Получи документы

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

Солнцева Алла
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

ОБСУЖДЕНИЕ СЛОЖНЫХ И ДИСКУССИОННЫХ

ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ

1. ОБСУЖДЕНИЕ СЛОЖНЫХ И ДИСКУССИОННЫХ

ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Вопрос или проблема являются сложными, если возможно предложить несколько подходов к их решению.

Среди сложных вопросов (проблем) выделяют так называемые дискуссионные, по которым в обществе существуют по крайней мере две противоположные точки зрения. При этом каждая точка зрения (вариант решения проблемы) имеет значительное число своих сторонников и поддерживается убедительной аргументацией. Между двумя полярными точками зрения могут существовать различные промежуточные точки зрения. Как правило, дискуссионный вопрос или проблема формулируются в виде вопроса, на который можно дать ответ «да» или «нет».

Публикация «Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем» размещена в разделах

Например: Нужно ли менять Конституцию? Следует ли запретить аборты? Сможет ли принятие более суровых законов снизить уровень преступности?

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем - один из основных приемов в преподавании права и граждановедения, поскольку право и политика наиболее активно проявляют себя именно в проблемных ситуациях. Через такие обсуждения учащиеся учатся видеть сложные и дискуссионные вопросы и проблемы, решать их, понимать различные позиции.

Существуют разные методы работы со сложными и дискуссионными проблемами : различные виды дискуссий, мозговой штурм, карусель, «один – вдвоем -все вместе» и другие. Многие процедуры и методы, направленные на решение проблем, также хорошо подходят для этого. В принципе, почти все интерактивные методы ориентированы на обсуждение и решение сложных и дискуссионных вопросов (проблем).

В то же время обсуждение дискуссионных вопросов и проблем затрагивает личные убеждения и провоцирует эмоциональные реакции, что может вызвать сложности у педагога.

Следующие правила работы с дискуссионными проблемами помогают тренерам и педагогам держать ситуацию под контролем и проводить занятия на высоком уровне.

1. Тщательно планируйте обсуждение :

• Выберите дискуссионный вопрос или проблему. Удостоверьтесь, что выбранная тема - актуальный вопрос и в то же время представляет интерес для учащихся, учитывает их возрастные особенности, познавательные потребности и социальный статус.

• Подготовьте материал, который учащиеся должны будут прочитать. Постарайтесь, чтобы были представлены все основные точки зрения по данной теме и дан достаточно глубокий анализ проблемы.

• Выберите метод проведения обсуждения. Свободная дискуссия проходит успешно только в том случае, если ведущий и (или) участники уже имеют опыт подобного рода.

• Прежде чем проводить дискуссию в аудитории, дайте учащимся домашнее задание по изучению подготовленного материала. Предоставьте учащимся список дополнительной литературы и иных источников по данной теме.

• Продумайте три-четыре способа, с помощью которых можно начать обсуждение, на тот случай, если Вам не удастся сразу же разжечь дискуссию (попросите самих учеников задавать вопросы, высказать с места свое мнение по поводу вступительного вопроса, оттолкнитесь от личного опыта учеников, связанного с темой дискуссии, и т. д.).

• Составьте список вопросов, которые Вам помогут направлять обсуждение и концентрировать внимание класса.

• Подготовьте интерактивные упражнения и разминки для переключения внимания и смены видов деятельности

3. Правильно представьте учащимся дискуссионный вопрос и проблему :

• При представлении вопроса (проблемы) будьте нейтральны. Заранее не выска-зывайте своего предпочтения той или иной точке зрения.

• Убедитесь, что учащиеся понимают проблему; при необходимости используйте вопросы, чтобы обеспечить понимание.

• Признайте, что разногласия имеют право на существование. Они являются частью общественной жизни, и учащиеся должны научиться обсуждать рассматриваемые противоречия.

• Знакомьте учащихся с противоположными позициями корректно и справедливо (обеспечивайте сбалансированность различных позиций).

4. Выработайте совместно с учащимися (или согласуйте с ними) правила работы с дискуссионными вопросами и проблемами, например:

• Критически относитесь к мыслям, но не к людям.

• Чтобы попросить слова, поднимите руку.

• Не прерывайте других. Не говорите одновременно.

• Выслушивайте мнения других, даже если вы с ними не согласны.

• Повторяйте своими словами высказывания других, чтобы научиться внимательно слушать и убедиться в том, что вы правильно поняли смысл утверждения собеседников.

• Старайтесь найти наилучшее решение проблемы, а не переспорить собеседников.

• Не уклоняйтесь от темы и будьте кратки.

• Избегайте длинных историй, анекдотов или примеров.

• Поощряйте других к участию в обсуждении.

• Будьте доброжелательны и терпимы к мнениям других.

Можно эти правила оформить в виде плаката и повесить в классе (либо размножить и раздать учащимся). Следите за соблюдением правил в аудитории. Неоднократно обращайтесь к правилам.

5. Будьте сами примером при проведении обсуждения :

• Соблюдайте принятые правила.

• Позволяйте учащимся подвергать сомнению Вашу позицию.

• Признавайте, что в Вашей позиции есть неясности, сложности и слабости.

• Проявляйте уважение ко всем мнениям.

• Сосредоточьте внимание на доказательствах и достоверной информации.

6. Во время проведения обсуждения :

• Делайте пометки, которые помогут Вам подводить итоги и держаться в рамках обсуждаемой проблемы.

• Активно пользуйтесь невербальными (несловесными) знаками, которые позволяют поддерживать течение разговора: жесты и мимика помогают управлять обсуждением, не прерывая его.

• Внимательно слушайте учеников, следите за ходом обсуждения, за настроением, не позволяйте уклоняться от темы и т. д. Для того чтобы вернуться к сути дискуссии, скажите, например, так: «Похоже, мы утеряли нить беседы, давайте вернемся к понятию такому-то.»

• Проясняйте сомнения учеников.

• Регулируйте эмоциональный тон дискуссии. Задавайте конкретные вопросы, чтобы побудить обсуждение, и абстрактные, чтобы охладить спор. Замечания типа: «Давайте успокоимся» или «Это никуда нас не приведет. Давайте перейдем к следующему этапу» также помогут снять эмоции.

• С другой стороны, не пресекайте на корню любые попытки разногласия.

• Будьте начеку, следите за признаками затухания дискуссии. Можно сменить задание, задать «провокационный» вопрос, сменить роли и т. д.

7. Всегда оставляйте достаточно времени для подведения итогов. Чтобы подвести обсуждение к концу, спросите учащихся, например: «Не хотите ли вы что-то еще добавить, перед тем как мы подведем итог?» Используйте и другие вопросы для подведения итогов. В качестве подведения итогов возможно рассмотреть различные аргументы, альтернативы решения проблемы, последствия решения этой проблемы, реальные примеры решения вопроса.

Возможные вопросы :

• Каковы наиболее убедительные аргументы обеих сторон? Перечислите их.

• Если по этому списку возникают вопросы, где можно получить дополнительную информацию?

• Если эта тема вас по-настоящему волнует, что вы можете сделать? Следует ли вам это делать?

• Какие альтернативы и кому вы могли бы предложить?

2. ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ (ШКАЛА МНЕНИЙ)

Этот метод - хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения. Его можно также использовать в конце урока для оценки понимания учащимися данной темы.

Рассматривая полярные позиции по дискуссионной проблеме, учащиеся:

• знакомятся с альтернативными позициями;

• прогнозируют, какие последствия для общества и для отдельных людей будут иметь индивидуальные позиции и политические решения;

• на практике используют умение отстаивать свою позицию;

• на практике учатся выслушивать мнения других;

• получают дополнительные знания по теме.

Порядок проведения

Предварительно:

1. Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы ( например: Вы за или против смертной казни).

2. Подготовьте «шкалу мнений» : на доске нарисуйте линию (можно также использовать прикрепленные к стене таблички или протянутую по полу веревку). На шкале напишите варианты ответов, например:

За смертную Скорее за Скорее Против смертной

казнь против казни

При проведении:

1. Задайте аудитории дискуссионный вопрос и дайте учащимся время подумать над их позицией по этому вопросу.

2. Попросите отдельных или всех учеников подойти к «шкале мнений» и занять позицию - то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.

3. Объясните правила упражнения:

• уточните свою позицию ( например: «я за смертную казнь, но только в исключительных случаях»);

• объясните, почему вы заняли эту позицию;

при ответе можно использовать ПОПС - формулу: позиция - обоснование - пример -следствие

• каждому следует привести по одному аргументу в защиту своей позиции;

• в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других уча-стников вас убедили.

4. Задайте вопрос по очереди ученикам, занявшим разные позиции: Почему вы заняли эту позицию?

5. Спросите также тех, кто поменял свою позицию, почему это произошло.

6. Можно использовать прием парафраза (активного слушания) – попросите участников, занимающих разные позиции, повторить, как они поняли аргументы другой стороны.

7. Подведите итоги.

• Во-первых, оцените аргументы участников (особенно это полезно сделать в том случае, если только часть учащихся занимала позицию; в этом случае оценку должны давать другие учащиеся). При оценке попросите участников назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны, а также те аргументы, которые остаются обоснованными, заставляют более глубоко задуматься, волнуют учащихся.

• Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.

• В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.

1В заключение рассмотрите возможные последствия позиций. Что будет, если их позиция будет отражена в законе или в политике? Какое влияние оказывают различные мнения на общество в целом и на отдельных людей?

3. ПОПС-ФОРМУЛА

ПОПС - формулу полезно использовать при обсуждении сложных (дискуссионных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию (например, метод «Займи позицию», а также при проведении других уроков, связанных с общественными проблемами. Этот метод знакомит учащихся с простой формой работы на уроке, когда необходимо выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы.

Порядок выполнения

1. Дайте ученикам задание прочитать правила использования ПОПС - формулы.

2. Объясните этапы и ответьте на возможные вопросы учащихся. Приведите пример каждого из этапов.

3. Предложите добровольцам попробовать применить эти этапы к любой теме по их выбору.

4. Проверьте понимание. Формулу можно изменять, например предлагая учащимся приводить несколько мнений или примеров.

5. Когда формула будет понятна всем учащимся, приступайте к упражнению, для которого Вы хотите использовать этот метод («займи позицию», общественные слушания и т. п.).

4. ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

Под этим названием скрывается довольно простой прием - проектирование учащимися вариантов ответа или решения сложной (дискуссионной) проблемы при различных условиях. Например, попросите учащегося представить, как бы он решил ту или иную проблему, если бы он был президентом, губернатором, депутатом, юристом, потерпевшим, подсудимым и т. д. В зависимости от характера проблемы используйте роли представителей разных социальных слоев, профессий, полов, возрастов, национальностей, культур, исповеданий. Поместите эту проблему в разное время и эпохи, в разные страны. Можно представить Ваш вопрос в виде предложения, которое учащиеся должны продолжить: «Если бы я был президентом, то.»

Этот метод помогает понять сложность общественных проблем, а также позиции других сторон. Данный метод можно использовать совместно с другими методами, например с методом «Смени позицию».

5. ОДИН-ВДВОЕМ-ВСЕ ВМЕСТЕ

Этот метод особенно полезен на начальных этапах обучения учащихся работе в малых группах и работе с дискуссионными проблемами. Он позволяет учащемуся сначала подумать самому, потом поделиться своими соображениями с партнером и только после этого - со всей аудиторией. Метод можно использовать для развития навыков и умений убеждения, ведения дискуссии, применения на практике навыков и умений вдумчивого (критического) мышления.

Порядок проведения

1. Представьте учащимся дискуссионный вопрос или неоднозначную гипотетическую смоделированную) ситуацию.

2. Когда вопрос или ситуация поняты, дайте учащимся ограниченное время на обдумывание возможных ответов или решений, а также для аргументации.

3. Далее объедините учащихся в пары и попросите их обсудить свои идеи с партнером. Они должны попытаться прийти к соглашению (консенсусу) относительно ответа или решения за установленное время и подготовить выступления перед всей аудиторией ( распределив части выступления между собой: один объявляет решение и приводит один аргумент, другой приводит оставшиеся два аргумента).

4. Предложите каждой паре представить свой ответ или решение всей аудитории, приводя аргументы. На выступление дается не более 1-2 минут. На этом этапе можно использовать метод «Карусель»

5. При хорошей подготовке учащихся и опыте работы с дискуссионными проблемами можно попросить учащихся отражать в своем выступлении ответы и аргументы других пар (или только предыдущей пары).

6. В заключение можно провести общую дискуссию - подведение итогов

6. СМЕНИ ПОЗИЦИЮ

Этот метод также позволяет обсудить дискуссионные вопросы при участии всех учащихся. Метод позволяет встать на точку зрения другого человека, развивать навыки аргументации, активного слушания и т. п.

Порядок проведения

1. Заранее подготовьтесь к обсуждению

2. Представьте всему классу дискуссионный вопрос и проясните (с помощью вопросов к аудитории, какие противоположные позиции существуют по данному вопросу. Для неопытной аудитории возможно обсудить и некоторые аргументы по каждой позиции.

3. Предложите учащимся образовать пары и объединиться в четверки (например, первая и вторая парта, третья и четвертая).

4. Предложите парам выбрать ту или иную позицию так, чтобы в каждой четверке одна пара занимала бы одну позицию, вторая - противоположную.

5. Объясните, что учащимся предстоит аргументировано представить свою точку зрения другой паре. Каждый ученик должен отвечать за свою половину презентации (например, обосновать половину аргументов).

6. Объявите хронометраж: сколько времени отводится на подготовку и на саму презентацию.

7. Дайте учащимся достаточно времени для подготовки аргументов.

8. Когда время на подготовку истечет, попросите пары доказательно изложить свою точку зрения друг другу.

9. Затем дайте задание парам поменяться позициями и снова повторить все сначала. На это отведите гораздо меньше времени.

10. После этого Вы можете дать задание всей четверке свободно обсудить тему.

Учащиеся уже должны высказывать свою личную точку зрения. В результате обсуждения четверка может прийти либо к согласию, либо к выводу о том, что им недостает информации. Заранее определите временные рамки этой свободной дискуссии.

11. При наличии времени проведите общую дискуссию. При этом можно использовать метод «Карусель».

12. Подведите итоги дискуссии со всем классом.

7. КАРУСЕЛЬ

Этот метод вовлекает всех учащихся в дискуссию, дает возможность каждой группе поделиться своими идеями и (или) продолжать работу по обмену идеями или информацией с целым классом на равных для всех условиях. Он эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем представители каждой группы делятся результатами обсуждения со всей аудиторией (например, методы «один – вдвоем - все вместе», или «смени позицию»).

Порядок проведения

1. Когда малые группы завершили выполнение своего задания и готовы представить результаты своей работы, попросите каждую группу по очереди представить одну из идей (один из аргументов, которые они обсуждали.

2. Продолжайте по кругу, пока не исчерпаются все идеи, информация или ответы.

3. Как вариант, попросите учащихся сравнить идеи (аргументы) предыдущих выступающих со своими.

4. При выполнении упражнений по разрешению проблем деликатного и личного характера, когда учащиеся могут стесняться высказывать свое настоящее мнение (например, по поводу наркотиков, попросите учащихся написать свое мнение или идею на карточках и сдать их, не подписывая. Затем соберите все карточки и составьте список идей (мнений) на доске или начните дискуссию, используя полученные идеи (мнения).

Оценивание навыков участия в дискуссии

Список возможных положительных и отрицательных моделей поведения поможет оценить навыки участия в дискуссии. На основе этого списка Вы можете составить форму наблюдения и оценивания учащихся (см. форму 1-3). Можно выбрать нескольких учащихся для оценивания работы всей группы и отдельных участников дискуссии. Этот список (а также вопросы перед ним) поможет также провести общее обсуждение (оценивание) навыков участия в дискуссии всей учебной группой. Если Вы запишите дискуссию на видеокассету, то участникам дискуссии будет легче оценивать себя, просматривая запись. На основе списка и обсуждения результатов дискуссии возможно попросить учащихся составить контракт или список личных обязательств от первого лица ( например: «Я поощряю других к участию» или «Я пытаюсь понять все точки зрения на проблему» и т. д.).

Вопросы к перечню моделей поведения

Замечаете ли Вы, что во время проведения дискуссии на уроке происходят следующие действия? Какие навыки и умения Вы считаете необходимым для себя развить в будущем? Какие из данных умений Вы приобрели за последнее время? Каких действий Вы стараетесь избегать?

• Инициирование - кто-то предлагает задание, обозначает проблемы, обговаривает процедуру проведения дискуссии.

• Стимулирование - кто-то запрашивает информацию, побуждает к реагированию, призывает к выражению своих мыслей.

• Информирование - кто-то предоставляет информацию, реагирует, призывает к выражению своих мыслей.

Прояснение — кто-то проясняет недоразумения, восстанавливает нить разговора, предлагает альтернативные подходы к проблеме.

• Обобщение — кто-то обобщает высказанные мнения, предлагает выводы, пытается прояснить смысл высказываний других.

• Толкование — кто-то привлекает внимание к чьим-то действиям или высказываниям и пытается их истолковать.

• Поиск консенсуса - кто-то спрашивает, насколько близко группа подошла к решению, и предлагает прийти к заключению на основе общего согласия.

• Примирение - кто-то пытается примирить противоречия, шутит в нужный момент для снятия напряженности, подбадривает менее активных товарищей.

Рефлексия - кто-то спрашивает, насколько группа удовлетворена ходом обсуждения или самой темой привлекает внимание к скрытым или явным нормам поведения, принятым в группе, и предлагает альтернативные задания.

• Срыв - кто-то вторгается в работу группы, пытается внести напряженность, маскируя обидные замечания или угрозы под шутки.

• Блокирование - кто-то допускает неуместные высказывания, меняет тему разговора, ставит под сомнение способности товарищей.

• Нападение — кто-то допускает циничные замечания, вносит раздор, всеми силами старается обезопасить себя.

Запутывание - кто-то создает неразбериху, заявляет, что значение слов «действительно» невозможно определить, намеренно заходит в тупик, уводит от сути проблемы с помощью игры с семантическими различиями слов, затуманивает понятия

Публикации по теме:

«Обсуждение» и «Голоса»«Обсуждение» и «Голоса» Сегодня мы внесли изменения на сайт добавив две небольшие ссылки в меню пользователя. Первая ссылка ведет на страницу, где можно увидеть.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса» в средней группе с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей запоминать стихотворение, читать.

Конспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хвастун» в средней группе для детей с ОВЗКонспект занятия «Чтение и обсуждение сказки «Заяц-хвастун» в средней группе для детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: продолжать развивать интерес детей к художественной.

Дидактическая игра «Образование сложных слов»Дидактическая игра «Образование сложных слов» Развитие связной речи В индивидуальной работе и на подгрупповых занятиях я использую игры на образование сложных слов. Они помогают развивать.

Консультация для родителей старших дошкольников «Предупреждение проблем со зрением» С раннего детства ребенок попадает в мир мониторов. Общение, получение знаний, развлечения перенеслись на экраны компьютеров, телевизоров.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем Мастер-класс на РМО педагогов-психологов "Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем дошкольников".В.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Викторина из вопросов к празднику «8 Марта» для наших мамВикторина из вопросов к празднику «8 Марта» для наших мам О женщинах всегда хочется говорить только хорошие и добрые слова. Недаром они носят гордое звание лучшей половины человечества. Женщина.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Солнцева Алла на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 14:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД