Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Овощи»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Овощи»

Образовательная область : «Познание»

Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)

Тема: «Овощи»

Основные цели: Расширить знания детей об овощах. Познакомить с новыми овощами.

Дидактические материалы: Карточки с загадками о овощах. Книги про овощи, мини энциклопедии. Стихи про овощи. Чтение рассказов и сказок об овощах.

Оборудование: Интерактивная доска. Макет огорода и корзины для овощей. Муляжи овощей.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Овощи“» размещена в разделах

Краткая аннотация к работе: Данное занятие является логическим завершением тематической недели «Овощи», где дети могут не только показать свои знания по данной теме, но и открыть для себя что-то новое. В данной методической разработке показана возможность использования системно-деятельностного подхода в обучении дошкольников данной темы.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, а вы, когда приезжаете на дачу, чем занимаетесь? (отдыхаем, помогаем и т. д.)

- Есть на вашей даче сад или огород? (есть и сад, и огород).

- Какие овощи растут у вас на огороде? (картошка, капуста).

- Как вы помогаете родителям на огороде? (поливаем, сажаем и т. д.)

После всех ответов детей воспитатель говорит детям:

- Многие из вас знают, какие овощи растут на огороде и помогают родителям их выращивать. А вот Маша из мультфильма «Маша и Медведь» захотела помочь Мишке собрать урожай, но у нее ничего не получилось.

Как вы думаете, почему у Маши не получилось собрать урожай? (Она не знает, какие плоды относятся к овощам, не знает, что такое овощи.

-Поможем Маше собрать урожай?

- Сможете? (сможем).

После всех ответов детей воспитатель говорит детям:

-Ну что ж, тогда отправляемся к Маше на помощь.

2. Актуализация

Дидактические задачи: актуализировать знания детей об овощах, уточнить представления о признаках и свойствах овощей, умение находить эти признаки самостоятельно.

Воспитатель обращает внимание на стол, на котором стоит макет огорода и корзины для овощей.

А вот и огород. Сколько всего овощей выросло на нем!

-Посмотрите, все ли, то – что выросло на огороде – овощи? (на макете огорода находится и укроп, и петрушка и т. д.)

- И правда Маше одной не справиться с работой. Нам необходимо собрать урожай овощей и сложить их в корзины.

-Но не просто собрать овощи, а отгадать загадку, найти овощ на огороде и объяснить Маше, почему вы сорвали именно этот овощ.

-Первая загадка:

На кустах тепличных красные плоды,

Толстые, пузатые, узнаешь их ты?

Как большие ягоды на веточках висят

С нетерпеньем просятся в овощной салат.

(Помидоры).

-Почему вы решили, что это помидор? (потому, что он круглый и красный).

-А чем полезен помидор?

Положили помидор в корзину.

-Следующая загадка:

Любопытный красный нос, по макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке зеленые пятки. (морковь)

-Почему вы решили, что это морковь? (потому, что она растет в земле).

-А почему можно морковку есть сырую? (вкусная).

Положили морковь в корзину.

- Слушайте дальше:

Я кругла и крепка,

Темно-красные бока,

Я гожусь на обед –

И в борщи, и в винегрет.

(Свекла)

-Почему вы думаете, что это свекла? (из нее готовят винегрет).

-Что можно сварить из свеклы?

Положили свеклу в корзину.

-Еще одна загадка.

Летом – в огороде, свежие, зеленые.

А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы).

-Почему вы решили, что это огурец? (потому что огурец зеленый, длинный, его можно кушать в сыром виде, а можно засолить).

Положили огурец в корзину.

-Слушайте дальше:

Угадать совсем нетрудно,

Всякий догадается!

Лист упругий, изумрудный

В кочан завивается.

(Капуста)

- Как вы догадались, что это капуста? (потому что капуста в кочан завивается).

-А что можно приготовить из капусты? (щи, салат)

Положили капусту в корзину.

-Следующая загадка:

Выкопали из земли, жарили, варили. И тушили, и пекли. Ели да хвалили. (Картошка).

-Почему вы решили, что это картошка?

-А какая картошка бывает?

Положили и картошку в корзину.

-Отгадайте еще:

Я не горох, хотя стручки имею.

Суп из меня нежнее и вкуснее.

Две ноты — вот мое название.

Подумай, приложи старание.

(Фасоль)

-Догадались что это? (не знаем).

-А вот эту может сможете отгадать?

В длинном домике зеленом

Много кругленьких ребят,

Меж собой они знакомы

И все рядышком сидят. (Горох)

-А это что? (тоже не знаем).

- Еще одну загадку попробуйте отгадать:

Угадай, что за капуста, –

Вся в цветочках, густо-густо,

Несколько голов кудрявых,

В белых шубках кучерявых.

(Цветная капуста)

-Что же это? (не знаем)

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для названия незнакомых овощей; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

При отгадывании загадок про фасоль, горох и цветную капусту дети затрудняются с ответом.

- Смогли вы отгадать эти загадки? (Нет.)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, что это такое.)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи: сформировать представление детей об овощах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете).

-Так что нам необходимо узнать? (что такое фасоль, горох и цветная капуста).

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего дети его задают интернету.

-Что за овощи выросли на огороде у Маши? (этот вопрос воспитатель печатает).

На экране появляется картинка интерактивного овоща, который про себя ведет рассказ:

1.-Я фасоль, во мне много витаминов и питательных веществ.

2.- Небольшого размера, бываю зеленого, красного и белого цвета. Я очень полезна для здоровья зубов.

3.-Меня можно добавлять в суп и салат.

-Слушайте теперь рассказ про горох.

1.-Я горох. Я очень полезен для здорового сердца.

2.-Расту в стручке. Зеленого цвета.

4.-Из меня можно приготовить очень много вкусных блюд, и супы, и каши, и салат.

-А теперь давайте послушаем про цветную капусту:

1.-Я цветная капуста, в меня входит большое количество витаминов. которые так полезны для организма человека.

2 -Я круглая, большая, как будто кудрявая. Я очень хорошо успокаиваю нервную систему.

3.- Очень богата витаминами.

4.- Из меня можно варить суп и можно меня жарить в масле и муке.

-Где растут фасоль, горох, цветная капуста? (на огороде).

-Как назвать цветную капусту, фасоль и горох одним словом? (овощи).

-Ну вот мы и познакомили Машу с овощами, помогли собрать урожай.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для исследования признаков и свойств новых овощей; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины

- Из каких овощей готовят борщ, гороховый суп, салат и т. д?

-Ребята, мы помогли Маше собрать овощи, давайте еще оставим Маше меню подсказки – какие овощи в какое блюдо кладут. Дети должны провести дорожку от нужных блюд, в котором этот овощ есть. После выполненного задания, объяснить. Почему он так сделал.

6. Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Чем помогли Маше?

-Что нового узнали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не помогли Маше собрать овощи, то она не узнала, что такое овощи и не смогла бы их правильно использовать.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Тема занятия «Овощи» входит в образовательную программу дошкольного образования. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л. Г. Петерсон/ под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Грибы для белочки» во второй младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Грибы для белочки» во второй младшей группе (фотоотчет) В группе появилась белка с бельчонком и пустой корзинкой! Вместе с детьми рассуждали: куда идет белочка? Зачем она взяла корзинку? Много.

Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа)Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа) 1. Чтение песенки-потешки «Баю-бай». 2. Математическая игра «Что выбрал Петрушка?». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением,.

Образовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группеОбразовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группе Чтение потешки «Петушок и его семья». Рисование (наблюдение). Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:

Публикация Образовательная ситуация с дошкольниками «Овощи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Овощи»
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 18:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД