилась считалочка?

• А вы хотите выучить считалочку? Поможет разучить считалку нам вот такая мнемотаблица. Я буду ещё раз читать считалочку и показывать на схемы в таблице, а вы старайтесь запомнить.

Педагог повторно читает считалочку, показывая на схемы в таблице.

• А теперь я начну, а вы мне помогайте.

Педагог проговаривает 1,3,5,7 квадраты таблицы, а дети 2,4,6,8.

• Теперь вы начинайте, а я вам помогу.

Дети поговаривают 1,3,5,7 квадраты, а педагог 2,4,6,8.

• Кто хочет начать рассказывать считалку? А кто продолжит?

Один ребёнок рассказывает с 1-4 квадраты, второй с 5-8. Число раз повторения зависит от уровня группы.

• Возможно, кто-то из вас уже готов полностью сам рассказать считалку?

На усмотрение педагога рассказывают2-3 человека самостоятельно всю считалочку.

• Посмотрите, как быстро с помощью таблицы мы выучили считалочку. А без таблице вы сможете рассказать. Кто хочет попробовать?

Без таблице прослушиваются 3-4 человека.

• Посмотрите, как нам помогла таблица. С её помощью мы очень быстро разучили считалку и вы можете ею пользоваться, когда будите выбирать водящего в своих играх.

• Задание от белки мы выполнили. А теперь посмотрите, что у неё в кармане, ведь она тоже обещала принести нам схемы о весне.

Дети подходят к белке, достают с кармана схемы о весне и отдают педагогу.

• Это весенние схемы, но их мало…. А вы хотите ещё отгадать загадку?

7. Составление и чтение загадки на мнемодорожке.

(детям предлагается пустая мнемодорожка)

Педагог достаёт загадку из конверта на мнемодорожке.

• Ребята посмотрите, а здесь загадки нет. Может, вы сами хотите составить загадку о каком-нибудь животном?

• К нам на занятие пришёл ещё один лесной житель, но пока он остаётся без нашего внимания. Посмотрите внимательно, кто же это? (зайка)

• Действительно, посмотрите какой наш зайка грустный. Ребята, у него есть просьба к вам. Зайчик просит вас нарисовать загадки о его «друзьях-животных». Выполните просьбу?

• Берите карандаши, мнемодорожки и садитесь на места.

• Теперь каждый из вас самостоятельно загадает какое-нибудь животное и составит про него загадку.

Педагог при необходимости напоминает детям, какие именно моменты отмечаются на мнемодорожке (цвет, где живёт, чем питается, размер)

• Все нарисовали загадки?

• Тогда давайте загадаем составленные вами загадки.

Каждый ребёнок вывешивает свою загадку на доску и загадывает её. Все остальные дети пытаются отгадать загадку.

• Просьбу зайчика мы выполнили, загадки о его «друзьях-животных» составили, наш зайка повеселел и даже желает нам помочь в составление таблице. Посмотрите, что у него в кармашке?

Дети снимают кармашек с зайчика и достают схемы о весне.

8.Составление мнемотаблицы о весне и её чтение.

Фото №4 Материалы по теме сезонных изменений Конспекты занятий

• Ребята, посмотрите, сколько у нас схем. Давайте соберём их в таблицу.

Собирать их будем по порядку. Ищите где первая, вторая, третья….и др.

Работа проводится под контролем педагога.

• Что это за таблицу мы составили? О чём она? (о весне)

• Все согласны, что она о весне?

• Почему вы решили, что эта таблица о весне?

Дети описывают время года с использованием мнемотаблицы, и делают вывод, что это весна.

• Посмотрите, у нас есть лето, осень, зима и весна. Теперь, все времена года есть?

9. Итог занятия.

• Вам понравилось отгадывать загадки?

• А рисовать загадки и загадывать?

• Ребята, хотите мы ваши загадки отнесём детям в другую группу, чтобы они попробовали отгадать, каких же животных вы загадали?

• Ну, а пока давайте уберём ваши рабочие места: задвинем стульчики, уберём карандаши и вы можете поиграть с нашими лесными «гостями-зверями».

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок» Программное содержание: Цель: развивать связную речь детей посредствам мнемотехники. Задачи: Обучающая: продолжать учить детей составлять.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возрастаКонспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возраста Цель: Формирование представлений о временах года, обобщение представлений о характерных особенностях каждого времени года. Задачи: 1. Продолжать.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приёмов мнемотехники «Времена года» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Андреева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приёмов мнемотехники «Времена года»
Опубликовано: 2 апреля 2022 в 15:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД