Лучший педагог года

Конспект ООД по региональному компоненту «Народная игрушка  «Кукла-самоделка»

Юля Романченко Кувиченская
Конспект ООД по региональному компоненту «Народная игрушка  «Кукла-самоделка»

Программные педагогические задачи: познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

Публикация «Конспект ООД по региональному компоненту „Народная игрушка  „Кукла-самоделка“» размещена в разделах

Планируемые результаты: проявляет интерес к народной игрушке – кукле-самоделке, способам ее изготовления; мастерит игрушки самостоятельно (по возможности); активно пользуется связной речью.

Словарная работа: кукла-самоделка, кукла-самокрутка, стригунок, оберег, тряпичная кукла, подручный материал, природный материал.

Материал: иллюстрации, игрушки-самоделки, тряпичные куклы, подручный и природный материал.

Содержание деятельности

Бабушка Арина расставляет игрушки в избе, встречает детей.

– Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?

– Посмотрите, пожалуйста, какие игрушки есть у моих внуков.

Рассматривание игрушек на столе. При наличии достаточного набора образцов рекомендуется вместе с детьми обсудить, какие игрушки больше подойдут мальчикам (тележки-каталки, луки, лошадки, какие – девочкам (куклы, а какие тем и другим (мячи). Обратить внимание детей на отдельную часть игрушек (из дерева, соломы, природного материала).

– Перед вами игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»?

– Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать себе такую потешку без помощи взрослого.

– Из какого материала сделаны эти игрушки?

– Все, что вы назвали: дерево, шишки, желуди, мох, солома, берёста, тряпки, – для крестьян материал привычный, который всегда был под рукой. И поэтому называют этот материал подручным.

– Видите, каких удивительных человечков умели делать когда-то в наших лесных краях. Выглядят эти человечки словно герои сказки, и название у них тоже сказочное – «лесовички» (или «моховички», но если мы их разглядим внимательно, то без труда узнаем крестьян за обычными занятиями.

Вот возвращается из лесу усталый дровосек с вязанкой дров, за пояс его заткнут топор. А вот крестьянка собралась по грибы, по ягоды – в ее руке берестяное лукошко. (Показывает иллюстрации.)

– Давайте и мы с вами побываем в старинном, дремучем, загадочном лесу.

Это последнее предложение является переходом к игре с использованием загадок (продолжительность не более пяти минут). Чтобы попасть в «загадочный лес», дети закрывают глаза и ждут, когда зазвенит колокольчик.

– Вот мы и в лесу. Пахнет нагретой хвоей, травами, цветами и немножко медом. Недавно прошел дождь, и… «цветное коромысло над рекой повисло». Какое? (Радуга.)

– Разве бывает лес без деревьев?

• На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Береза.)

• Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

• Ее никто не пугает,

А она вся дрожит. (Осина.)

– Дети, вы взяли с собой корзинки?

• На бору, на яру стоит мужичок,

На нем красный колпачок. (Гриб.)

– Слышите, трава шуршит?

• Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (Еж.)

– В лесу надо вести себя осторожно, много здесь и опасного, можно ненароком попасть туда, где «не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя». (Болото.)

– А можно встретиться и с диким зверем – волком, рысью или даже с самим лесным хозяином Михаилом Потаповичем:

• Сидит дед, в шубу одет,

Наружу мех, пугает всех. (Медведь.)

– Пока мы с вами гуляли по нашему загадочному лесу, я кое-что нашла. Посмотрите-ка сюда, с чьей ветки эти детки?

Для усиления игрового момента следует подготовить корзину с различными поделками – «отгадками». Например, задав вопрос «С чьей ветки эти детки?», педагог «снимает» с нее шишки и предлагает детям узнать, какая из них еловая, а какая – сосновая.

Особо следует остановиться на материале, из которого сделаны соломенные игрушки, подчеркнув их природный характер. Слово «солома», практически не известное городским детям, требует разъяснения (стебли хлебных растений).

– Очень забавны старинные соломенные куколки – стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. (Показывает, как танцует куколка-стригунок.)

– Солому иногда заменяли на сухую траву, тонкие прутики или мочало. (Показывает эти материалы.)

– Пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. (Показывает куколку, выполненную одним из способов.)

– Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей.)

Показывает детям несколько старинных куколок (или слайдов с их изображениями, у которых нет лица. Обращая внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, легко переходит к мысли о неоднозначности ее использования в народной традиции : кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную (защитную) функцию куклы наглядно раскрывает сказка «Василиса Прекрасная». Предлагает вспомнить эту сказку.

– Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза – зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего «сглаза», «наговора».

– Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!

Куклы наших прабабушек проживали в играх своих маленьких хозяек целую жизнь: они вели свое кукольное «хозяйство», «ходили в гости», «справляли свадьбы», «крестили детей» и, как все, «отмечали праздники народного календаря». Для этого требовалось много кукол. Так играли девочки постарше. Маленькие же начинали с простого: играли со своей куколкой, как с ребенком.

Предложить девочкам подержать этих куколок, покачать их.

– Игре девочек с куклами в старину придавалось особое значение. Согласно поверью, если девочки охотно играют в куклы, то в семье будет прибавление и достаток ее возрастет. И наоборот: если с куклами обращаются небрежно, дому грозит несчастье. Выходя замуж, девушки приносили с собой в дом мужа целые корзины с любимыми куклами, продолжая играть с ними вплоть до рождения первенца. Потом эти куклы выполняли роль детского оберега – защиты ребенка от плохих и злых сил (например, чтобы малыш ночью спал спокойно, с ним рядом в колыбель клали мамину куколку и произносили слова заговора: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).

– А теперь я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов.

Показывает картинки-схемы, по которым они будут работать. Во время выполнения работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».

Кукла у Параши.

Не отыщешь краше.

Свернута из тряпки

Руки – словно лапки,

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Параша любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по региональному компоненту в средней группе «Казачья ярмарка»Конспект НОД по региональному компоненту в средней группе «Казачья ярмарка» Конспект НОД по региональному компоненту в средней группе «Казачья ярмарка». Цель: познакомить детей с особенностями символа казаков (флаг,.

Конспект ОД детей старшей группы на тему «Русская народная игрушка — кукла «Пеленашка»Конспект ОД детей старшей группы на тему «Русская народная игрушка — кукла «Пеленашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект открытого занятия по региональному компоненту во второй младшей группе «Идём по следам диких животных»Конспект открытого занятия по региональному компоненту во второй младшей группе «Идём по следам диких животных» Конспект открытого занятия по региональному компоненту во второй младшей группе "Идём по следам диких животных" с использованием кейс-технологии.

Конспект открытого занятия «Народная игрушка. Тряпичная кукла» в старшей группе Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением тряпичной.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница» Доброе время уважаемые коллеги! Сегодня для Вас хочу предложить Мастер-класс про куколку -"Утешницу", который я проводила с обучающимися.

Перспективное планирование по региональному компоненту Ставропольского края для младшей группы МЕСЯЦ ФОРМА РАБОТЫ ЦЕЛЬ СЕНТЯБРЬ Экскурсия по территории детского сада. Формировать интерес к ближайшему окружению – детскому саду, помочь.

Перспективный план по национально-региональному компоненту в старшей группе Месяц Форма работы Цели Сентябрь 1. Беседа на тему: «Что такое детский сад?» Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Вредная ворона», «Общительные.

Перспективный план работы по региональному компоненту Перспективный план работы по региональному компоненту с детьми в второй группы раннего возрастамесяц Тема Задачи Формы работы с детьми Сентябрь.

Проект по региональному компоненту на тему «Зимующие птицы Южного Урала» Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста. Время реализации – зимний период. Образовательная область «Познание». Проект.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ООД по региональному компоненту «Народная игрушка  «Кукла-самоделка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юля Романченко Кувиченская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ООД по региональному компоненту «Народная игрушка  «Кукла-самоделка»
Опубликовано: 27 сентября 2019 в 14:31
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД