Екатерина Шапочанская
Обучение чтению малышей младше 4–5 лет
Любое дело всегда надо начинать постепенно, чтение не является исключением.
Для начала покажите ребенку азбуку. Если он проявил интерес, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Ваша задача – поддержать, не загубить инициативу чрезмерным усердием.
Публикация «Обучение чтению малышей младше 4–5 лет» размещена в разделах
• Обучение чтению можно начинать с изучения букв или слогов. Хорошо подходят для этих целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять. И вовсе необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.
• Изучите существующие методики обучения. Лучше, конечно, прочесть тексты самих педагогов. Они дадут вам более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ребенка.
• Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте и импровизируйте!
• Если ребенок болеет или не настроен заниматься, лучше отложите «урок», не стоит учиться через силу.
• Занятия должны быть разнообразными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание рассеивается. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес крохи к тому, что вы предлагаете делать.
• Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания.
• Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет вполне по силам выполнение графических заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу вверх, или провести слева направо.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Изучение букв
Чтобы помочь малышу запоминать буквы :
• выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
• моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
• обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их. vk.com/sunmommy
2. Изучение слогов
Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:
• многократно называйте слоги;
• предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
• попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог;
• сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют песенки – слоги;
• можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог). Вскоре ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил;
• искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению : «Покажи Буратино слог «пу», а сразу за тем: «Скажи ему, какой это слог»).
3. Изучение звуков
• потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача - отработать различение звуков в слове;
• называйте все звуки (не буквы) в слове по порядку;
• вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б»;
• ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово - ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка - мишка, ночка - кочка, шар - пар, топор – забор);