Лучший педагог года

Образовательный проект «Секреты развития речи дошкольников». Часть 2

Вечернина Зульфия Фархедовна
Образовательный проект «Секреты развития речи дошкольников». Часть 2

Особенности проекта

Дошкольный возраст - это период в котором происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи.

Работа по речевому развитию детей в детском саду МБДОУ «Детский сад села Улу-Теляк» строится с учетом возрастных особенностей каждой группы.

Публикация «Образовательный проект „Секреты развития речи дошкольников“, Часть 2» размещена в разделах

В младшем дошкольном возрасте дети способны поддерживать небольшой разговор со взрослыми о событиях, связанных с их личным опытом. У таких детей происходит увеличение словарного запаса. У некоторых же воспитанников наблюдается низкий уровень речи, при котором практически отсутствует речь у ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. К этому возрасту у воспитанника накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарный запас, совокупности слов, употребляемых ребенком, однако особое внимание уделяется ее качественной стороне, увеличение лексического запаса, многозначными словами. Активно осваиваются навыки построения разных типов текстов. Но есть отдельные дети, которые не произносят правильно все звуки родного языка (сонорные, шипящие, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности. Вызывает затруднение правильное построение сложных предложений, которое влияет на трудности в построении последовательного текста.

Огромное значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, — отношение окружающих, уход, воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.

Для своевременного и правильного развития речи ребенка немало важную роль имеет отношение взрослого, так как бережное, доброжелательное, внимательное отношение обеспечивает ответные положительные эмоции. Без этого невозможно установить с ребенком тесный контакт и развивать его речь.

Таким образом, при поступлении в дошкольное учреждение у воспитанников наблюдается разный уровень речи.

Для воспитателя на первый план выдвигается развивающая функция образования, при котором становление личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности. Данный проект построен на позициях личностно-ориентированного подхода к ребёнку и направлена на его речевое развитие. На овладение речью как средством общения и культуры.

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольного возраста – одна из важнейших задач воспитателя в детском саду.

Ожидаемые результаты проекта :

Для воспитанников:

расширение объема пассивного и активного словаря;

повышение эмоциональной выразительности в речи;

успешная социализация и высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков у дошкольников;

высокий уровень владения конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Для педагогов:

повышение компетентности в области речевого развития воспитанников;

достижение педагогами высокого уровня квалификации в вопросах коммуникативного воспитания дошкольников;

создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей речевое развитие детей.

Для родителей (законных представителей) :

активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе;

удовлетворённость родителей (законных представителей) образовательным процессом;

обогащение педагогическими знаниями в области развития речи детей.

Формы проведения занятий:

- индивидуальные;

- групповые;

- фронтальные.

В режимных моментах следующие формы работы:

- совместно педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

Использовались следующие методы:

- словесный метод (устное, печатное слово, песни, потешки, сказки, пословицы, стихи, загадки, чистоговорки, поговорки, скороговорки, считалки, физкультминутки, ролевые игры);

- метод практического обучения (устные, графические, двигательные, трудовые);

- метод эстетического восприятия (побуждение к самостоятельному творчеству, пению).

Средства и оборудования: разнообразные сказки, рассказы, загадки, песни, картины, музыкальные произведения, игры, игрушки, костюмы, предметные картинки, настольные игры.

Основными формами совместной работы дошкольного учреждения и семьи по вопросам речевого развития детей являются :

•групповые и индивидуальные консультации;

• организация выставок наглядных пособий с описанием их использования;

• открытые занятия для родителей;

• доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;

• беседы, передвижные папки и оформление информационных стендов;

• практические советы родителям- показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала;

•проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда;

•консультирование родителей и детей с проблемами в речевом развитие (рекомендации, посещение специалистов, направление на РМПК);

•совместное приобретений игр и пособий по речевому развитию.

Формы подведения итогов реализации проекта :

- участие в различных конкурсах, викторинах, развлечениях;

- участие в постановки и инсценировки сказок;

- словесный пересказ сказки, рассказ, чтение, вопросы, беседы с использованием художественного слова;

- сюжетно-ролевые игры;

- наблюдение, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций;

-создание речевых газет, решение проблемных ситуаций;

- пение и рифмование стихотворений;

- сказкотерапия (сочинение детьми сказок);

- участие в тематических праздниках в течение года.

Содержание проекта

В данном дошкольном образовательном учреждении работа детей по речевому развитию строится с учетом возрастных особенностей детей каждой возрастной группы на конкретном возрастном этапе.

Воспитанники 3 - 4 лет. Звуковая культура речи : дети учатся правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Дикция отрабатывается с помощью потешек, поговорок, чистоговорок, назывании слов, сходных по звучанию, фраз, содержащих определенную группу звуков, упражнений на договаривание слогов. У детей развивается слуховое внимание, восприятие речевого слуха. Совершенствуется темп речи и речевое дыхание.

Словарная работа: у детей обогащается и увеличивается словарный запас слов в процессе расширения знаний и представлений об окружающем мире. У детей происходит качественное развитие словаря : употребление в речи прилагательных и глаголов. Формируется грамматический строй речи : усваиваются родовые принадлежности и падежные формы имен существительных, также образуются формы единственного и множественного числа. Ребенок достаточно хорошо владеет разговорной речью: изменяет слова, говорит короткими предложениями. Речь непроизвольна ситуативна, происходит формирование структуры предложений.

Развитие связной речи : дети учатся хорошо пересказывать изученные произведения, рассматривать иллюстрации и игрушки: сначала воспроизводят текст, подключаются к рассказу воспитателя, повторяют отдельные слова и целые предложения, подготавливаются к составлению описательных рассказов.

Воспитанники 4- 5 лет. Важным этапом в развитии речи является освоение контекстной речи. Главной задачей становится обучение связной речи и рассказыванию.

Активно прогрессирует речевое развитие ребенка : совершенствуется речевой слух и грамматический строй речи, формируется связная речь, обогащается словарный запас слов. В активный словарь постепенно входят слова, обозначающие признаки и качества предметов, а также производимые с ними действия. Появляются высказывание, отражающие попытки определить предмет, его назначение, функциональные признаки. Снижается количество неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в слоговой структуре слов. Некоторые дети еще не умеют регулировать голос, дыхание, темп речи, правильно ставить ударение в словах; недостаточно развит фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Речь постепенно становится более связной и выразительной, что дает возможность учить их составлять небольшое повествование, в котором используют свой словарный запас, строят предложения. Дети отходят от простого подражания, учатся рассказывать и выражать свои мысли более самостоятельно.

Воспитанники 5- 6 лет. В этом возрасте происходит успешное обучение связной речи в процессе рассказывания по картине, пересказывания литературного произведения, описания игрушки или самостоятельного рассказывания. У детей расширяется и активизируется словарный запас, что помогает ребенку глубже вникнуть в содержание произведения и облегчить пересказ текста. Дети могут дать распространенные ответы и использовать их в самостоятельном высказывании. Некоторые дети продолжают опираться на образец воспитателя. Из сюжетных картинок дети могут составлять индивидуальные и коллективные рассказы, при этом у них развиваются навыки связного высказывания. Важно в развитии словаря объединять слова в тематические группы. Дети осознают многозначность слов, понимают слова с переносным значением, учатся обобщать. В этом периоде детям вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

В формировании грамматического строя речи воспитанникам предоставляется возможность самостоятельно образовывать по аналогии с образцом трудные или нетрадиционные формы слов, вводится работа с предложением. Различают и могут употребить такие термины, как слово, звук, слог, ударение. Активно развивается образная речь, то есть происходит овладение фонетической, лексической, грамматической сторонами речи, восприятие разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и формирование связного высказывания.

Воспитанники 6- 7 лет. Главная задача в этом возрасте- это развитие связной речи. Постепенно развивается и закрепляется умение строить высказывание логически точно, правильно, грамотно и выразительно. Дети способны понять характеристику персонажа в литературном произведении. Продолжается выработка четкого произношения слов и фраз; развивается голосовой аппарат. Понимается различные значения одного и того же слова, выбирается наиболее подходящее слово и не допускать повторений в речи. Закрепляются представления о пословицах и поговорках. Воспитанники знакомятся с некоторыми грамматическими правилами, касаются норм литературной речи, учатся самоконтролю. Появляется новое понятие, как родственные слова. Предусматривается сообщение детям новых знаний, формирование у них новых умений.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Аудио-задания для развития речи дошкольниковАудио-задания для развития речи дошкольников Современного человека окружают современные предметы, гаджеты. Никого уже не удивить смартфоном, планшетом, ноутбуком, плеером, размером.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Публикация Образовательный проект «Секреты развития речи дошкольников». Часть 2 (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Вечернина Зульфия Фархедовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Образовательный проект «Секреты развития речи дошкольников». Часть 2
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 21:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД