Папки-передвижки

Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса

Бикбаева Светлана Васильевна
Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса

Автор: Бикбаева Светлана Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории, коррекционной группы для детей с ТНР.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Новоуральского городского округа – детский сад комбинированного вида

«Гармония» (МАДОО детский сад «Гармония»)

Структурное подразделение - детский сад № 49 «Дом радости»

г. Новоуральск Свердловской обл.

Публикация «Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса» размещена в разделах

Оказание своевременной, специальной, качественной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья строится на целостном, синтетическом подходе к различным сторонам деятельности ребёнка на основе диалектической концепции его развития. Особенно актуальной становиться эта задача в отношении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Проблема речевой недостаточности рассматривается в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка, ибо известно, что наряду с патологией формирования всех сторон речи, могут отмечаться, отклонения в психическом развитии. Возможно замедление темпа психического развития, эмоционально-волевой сферы, ощущений и восприятия, формирования гностических и мыслительных процессов.

Как следствие у детей нарушается формирование регулирующей

функции речи, целенаправленного поведения, возможность

программирования любой деятельности. Действия таких детей

отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех, или иных операций, теряет конечную цель, легко переключается на побочные раздражители. Способность саморегуляции, управления своими действиями и поведением у них резко снижается.

Все эти особенности ярко проявились у воспитанников моей группы.

По данным современных авторов большинству детей с проблемами речевого развития свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, избыточные эмоциональные реакции, двигательное беспокойство, а, следовательно, недостаточный уровень произвольности психических процессов и деятельности.

Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы, вызывая, скованность, мышечные блоки артикуляционных мышц, мышц плеч, шеи, диафрагмы, что мешает легко говорить и двигаться.

Такая взаимосвязь развития речи, моторики, нервной системы определяет необходимость коррекции речи, эмоциональных, двигательных функций у детей со стимуляцией развития всех ее сторон, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Возникает проблема комплексного воздействия на психику и речевую деятельность ребенка.

Одним из путей её решения могут быть выбраны релаксационные упражнения, являющиеся частью этого комплекса, позволяющие успокаивать детей, снимать чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Релаксация - физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других коррекционных приемов.

Важным моментом в релаксационной работе становится :

обучение детей саморегуляции;

• умению произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

• различать и сравнивать мышечные ощущения;

• изменять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений для достижения мышечной и эмоциональной раскованности.

У детей с диагнозом - стёртая форма дизартрии, отмечается наличие мышечных блоков в шейно-воротниковой зоне, гипер - либо гипотонус лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Психические процессы характеризуются непроизвольностью, отмечался недостаточный уровень развития слухового восприятия, низкий уровень концентрации внимания. Поведение - импульсивностью, неуравновешенностью, низким уровнем саморегуляции.

Кроме того, дети слабо ориентируются в понимании эмоционального состояния окружающих, затрудняются в адекватном выражении своих чувств.

Исходя из этого, можно поставить следующие цели.

1. Развитие у детей лучшего понимания самого себя и других.

2. Повышение способности произвольной психической регуляции

двигательной и эмоциональной сфер.

3. Снятие психического напряжения.

Для достижения этого можно определить для себя такие задачи.

• Изучить литературу по теме.

• Разработать и внедрить в работу систему релаксационных занятий.

• Составить картотеку психогимнастических упражнений.

• Подобрать музыкальное сопровождение.

• Привлечь родителей к помощи в релаксационной работе.

Изучение литературы поможет придти к выводу о том, что

поскольку способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений, содержание релаксационных упражнений должно отражать процесс овладения навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, и выполнять следующие задачи:

В двигательной сфере:

-дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения путем подражательного повторения движений и действий ведущего;

-тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, учить различать и сравнивать их;

-упражнять ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

-тренировать в изменении характера своих движений с опорой на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

В эмоциональной сфере:

-фиксировать внимание ребенка на чужих и своих проявлениях эмоций;

-подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях и проявлениях этих эмоций;

-анализировать, словесно описывать мышечные проявления эмоций;

-повторно воспроизводить эти эмоции в заданиях, упражнениях, контролируя ощущения.

Опираясь на изложенные выше положения и учитывая психологические особенности детей, можно начать работу по релаксации.

На первом этапе большое внимание необходимо уделять обучению детей умению распознавать отдельные группы мышц, выделяя их среди всех остальных, начиная с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, туловища.

Чтобы дети могли лучше почувствовать расслабление мышц, сначала необходимо давать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Поэтому все упражнения можно построить на контрасте мышечных ощущений (напряжение - расслабление). Они предполагают соблюдение чередования и сравнения, противоположных по характеру движений: резких и плавных, частых и медленных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, сопровождаемых попеременным напряжением и расслаблением.

Важно учитывать, что период расслабления должен быть более продолжительным, чем период напряжения, для предупреждения переутомления.

В процессе работы при выполнении каждого упражнения, постоянно подчеркивать, как приятно состояние расслабления, покоя, как комфортно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены, отдыхают.

Постоянно привлекать детей к собственному тактильному опыту, предлагая самим, то, напрягая, то, расслабляя отдельные участки тела, почувствовать эти состояния, пытаться их описать, высказать свои ощущения.

Обучая детей расслаблению, стремиться так показать и разъяснить соответствующее движение, чтобы у детей сложилось точное представление о расслабленности данной группы мышц.

Например, предлагая сделать руки вялыми, "как кисель", "тряпичными, как вата"; вводить рифмованные строки, поясняющие действие отдельных частей тела и мышечные ощущения: "руки сверху вниз упали и беспомощными стали, без движения, как плети висят ваши руки, дети".

Подобные игровые образы доставляют детям массу удовольствия, включая в работу их фантазию, улучшая ритмичность движений, помогая лучше понять и наиболее точно передать заданное состояние.

В процессе выполнения упражнений, и создания заданного образа, использовать комментарии, описывая характер физических действий - силу, темп, резкость, направляя внимание детей, стимулируя их умственную деятельность в целях осознания и сравнения возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, задав детям образ Железного Дровосека:

"А теперь меня узнали?

ноги, руки-все из стали.

Дровосек железный я,

Напряженный весь, друзья", поясняю:

"Сильно сжимаем руки. Они железные, твердые, мощные. Ощущаете, как напряглись мышцы, они жесткие, как стальные. Пальцы сжаты в кулак так сильно, что даже фаланги чуть-чуть побелели".

Учитывая моторные особенности детей с патологией речи, использовать специальные упражнения именно для лицевой мускулатуры, в содержание которых включать мимическую гимнастику и упражнения для языка.

В процессе выполнения этих упражнений у детей одновременно развивается мышечная сила, точность и качество движений, способность к переключению.

Заслуживают внимание в этом плане психогимнастические упражнения: "Капля", "Ветерок", "Муха".

Разучивание и выполнение уже знакомых упражнений имеет свою специфику. Заключается она в том, что если с детьми в массовых группах игровое психогимнастическое упражнение специально не разучивается, а дети сразу включаются в его выполнение, то в компенсирующей группе каждое упражнение начинается с разучивания.

Это связано с замедленным восприятием, недостаточным уровнем концентрации и распределения внимания, низким объёмом внимания и памяти, свойственным детям с патологией речи.

Важен предварительный показ упражнения в своем исполнении. Проводить его в сдержанном темпе для того, чтобы дети поняли сюжет, смогли проследить за движениями, изменениями эмоциональных состояний в процессе его выполнения.

Лучше разобраться в эмоциональных состояниях героев помогает детям выразительное и даже эмоционально-утрированное исполнение.

При первичном показе упражнения не вводить пояснения по поводу темпа, силы выполнения, мышечных ощущений, так как это мешает детям понимать содержание, снижает интерес и уменьшает уровень эмоциональной отзывчивости.

На втором этапе идет более подробное знакомство с упражнением.

Здесь по ходу выполнения используются слова - комментарии, направляющие внимание на отдельные группы мышц, помогающие точнее понять, их состояние: напряжение или расслабление.

Учитывая особенности детей, темп оставлять сдержанный, замедляя его по мере необходимости, ориентируясь на реакции детей.

После такого подробного показа привлекать детей к совместным действиям.

При совместном выполнении упражнений пользоваться следующей тактикой: сдержанный темп исполнения, четкая, утрированная дикция взрослого, заучивание отдельных эпизодов.

Помогать детям уловить точную локализацию ощущений мягким прикосновением к ребенку: взяв за руку, встряхнув, проверив, расслаблена ли рука, погладив спинку, плечи.

На третьем этапе знакомые упражнения вводить в специальные занятия по обучению детей релаксации, строились они по определённой структуре.

Обычно в начале проводить с детьми одну- две игры с целью сосредоточения внимания, развития саморегуляции. Использовать такие игры как "Ветер дует на…", "Найди и промолчи", "Спящий пират", "Море волнуется" и другие.

Во второй части брать психогимнастические этюды и упражнения. Каждое из них предлагает детям, какой- либо образ, наполненный эмоциональным содержанием. Он может быть в стихотворной форме, но обязательно в динамике с разнообразными движениями и эмоциональными состояниями.

Вот черепаха, которая, то прячется в панцирь, когда чего-то боится, то расслабляется, вылезая из него. Елка то стоит не украшенная, то на ней развешиваются новогодние игрушки. Вводить разноплановые образы, объединенные одной темой, например: "Алфавит, " - в котором находятся разные буквы; "Зоопарк" - где встречаются разнообразные животные.

Заключительная часть в структуре занятия непосредственно релаксация.

Проводить ее, посадив детей на стульчики, либо лежа на ковре. Дети принимают удобную позу, звучит спокойная музыка. Давать установку на расслабление всех групп мышц, начиная с мышц лица, шеи, рук, затем - мышц туловища и ног.

Установка на расслабление тоже может быть в стихотворной образной форме.

Продолжительность таких занятий 15-20 минут. Они и интересны и полезны для детей, позволяют им учиться управлять собой: своим телом, эмоциями, поведением, а также помогают расслабиться, снять эмоциональное напряжение.

На завершающем этапе хорошо знакомые упражнения вводятся в самостоятельную деятельность детей. Ведущему ребёнку помогают пиктограммы подсказки. В родительском уголке в рубрике «Мама, папа, поиграй со мной» поместить описание знакомых детям игр и упражнений, в которые можно было поиграть дома.

Систематическая работа по обучению релаксации помогает снять психические и физические зажимы у детей, улучшить произвольность психических процессов и деятельности, способность к саморегуляции, повысить их самостоятельность, организованность, снизить возбудимость, сделать детей более спокойными и уравновешенными. По просьбе взрослого смогут расслаблять те или иные мышцы,

Литература

1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.

Ярославль., Академия развития., 1997.

2. Ушакова Т. Н., Бартенева З. С. Психологическое содержание

речи ребёнка 3-5 лет.

3. Левис Ш. Ребёнок и стресс. М., Совершенство., 1998.

4. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т., Я хочу. Психологическое

сопровождение естественного развития маленьких детей.

5. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., Просвещение., 1990.

Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Поздняя осень» .

Конспект коррекционно-развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Конспект коррекционно - развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Цель: расширить представление детей о мире профессий,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Зима» Цель: Обобщить знания обучающихся о зиме. Задачи: • Коррекционно-образовательные: Уточнить знания детей о времени года «зима» и изменениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 11:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД