Папки-передвижки

ООД «Богатыри земли русской»

Наталья Фалалеева
ООД «Богатыри земли русской»

«Богатыри земли русской»

Конспект занятия на тему:

«Богатыри земли русской»

Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Задачи:

• Учить связно и последовательно описывать внешность богатырей, рассуждать о характере героев, использовать в речи синонимы и сравнения.

Публикация «ООД „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

• Пополнить словарь детей названиями элементов костюма русского богатыря; оружия русского воина;

• Закреплять умение составлять из слогов слова, подбирать слово к звуковой схеме.

• Учить регулировать силу голоса, скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

•Развивать умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы);

• Воспитывать чувство гордости за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; К. Васильева «Дар Святогора» и др.

2. Чтение русских былин и сказок : «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Святогор», «Никита Кожемяка» и др.

3. Проведение д/и «Богатыри земли русской», «Сколько слогов?».

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна? (Россия) (слайд)

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

. Много лет назад наше государство было меньше; на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса и болота.. Издревле на этой земле жили славяне. Славяне основали свое государство и назвали его Русь.

Чего много было в древней Руси? Много у нас на Руси полей, лесов, а в них ягод да грибов, много рек, а в них рыбы видимо невидимо, много животных, а это меха ценные и растений разных от болезней исцеляющих.

На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства(. Слайд)

Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?

Защищали Русь от врагов храбрые, сильные, выносливые люди.

Называли их русичами. Как еще их называли? (Богатыри (слайд)

Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославившихся своими подвигами и делами?

Дети: из русских народных сказок, былин, поэм, рассматривали картины, пели песни, читали легенды о нашем крае.

Что такое былина? От какого слова оно происходит? (быль, было). Быль, правда, то, что происходило на самом деле.

Былины – это русские народные песни – сказания. Создателями былин является народ; человека, который слагал Былины, называли - сказитель.

Сказитель рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. (слайд)

Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим. (слайд)

Кто здесь изображен? (Русские богатыри.) Кто назовет их имена? (Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец) Что делают в поле богатыри? (На заставе охраняют Русь от врагов.) Когда богатыри собирались все вместе, как на этой картине, сила их становилась непобедимой.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

: Давайте рассмотрим их внимательно. В центре композиции находится самый старший богатырь. Кто знает, как его имя?

Дети: Илья Муромец.

: Это центральная фигура. Зорко он всматривается вдаль из под руки. Какое у него лицо?

Дети: Доброе, спокойное, мужественное, решительное, твердое, уверенное.

Что вы помните об Илье Муромце?

(из крестьянской семьи, 30 лет был недвижим и только старцы своим напитком дали ему богатырскую силу)

: Обратите внимание на одежду богатыря (крепкая стальная кольчуга, простой круглый шлем защищают в бою). А что у него в руках? (металлический щит, острое копье). Илья Муромец сильный и могучий. Славный богатырь. Он хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич (Слайд, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука.. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Посмотрите на Добрыню Никитича, во что он одет? Отличается ли его одежда от одежды Ильи Муромца? Да его одежда более богата. Шлем сияет позолотой, верхняя кольчуга сделана из прочных пластин. Щит и меч у Добрыни каменьями украшен, На шее висит дорогая цепь. А какой взгляд у Добрыни Никитича?

Дети: твердый, решительный, строгий.

: Третий богатырь Алеша Попович – сын попа (Слайд). Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

А про него говорили, что он берет не силой, а смекалкой, что он увертлив и догадлив. Не всегда в бою ценится только мощь и сила. Какой взгляд у него? (мечтательный, задумчивый).

Мы видим богатырей всех вместе, сразу. Где остановились богатыри? (на широкой равнине, переходящей в холмы, посреди пожелтевшей травы). Примечают, нет ли где врага, не обижают ли где слабых.

Что хотел художник сказать своей картиной? Какими словами можно описать богатырей? Какие они?

(Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические.)

: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе. Вспомните, с кем они боролись?

Дети: С врагами, Соловьем — разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем, татарами, монголами, печенегами, хазарами.

: Ребята, а хотите постоять за свою Родину, Русь- матушку? (Да) Тогда я вас сейчас превращу в богатырей

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков :

(Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, и мы, смотри,

(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Ребята, разные преграды вас ждут на пути от врагов. Но мы с вами должны все препятствия пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку. Чтобы отправиться в путь, нам необходимо с собой взять богатырское снаряжение.

1Задание «Загадки»

А сейчас посмотрим, сможете ли вы разгадать загадки?

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга) (слайд)

Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча). Кольчуга весила 7 килограммов.

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем) (слайд)

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч) (слайд)

Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) (слайд)

И оружие и овощ….(лук) (слайд)

2Задание «Пословицы»

Вот преграда на пути

Её так просто не пройти

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине и пройти по сенсорной дорожке (каменной)

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.

Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, не сходи.

Жить - Родине служить.

Счастье - Родины дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка

. .3-е Задание «Состав слова из слогов»

Вот и речка на пути.

Не проехать, не пройти.

Соловей–разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой

Нужно перейти через реку по дощечкам. На дощечках написаны слоги из которых вы должны составить слово (ру-си-чи, дру-жи-на, бо-га-ты-ри)

4 Задание «Звуковая схема слова»

(Определить слово по схеме)

Все преграды покорились

Дальше в путь вы все пустились

Но, увы, не тут - то было,

Вихрем всё вдруг закружило!

Змей Горыныч трехголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевай

И оружие скорее выбирай!

(Определить слово по схеме)

(МЕЧ, ЩИТ,ЛУК, СТРЕЛА)

5 Задание Д/и «Разрушить стену»

(развивать умение подбирать слова с противоположным значением.)

Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами половецкий хан Тугоркан. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противоположные.

( дети или педагог читают слова: «война», «враг», «злой», «драться», «трусливый» и подбирают к ним антонимы).

Посмотрите, ребята, мы смогли разрушить стену злого хана. И теперь

наш путь свободный!

: Ну, вот, ребята, подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. Вы и сейчас иногда играете в богатырей.

. Ребёнок читает стихотворение В. Берестов «Богатыри»

Как вы считаете, есть богатыри сейчас? Кто они и где их можно встретить? (Это пожарные, пограничники, полицейские, солдаты, врачи, космонавты) (слайд)

Правильно. Они днем и ночью охраняют Родину, отдают свои жизни ради спасения других. Мы будем достойными внуками наших предков, богатырей русских.

Достойно будем защищать нашу родную землю – матушку от всех врагов и никому не дадим её в обиду.

Получите в дар раскраски богатырей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Богатыри — защитники земли Русской» «Богатыри - защитники земли Русской». Сценарий праздника. Цель: Формировать представление о богатыре как героическом русском воине. Задачи:.

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Конспект НОД «Богатыри земли русской»Конспект НОД «Богатыри земли русской» Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу – богатырям.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской» Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли. Задачи:.

Музыкально — спортивный праздник Богатыри земли русскойМузыкально — спортивный праздник Богатыри земли русской Сценарий музыкально -спортивного праздника к Дню защитника Отечества «Богатыри земли русской»(старшая и подготовительная к школе группы).

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет) Организация совместных праздников, развлечений, досугов в образовательных организациях, создаёт эмоциональный комфорт между всеми участниками.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 31 октября 2023 в 21:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ООД «Богатыри земли русской»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Фалалеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД