Получи документы

Образовательная ситуация с дошкольниками «Птицы Прибайкалья» в подготовительной группе

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Птицы Прибайкалья» в подготовительной группе

Образовательная область : Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа : Подготовительная к школе группа

Тема: «Птицы Прибайкалья».

Основные цели: Создание условий для развития коммуникативной деятельности, в процессе знакомства с птицами Прибайкалья : клестом, кедровкой.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Птицы Прибайкалья“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Обучающая задача: актуализировать, уточнить, расширить словарь по теме: «Животные и птицы Прибайкалья». Совершенствовать навыки составления описательного рассказа по алгоритму «Птицы».

Развивающая задача: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать любознательность, умение придумывать объяснение явлениям природы, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная задача: воспитывать интерес, положительное отношение к природе Прибайкалья.

Дидактические материалы:

Оборудование: предметные картинки (кедровка, клёст, энциклопедия, диктофон, интерактивная доска, алгоритм описательного рассказа по теме «Птицы», корзинка с кедровыми шишками.

Краткая аннотация к работе: в процессе образовательной ситуации дошкольники знакомятся с птицами Прибайкалья, совершенствуют навык составления описательного рассказа по алгоритму «Птицы», придумывают объяснения явлениям природы.

1. Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Учитель-логопед обращается к детям и предлагает рассмотреть пустые кедровые шишки:

- Вчера я гуляла по осеннему лесу, и увидела кедровую сосну. Вокруг дерева было много кедровых шишек. Но все они были пустыми, без орешков. Местные жители и лесничие очень обеспокоены.

Слушают, рассматривают пустые шишки, стоя на ковре.

- Как вы думаете, куда исчезли орешки?

- Я хочу узнать, куда исчезли орешки.

- Кто хочет?

Делают предположения, отвечают.

2. Актуализация представлений.

Задача: актуализировать представления детей о животном мире Прибайкалья

- Вы предположили, что орешки кто-то съел. Давайте подумаем, кто это мог быть?

Рассуждения детей.

3. Фиксация затруднений.

Задача: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения.

Педагог наводит детей на размышление о том, что тот, кто съел орешки, был маленьким, аккуратно извлек орешки и не повредил шишку, т. е. это не мог быть медведь, кабан, белка (так как она унесла бы шишку в дупло). Это была птица.

- Какие птицы питаются орешками?

- Где мы можем узнать ответ на этот вопрос?

- К сожалению, мы не можем воспользоваться интернетом, но зато у нас есть энциклопедия. (Берёт книгу с полки).

- В книге есть указатель, на странице 20 рубрика «Птицы, которые питаются орешками». Здесь всего две птицы.

Слушают, сидя за столом, отвечают на вопросы.

Рассматривают книгу.

4. Открытие детьми нового знания.

Рассказ педагога о птицах байкальского леса : клесте, кедровке.

- Клёст – кочующая птица, перелетает с места на место в поисках пищи. Обитает в еловых лесах. Гнёзда строят на верхушках деревьев. Клёст – птичка небольшая. Окрас грудки у самцов красно-малиновый, а у самочек – зеленовато-серый. Хвост прямой – раздвоенный, очень необычный клюв – скрещенный. Питается семенами еловых шишек, всё, что не съедает, летит на землю и кормит долгое время мышей, белок или других обитателей леса. Дальше нам предлагают посмотреть видео, вот диск.

Показ видеофрагмента «Питание клеста»

https://www.youtube.com/watch?v=aqbk79ArNt0

- Клёст похож на похитителя орешков?

- Почему?

- Я думаю, что похож/не похож. (Педагог создаёт провокационную ситуацию).

- Итак, это не клёст.

- Тут есть ещё одна птица.

- Кедровка – это зимующая птица нашего края. Она обитает в тайге, в хвойных лесах. Гнездо строит из мелких веточек и мягко выстилает пухом и мхом. Кедровка размером с сороку. Окрашена в коричневый цвет с белыми пятнами. Хвост прямой, короткий. У кедровки тонкий, длинный и крепкий клюв. Питается созревшими кедровыми орешками, еловыми и сосновыми семенами, ягодами, насекомыми. Орешки она запасает в специальный мешочек под языком. А потом летает по лесу и прячет орешки в пни, в траву, в снег, под коряги. Часто сама птица забывает, куда она спрятала запасы. Те орехи, что она забыла, разбухают по весне. Из них проклевывается зеленый стройный росточек будущей могучей кедровой сосны.

Показ видеофрагмента «Кедровка прячет орехи», педагог комментирует происходящее на экране.

(https://www.youtube.com/watch?v=xXERlEu2DJA)

- Кедровка похожа на похитителя кедровых орешков? Почему?

Слушают, сидя на стульчиках перед интерактивной доской. Дети доказывают свою точку зрения. Дети смотрят видео и слушают педагога. Рассуждения детей.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Неужели кедровка съедает все орешки?

- А что она с ними делает?

- Как вы считаете, кедровка приносит пользу лесу? Как?

- Вот мы и нашли ответ на наш вопрос: куда исчезли орешки.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Ребята, спасибо, что вы мне помогли разобраться! Теперь я точно знаю, кто опустошил кедровые шишки. Вот только местные жители не знают этого. Как мы сможем рассказать им об этом, чтобы они не волновались?

- Написать не можем, позвонить не можем. Вы знаете, ребята, что можно отправлять голосовые письма? Вы сможете составить такое письмо, чтобы мы его всем разослали. Голосовое письмо должно быть коротким. Посмотрите, у меня есть подсказка. Я попробую сначала сама, а вы послушайте. (Педагог включает диктофон, делает запись описательного рассказа с опорой на алгоритм «Птицы»). Мое голосовое сообщение отправлено, но только одному человеку. Вы можете мне помочь записать сообщение для всех остальных?

Образец рассказа :

- Это кедровка. Кедровка - зимующая птица нашего края. Она строит гнездо из мелких веточек и мха. Кедровка маленькая птица. Она окрашена в коричневый цвет с белыми пятнышками. Хвост у кедровки прямой и короткий. А клюв тонкий, длинный, крепкий. Питается кедровка орешками, семенами, ягодами и насекомыми. Она раскидывает по всей тайге орешки кедровой сосны, которые весной прорастают.

Педагог проявляет дифференцированный подход при опросе детей.

Переходят на стульчики к мольберту.

5. Включение в систему представлений и повторение.

По окончании работы педагогу на телефон приходит сообщение. Педагог зачитывает его:

- «Мальчики и девочки, большое спасибо, за то, что вы раскрыли нам тайну исчезновения орешков. Теперь мы знаем, что нам не о чем волноваться и кедровка не вредит нам, а помогает. Благодаря кедровке в лесу вырастают новые кедровые сосны».

Слушают, анализируют.

6. Осмысление.

Рефлексивный компонент.

- Вам понравилось открывать тайну исчезновения орешков?

- Что нам помогло её раскрыть?

- О каких птицах вы сегодня узнали?

Отвечают на вопросы.

Организация перехода к другому виду деятельности.

- Я рада, что вы узнали много интересного о птицах нашего края. Вы сможете рассказать эту историю дома. Как же вы покажете, как выглядит эти птицы?

Дети рисуют птиц.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Птицы нашего края» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет). Тема.  .

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Кто как поет?» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Тема: КТО КАК ПОЕТ? Основные цели: формировать восприятие и воспроизведение.

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг» Образовательная область: познавательное развитие (Развитие экологических представлений) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема:.

Образовательная ситуация «Овощи» с дошкольниками Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: «Овощи» Основные цели: 1. Расширить знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Весна» Основные цели: Цель: формирование коммуникативной компетентности.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Образовательная ситуация по рисованию с натуры с дошкольниками подготовительной группы «Друг детства — Мишка-Топтыжка» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: подготовительная Тема: Рисование с натуры «Друг детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Птицы Прибайкалья» в подготовительной группе
Опубликовано: 27 октября 2019 в 17:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД