Получи документы

Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста

Наиля Баранова
Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста

Статья

Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста.

Баранова Наиля Рамильевна, воспитатель

МБДОУ детский сад №29 «Мамонтенок»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.

Публикация «Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу :

«Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное».

Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

В младшей группе учила детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводила их к воспроизведению текста. Это осуществлялось на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Для первого этапа обучения в младшей группе я брала хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом. В основе сюжета, как правило, лежит повторение одного действия, которое совершают разные герои. Например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Диалоги в таких сказках простые, часто состоят из одной-двух реплик, которые повторяют герои. Воспроизведение повторяющихся действий способствует формированию у детей определенного типа предложения. Запоминание последовательности появления героев развивает логичность, последовательность изложения, вырабатывает у малышей умение следить за развитием сюжета.

В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи. Так, начиная с младшей группы первоначально учила детей целостному восприятию текста. Приучила детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания не прерывалась, не останавливалась, не рассматривала с детьми иллюстрации, не комментировала текст. Учила детей следить за развитием сюжета, сочувствовать героям.

Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Спрашивала: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являлись главным приемом беседы, но мы не забывали, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Я так же, как и дети выражала свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировала вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?

Вопросы по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Формулировала вопросы таким образом, что отвечая, ребенок использовал слова и фразы из текста. Для детей младшего возраста использовала подсказывающие и наводящие вопросы.

- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед? - репку»);

- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);

В младшей группе после беседы по содержанию приступали к совместному пересказу хорошо знакомой детям сказки. Я начинала рассказывать, а дети заканчивают. Использовала прием незаконченного предложения с интонацией завершения. Например: «Посадил дед…репку. Выросла репка… большая-пребольшая».

В последующей после чтения беседе я подводила детей к воспроизведению текста. Дети совместно со мной овладевают пересказом литературного произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые мною вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Привлекала детей к совместному пересказу, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании сказки).

Вывод: Ознакомление с лучшими образцами художественного творчества имеет большое значение для развития у ребенка дошкольного возраста умения строить собственное высказывание. Моей задачей было подвести детей к активному, творческому подражанию чужого текста, помочь его усвоить. Именно при таких условиях подражание литературного образца становится толчком к собственной активной речевой деятельности.

Литература:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004.

3. Ельцова О. М. Методика обучения детей пересказу// Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2009. - № 1. – стр. 17-23.

Публикации по теме:

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Обучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее времяОбучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время Фотоотчет обучению детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время. Бадминтон – спортивная игра,.

Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в футбол»Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в футбол» Занятия футболом способствует развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Обучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возрастаОбучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возраста Настольные игры - макеты, рекомендованы для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Знакомство с дорожными.

Перспективный план по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Обучение детей пересказыванию» (старшая группа) Перспективный план по самообразованию 2016-2017 учебный год на тему: «Обучение детей пересказыванию.» (старшая группа) Актуальность темы:.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Обучение детей правилам дорожного движения поможет предотвратить несчастные случаи. Дома начальные знания о правилах поведения на дороге.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Проспект сказок»Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Проспект сказок» Действующие лица: - Кот Ученый - Незнайка - Чиполлино - Баба Яга - Алладин - Доктор Айболит Реквизит: Книга «рукодельная», путеводные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 июня 2022 в 23:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение последовательности пересказыванию сказок младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Баранова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД