Лучший педагог года

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста (4 фото)

Залина Дзгоева
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста

Слайд 2. Введение в действие ФГОС в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. Например, ФГОС призван закрепить за ребенком право не торопиться, обжиться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту.

Публикация «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Так в чем же заключается инновационность? Что теперь возможно? Например, отказаться от некоторых традиционных форм работы. Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому, что реально интересует детей и важно для их развития.

Самое же главное заключается в том, что новые возможности появляются у детей. Основная из них – прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями.

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей. Главным фактором образования

дошкольника является качество отношений «ребенок – взрослый». А значит в образовании детей дошкольного возраста востребованы технологии организации образовательной деятельности, универсальной и функциональной по организационным действиям, открытым для идей и сотворчества взрослых и детей. Примером такого рода технологий является технология «Образовательное событие».

Чем же отличается данная технология от уже имеющихся? Что означает этот термин в контексте образовательной деятельности в детском саду?

Слайд 3. Образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях, за которой стоит продуманная и кропотливая работа, направленная на появление у ребенка универсальных качеств (коммуникативные, познавательные способности) и более конкретных, предметных результатов.

Особенности образовательного события :

Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.

Образовательное событие – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для детей. Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. Таким образом, история, в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста.

Слайд 4. Образовательное событие – история, происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.

Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность. Если деятельность не вызывает эмоционального отклика, эффективность события как образовательной единицы существенно снижается.

Инициировать образовательные события могут и воспитатели, и дети. При этом педагогам не обязательно привязывать события, особенно спонтанные, к теме недели. Ключевая особенность образовательного события – яркие впечатления, которые помогают детям запоминать новую информацию.

Слайд 5. Структура образовательного события :

Каждое образовательное событие состоит из четырех частей. Начинается оно с увлекательной информационной завязки. Затем идет содержательная информативная часть, когда дети узнают что-то новое. Они погружаются в творческую деятельность на тему события. После этого следует приятное завершение события.

Подводя итог «взрослого» понимания сути события, мы можем с уверенностью сказать, что вне зависимости от продолжительности и способа возникновения, событие – это нечто значимое и оставляющее след в душе.

Слайд 6. Событие, как со-бытие.

С позиции простого житейского восприятия термин «бытие» предполагает не очень спешное, размеренное, но в то же время, значимое, существенное течение жизни. Со-бытие – наполняет термин особым, объединяющим всех участников бытия, смыслом. Со-бытие – это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфичными для этого периода смыслом и атмосферой. Образовательное событие атмосферно, оно не довлеет, не доминирует, не подчиняет себе всю деятельность детей.

Основа со-бытия – это совместная деятельность, предполагающая определенные аспекты:

- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации образовательного пространства);

- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе).

В свете вышеизложенного, логично будет рассматривать со-бытие как форму организации образовательного процесса, когда транслируемый материал становится предметом совместной деятельности педагога и детей.

Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью. И им должно быть очень важно то, чем они занимаются.

Задание станет по-настоящему интересным и осмысленным в том случае, если при его выполнении дети столкнуться с какой-либо трудностью.

Чтобы образовательные события оставались для детей чем-то необычным, их следует проводить не чаще одного раза в неделю для старших и подготовительных групп и не чаще одного раза в месяц для младших.

Слайд 7. Принципы организации образовательного события

1. Индивидуальный подход.

Основой организации образовательного события является необходимость учитывать особенности каждого ребенка. Каждый ребенок имеет свои уникальные потребности, способности и склонности, и образовательное событие должно быть спланировано и реализовано с учетом этих особенностей каждого ребенка.

2. Целеполагание.

Организация образовательного события направлена на достижение определенных целей. Цели могут быть разными и зависят от возраста и развития детей. Четкое определение целей позволяет сосредоточиться на основных задачах и обеспечить эффективное образовательное воздействие.

3. Сотрудничество с родителями.

Содействие родителей в организации образовательного события является важным принципом. Родители обладают информацией о ребенке, его особенностях и интересах. Сотрудничество с родителями позволяет лучше ориентироваться в потребностях и интересах каждого ребенка, а также создать благоприятную образовательную среду.

4. Игра и интересные задания.

Организация образовательного события должна быть интересной и привлекательной для детей. Игра и интересные задания мотивируют ребенка к активному участию и повышают его интерес к образовательному процессу. Важно разнообразить формы работы, чтобы дети могли проявить свои творческие способности и развить различные навыки и умения.

5. Системность и последовательность.

Организация образовательного события должна быть системной и последовательной. Образовательная деятельность должна быть спланирована и структурирована таким образом, чтобы дети могли получить знания и навыки постепенно, от простого к сложному. Последовательность и системность помогают детям лучше усваивать материал и достигать поставленных целей.

6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Организация образовательного события должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные возрастные группы имеют различные потребности и интересы, поэтому важно адаптировать образовательное событие к каждой возрастной группе. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его развитие, интересы и способности.

7. Участие детей в процессе планирования и организации.

Организация образовательного события должна включать в себя участие детей. Дети должны быть активными участниками процесса, их мнение и идеи должны быть учтены при планировании и организации образовательного события. Участие детей способствует повышению мотивации к обучению и позволяет лучше учитывать их потребности и интересы.

Слайд 8. Типы образовательных событий.

Календарные образовательные события.

Конструирование календарных образовательных событий не представляет сложности. Мы давно следуем общим календарным праздникам, таким как Новый год, Международный женский день, День космонавтики. Это ожидаемые праздники.

Образовательное событие как традиция.

Детский сад – это маленькое общество. У каждого общества есть то, что объединяет его членов и отличает от других обществ. Например, в каждом обществе есть свои традиции. Их чтят, берегут, сохраняют. Именно традиции могут стать основой перспективного планирования в детском саду.

Традиционное образовательное событие всем заранее известно, однако интерес к нему не пропадает, потому что не ясно, каким оно будет в этом году. Интрига заключается в том, что каждая группа детей самостоятельно готовит свою часть общего образовательного события, удерживая ее в тайне от других.

Образовательные события, запланированные воспитателем.

Несмотря на то, что педагоги всячески поддерживают актуальные для детей темы, поощряют проявление самостоятельности и инициативности в выборе сюжетов, нельзя упускать из виду и такие темы, которые важны для развития кругозора детей, их успешной социализации, но не озвучиваются сами детьми. В таких случаях воспитатели планируют тему самостоятельно.

Если воспитатель выступает в детском сообществе как равноправный партнер, то исходящая от него инициатива воспринимается детьми не как приказ, а как ценная идея.

Образовательные события, спровоцированные воспитателем.

Этот вид образовательных событий можно было бы объединить с предыдущим, ведь так или иначе инициатором образовательного события также станет воспитатель. Однако разница состоит в том, что начинание воспитателя в этом случае скрыто от детей. Воспитатель, таким образом выстраивает работу с детьми, что инициатива события исходит от них. С их точки зрения, это совершенно спонтанная ситуация, в которой они действуют самостоятельно.

Образовательные события, возникшие по инициативе детей.

«Поймать» детский интерес – большая удача для педагога. Однако организация такого вида событий нередко вызывает затруднения для воспитателей.

Во-первых, нужно быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям. Не все, о чем разговаривают дети, демонстрирует их интерес.

Во-вторых, педагог должен суметь превратить интерес одного ребенка или группы детей в общий.

В-третьих, ему необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события.

В-четвертых, педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.

Слайд 9. Этапы организации образовательных событий в ДОУ :

1 этап – определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно-тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы.

2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог, зачастую, сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно. Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет, какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведения образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию).

3 этап – подготовка к образовательному событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

4 этап – проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом. Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события).

5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого.

На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка: работоспособность, настойчивость, исполнительность; и качества межличностного общения: творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Слайд 10. Следует отметить, что при составлении сценария образовательного события педагог должен ориентироваться не столько на возможные увлекательность, зрелищность и выигрышность выбранных видов деятельности, которые есть в копилке его прошлого опыта, сколько на то, будет ли посредством этих видов деятельности развиваться регуляция, когнитивные способности (познание) и коммуникативность. И приведет ли все это в результате к появлению инициативности как нового качества личности, включающего в себя:

а) активное творческое отношение личности к миру, которое основано на внутреннем, добровольном побуждении к изобретению новых способов действий и видов деятельности;

б) способность к этим самостоятельным начинаниям и творческому мышлению.

Почему выбраны именно эти способности, а не близкие и понятные каждому педагогу знания-умения-навыки? Жизненный опыт современного человека показывает, что именно эти качества позволяют ему стать успешным.

Коммуникативные способности включены в список важнейших компетенций 21 века. Под этим термином современная наука подразумевает то, что в коммуникации всегда присутствуют Я со своим мнением и Другой со своим. Коммуникация – это умение презентовать свою мысль и отстаивать ее; умение слышать, понимать, учитывать мысль другого; умение работать в группе, где каждый имеет свой голос.

Когнитивные способности (познание).

Все знать невозможно, да и нет в этом необходимости. Ребенку нужно дать в руки инструмент по добыче этих знаний. С тем, чтобы в будущем он смог сам приобрести нужное знание, когда ему это понадобится. Процесс познания состоит в решении проблемных ситуаций, установлении неочевидных связей, спорах, попытках сформулировать собственное доказательство, в умении отказаться от своей идеи, согласившись с ее несостоятельностью, и принять чужое суждение, если оно более логично. Процесс познания предполагает творческий подход к решению задач открытого типа, т. е. имеющих несколько одинаково правильных решений.

Регуляторные способности так же относятся к универсальным, во многом определяющим успешность нашей жизни. С одной стороны, они отвечают за умение ребенка следовать культурным правилам. А с другой – за самостоятельность, способность и готовность реализовывать свой собственный план.

Слайд 11. Примерные темы образовательных событий :

события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);

• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);

• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);

• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);

• наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).

Слайд 12. Обоснование интегративных возможностей образовательных событий :

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии : проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Слайд 13. Таким образом, владение технологией «образовательное событие» позволяет педагогу на новом качественном уровне реализовывать задачи дошкольного образования в соответствии с основополагающими принципами, формами и методами. В образовательном событии интегрируются разные виды деятельности с дошкольниками, реализуемые современными технологиями, что обеспечивает системную организацию процесса обучения, целенаправленность и эффективность создания образовательного пространства развития каждого ребенка. Совместное планирование содержания образовательного события и его последующая реализация позволяют прожить и пережить конкретную ситуацию, способствуют личностному становлению, социальной успешности, творческому отношению к собственной деятельности всех его участников (детей, педагогов, родителей). Следовательно, образовательное событие, как современная технология дошкольного образования соответствует его целевым ориентирам, позволяет придать содержанию работы с детьми дошкольного возраста необходимый процессуальный и рефлексивно-оценочный характер.

Слайд 14. Одним из инструментов реализации технологии «образовательное событие» является «Календарь интересных событий». Основной целью создания таких календарей является формирование условий для развития детской инициативы, познавательных и творческих способностей. И как результат – расширение знаний воспитанников, обогащение личного опыта, развитие самостоятельного мышления, умения взаимодействовать с другими детьми для достижения своих целей и как следствие – успешная социализация.

Слайд 15. «Календарь интересных событий» - эффективный способ мотивации детей, который помогает вовлечь их в планирование образовательного процесса. Он способствует развитию пространственных и временных ориентировок, это незаменимый помощник в реализации какого-либо образовательного проекта, а также в подготовке к тому или иному знаменательному событию. С одной стороны, календарь привлекает интерес к самому событию, а с другой стороны, это прекрасный способ мотивации детей и родителей к самостоятельному поиску необходимой информации, к созданию продуктов самостоятельной деятельности. Такие календари очень удобны в использовании для планирования деятельности. Календари делают на неделю, на месяц или на весь год. В этих календарях отмечаются события, значимые для детей. Календарь событий становится для детей площадкой для проявления ими инициативы и творчества. В течение года каждый ребенок может найти себе события, наиболее точно отражающие его интересы и увлечения.

Слайд 16. В начале месяца можно предложить детям выбрать событие из календаря праздников, отметить его в календаре и начать к нему готовиться. Здесь каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, задать интересующие вопросы. В рамках подготовки, дети совместно с родителями изучают историю выбранного праздника, и рассказывают о том, что узнали в группе и изготавливают атрибуты, необходимые для проведения мероприятия. У детей есть также возможность определить свое праздничное событие. Для этого в календаре оставляются события со свободной тематикой, определяется только время их проведения. Выбор темы праздничного события остается за детьми и их родителями. Как правило, этот выбор осуществляется в процессе непосредственного обсуждения в группах. Но можно использовать и более современные технологии, например, проведение детьми старшего возраста социологических опросов сверстников и малышей на прогулке или вынесение вопроса на форум официального сайта детского сада, что позволяет повысить активность родителей обучающихся.

Слайд 17. Задача взрослого состоит не в том, чтобы заставить детей выполнить готовые действия, а в том, чтобы помочь детям сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих действий. Совместное планирование дает возможность организовать индивидуальную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребенок.

Таким образом, событийный календарь позволяет объединить разные стороны жизни детей и взрослых, приобщить дошкольников к общегосударственным праздникам, традициям малой родины и социальным акциям, проходящим в родном городе и детском саду. Дошкольники становятся активными горожанами с выраженной социальной позицией, что дает возможность охарактеризовать календарь событий как технологию социально-коммуникативного развития, ориентированную на социально-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников, стимулирующую проявление дошкольниками инициативы и творчества.

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста
Фото №1 Введение в действие ФГОС в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада от среды до образовательного процесса Фото №2 Например ФГОС призван закрепить за ребенком право не торопиться обжиться в своем возрасте освоить все его ресурсы теми способами которые свойственны его возрасту Фото №3 Можно перестать ориентироваться на традиционные перечни обязательных уголков и уделить внимание тому что реально интересует детей и важно для их развития

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2023 в 21:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД