Получи документы

Образовательный проект «Мифы и предания древних славян»

Твердякова Лариса
Образовательный проект «Мифы и предания древних славян»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

А. Н. Толстой

Тип проекта: комбинированный.

Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети 6 - 7 лет группы для детей с ОНР МДОБУ детский сад № 1 МО Кореновский район.

Срок реализации: 6 месяцев.

Условия реализации: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность, материальное обеспечение.

Актуальность

Публикация «Образовательный проект „Мифы и предания древних славян“» размещена в разделах

Народное искусство – фольклор, деревянное и каменное зодчество, вышивки и кружева, разнообразные изделия народного быта – весь этот многокрасочный мир творчества людей исторических обстоятельств стал для большинства русских людей «преданьем старины глубокой». А ведь в фольклоре, народных ремеслах зашифрованы архетипические особенности нации, то, что определяет поведение народа и остается с ним, пока существует этот народ.

В те, не очень далекие, но отдаленные от нас великими потрясениями времена и крестьяне, и интеллигенция были в курсе самих истоков народной культуры. Теперь, к сожалению, эти связи во многом утеряны, и интерес к данному вопросу необходимо возрождать. Начинать это благородное дело нужно с приобщения детей к народной культуре, что, возможно, лучше усилий в других направлениях послужит национальной идее, так как принадлежность к большой народной культуре лучше, чем военные или хозяйственные успехи, способствует национальному самоуважению.

Общеизвестно, что древние торжественные языческие обряды по мере выветривания веры в их магическую силу превращались в веселую забаву деревенской молодежи и постепенно снижались до полуосмысленной детской игры. В этом, почти неузнаваемом, виде многие из них дожили до XX в. Точно так же и древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин "волшебная сказка" новый, чисто кабинетный, но в нем заключен глубокий языческий смысл - ведь "волшебник" - это жрец, волхв, занимающийся "волшвением" - гаданием и заклинанием добра и зла.

Итак, учитывая комплексные нарушения речи, несовершенство высших психических функций, эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи, считаем проект по формирование импрессивной речи дошкольников с ОНР посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян актуальным и необходимым в коррекционном процессе.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: формирование импрессивной речи посредством знакомства дошкольников с мифами и преданиями древних славян.

Проблемные вопросы.

• Как заинтересовать детей и родителей в совместной работе над изучением мифов и преданий древних славян как средства развития нравственно-патриотических чувств?

• Какие мероприятия, проводимые в рамках ДОУ, способствуют активизации работы с детьми в данном направлении?

• Как научно и доступно рассказать и правильно объяснить детям о

некоторых исторических событиях, традициях, фактах русского народа?

Цель проекта:

формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного (коррекционного) педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.

Задачи проекта

Для детей

• Расширять знания детей о мифах и преданиях древних славян, их

героях.

• Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки

(звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность речи). Формировать импрессивную речь и словарь детей по теме. Обучать детей пересказу знакомых сказок с опорой на зрительные образы. Формировать способность передавать содержание без пропусков и искажений. Формировать представления о главном в характере героев. Совершенствовать грамматический строй речи.

• Развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию

движений, воображение.

• Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,

инициативности, ответственности, самостоятельности, соревновательные качества, чувства взаимовыручки и поддержки. Формировать интерес к чтению художественной литературы.

• Воспитывать интерес к истории Родины, чувства гордости за

русский народ.

Для педагогов:

• разработать цикл НОД по теме;

• разработать цикл игровых и интерактивных заданий и упражнений на основе развивающих игр;

• разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме «Мифы и предания древних славян»;

• разработать конспект итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

Для родителей:

• привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по формированию импрессивной речи у ребёнка;

• оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию грамматически правильной связной речи у детей с ОНР;

• показать родителям значимость своевременного формирования импрессивной речи у детей дошкольного возраста.

• форма проведения итогового мероприятия проекта: видеопоказ итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

Новизна

• Применение систематизированного материала.

• Удачная комбинация элементов опубликованных методик.

• Обеспечение мотивации к процессу обучения.

• Интеграция образовательных областей и чередование различных видов деятельности.

• Использование цифровых образовательных ресурсов.

Для реализации проекта материал подобран в соответствии с возрастом

и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, разработан методический план работы.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

• Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

• Распределение заданий между участниками проекта.

• Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

• Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по проекту.

2. Практический этап:

Реализация задач проекта «Мифы и предания древних славян» предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.

Интеграция образовательных областей

проекта «Мифы и предания древних славян»

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Тематические занятия.

Чтение и анализ сказок «Новогодняя елка», «Морозко», «Два мороза», «Мороз Иванович», «Белый снег», «Двенадцать месяцев».

Чтение и анализ сказок «Крылатый, мохнатый да масленный», «Два мороза», «Мороз Иванович».

Чтение и анализ серии сказок «Домовенок Кузька и друзья спасают Новый Год». Т. Александрова.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Лабиринты:

«Найди дорожку»

«Чем любят полакомиться домовые?»

«Помоги пройти ледяной лабиринт и не попасть в ловушку»

«Соедини одинаковые снежинки – помоги Снежевиночке добраться до Волшебных Ворот»

«Найди путь к ледяной долине»

Дидактические игры:

«Чего не хватает у предмета?»

«Найди отличия»

«Найди две одинаковые снежинки (свистульки)»

«Кто лишний».

«Определи зимнюю и летнюю одежду»

«Определи лиственные и хвойные деревья»

«Кто где живет?»

«Дорисуй шапку»

«Помоги Бабе-Яге найти нужное зелье»

«Какой цвет получится, если смешать разноцветные зелья?»

Интерактивные игры:

«Найди тень»

«Дорисуй предмет».

Времена года.

Растительный мир.

Животный мир.

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Упражнения:

«Напиши пропущенные цифры»

«Реши сказочные задачи»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Обведи и раскрась заданные фигуры»

«Дорисуй снежинку по клеточкам»

«Дорисуй снежки, чтобы равенство или неравенство было верным»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Подбор дидактического материала и оборудования для реализации проекта

Дидактические и интерактивные игры:

«Кто лишний?»

«Кто где живет?».

«Сколько букв нарисовано?»

«Впиши недостающие буквы»

«Найди имена героев сказки в таблице»

«Расшифруй послание»

«Кроссворд»

«Реши чайнворд»

Пересказ детьми сказок по плану, рисуночному плану, по вопросам.

Составление творческих рассказов.

Чтение русских народных сказок, былин.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Раскрашивание и штриховка картинок по мотивам литературных произведений.

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики по мотивам сказок.

Конструирование из кубиков «Сложи картинку» по мотивам сказок.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН.

Раскрашивание картинок по сказкам (мелкая мускулатура рук).

Настольно-печатные и интерактивные игры по мотивам сказок.

Русские народные игры:

• Серый волк

• Волк и овцы

• Коршун (святочная)

• Мясник и овцы

• Кружево

• Флюгеры – 22 (бог ветров, направление сторон света)

• Вязанки

• День и ночь

• Мышка и четыре угла (3-5 человек)

• Кошка и мышка

• Обезьяны (бег с препятствиями)

• Колдун

• Здравствуй, сосед! (прыжки на одной ноге)

• Горшок – 42 (улица)

• Погоня слепых друг за другом (забава)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Консультации для родителей в уголке для родителей «Речецветик»:

1. Мифы и предания древних славян.

2. Сказочный мир русского народного искусства.

3. Прочтите детям о мифических существах: Домовой.

4. Прочтите детям о мифических существах: Леший.

5. Масленница.

Заключительный этап.

• Обработка и оформление материалов проекта;

• Оценка результатов работы всех участников проекта;

• Проведение открытого итогового мероприятия на РМО учителей-логопедов по проекту «Мифы и предания древних славян» в форме занятия типа «Следствие ведут знатоки» «Этнокарты».

• Мультемедийная презентация проекта на районном методическом объединении учителей-логопедов и родительском собрании в ДОУ.

Выводы:

Реализация данного проекта будет способствовать развитию партнерских отношений ДОУ и семьи в воспитании патриотизма у дошкольников, повысить уровень формирования импрессивной и грамматически правильной связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Проект обогатит восприятие самооценки каждого субъекта образовательного процесса и роли каждого в историческом развитии.

Проект можно рекомендовать для использования в других дошкольных образовательных организациях (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Публикации по теме:

Итоговое мероприятие по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки») Цель: формирование импрессивной речи посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян Задачи. • Расширять знания детей о мифах.

Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа» Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №160 «комбинированного вида Приволжского района г. Казани Литературно-музыкальная.

Работа с интерактивной выставкой «Мифы и легенды Самарской Луки» Подготовила воспитатель ГБОУ СОШ №16 СПДС «Красная шапочка» Меркулова Ирина Александровна Тема «Мифы и легенды Самарской Луки» Цель: вызвать.

Мифы логопедии (лекция для родителей с использованием мультимедиа) Цель лекции : знакомство с профессией логопеда. Задачи: в доступной форме исправить общераспространенные представления, возможные заблуждения.

Научная конференция «По следам древних животных. Мамонт»Научная конференция «По следам древних животных. Мамонт» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: научная конференция «По следам древних животных. Мамонт». Образовательная.

Образовательный проект «Дорога и мы!» Образовательный проект «Дорога и мы!» Актуальность проекта: Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

Образовательный проект «Моя малая Родина» Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень.

Образовательный проект на тему: «Мир природы» Информационная карта проекта МКДОУ д/с №18 «Веснянка» Полное название проекта: «Времена года» Автор проекта: Капитоненко Р. И. Кадры воспитатель.

Беседа «Передача информации письмом с древних времен» Презентация на тему: «Передача информации письмом с древних времен» Выполнила воспитатель МКДОУ Большенагаткинского детского сада общеразвивающего.

Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка»Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка» Автор проекта: Шнайдер Дарья - участник VI районных образовательных Кирилло – Мефодиевских чтений «Духовно-нравственные ценности славянской.

Библиотека изображений:

Публикация Образовательный проект «Мифы и предания древних славян» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Твердякова Лариса на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Образовательный проект «Мифы и предания древних славян»
Опубликовано: 19 июля 2016 в 22:17
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД