МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Квадрат»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Квадрат»

Образовательная область : Познание

Возрастная группа: вторая младшая, 3-4 года

Тема: «Квадрат».

Основные цели:

1. формировать представление о квадрате;

2. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Квадрат“» размещена в разделах

3. закреплять умение детей различать «один» и «много», умение распознавать и называть изученную геометрическую фигуру (круг).

Дидактические материалы:

Демонстрационный: коробка – посылка, Портрет собачки Бобика, шарики по количеству детей, круг, квадрат, круги, квадраты по количеству детей.

Оборудование: мольберт, доска, магниты для фиксации наглядного материала, магнитофон.

Краткая аннотация к работе: В рамках данной образовательной ситуации у детей формируется представление о квадрате. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, познавательная деятельность

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя, показывает детям посылку, в которой лежат пластмассовые шарики разных размеров и цветов, плоский круг и «портрет» собачки Бобика.

- Ребята, почтальон принес посылку, давайте посмотрим, что же нам прислали.

Воспитатель достает «портрет» собачки Бобика. Еще в посылке лежат шарики, их ребятам прислал Бобик.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков прислал Бобик?» (много)

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одному шарику.

- Сколько шариков вы взяли? (один) Дети кладут шарики в корзинку.

Воспитатель обращает внимание детей на грустный вид собачки на портрете.

- Ребята, это пес Бобик. Посмотрите, какие у него грустные глаза.

- Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Воспитатель читает письмо от Бобика.

«Я хотел построить себе домик из шариков, но у меня ничего не получилось, мне очень плохо без домика».

- Ребята, а вы хотите помочь Бобику? (Да).

- Сможете?

2. Актуализация

Часть 1.

Дидактические задачи: актуализировать умение распознавать и называть изученную геометрическую фигуру (круг).

Воспитатель выкладывает круг на фланелеграф.

- Какая это фигура (круг, какого он цвета?

- Можно ли из этой фигуры построить домик для Бобика? (ответы детей)

- Будет ли он стоять? (нет) Почему? (катится, нет углов).

Часть 2.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

Воспитатель предлагает отдохнуть и нарисовать в воздухе круги разного размера сначала пальцем одной и другой руки, затем ладошками, потом руками.

Игровое упражнение «Нарисуй круги»

3. Затруднение в ситуации Дидактические задачи:

1) актуализировать умение выделять квадратную форму, создать мотивационную ситуацию для формирования представления о квадрате;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

-Как же мы можем помочь Бобику и построить ему дом? Из круга не получится дом, может быть из другой фигуры, которая не будет катиться?

Воспитатель показывает детям квадрат.

- А эта фигура подойдет? Почему? (Ответы детей).

- Тогда напишем Бобику письмо и сообщим ему, что домик можно построить из ….

- Ребята, а как называется эта фигура?

Дети не знают название квадрата. Возникает затруднение.

– Смогли мы помочь Бобику?

– Смогли мы написать в письме Бобику, из какой фигуры нужно строить будку?

– Почему мы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как называется фигура.)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

1) формировать представление о квадрате;

2) познакомить с названием фигуры «квадрат»;

3) закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

– Что можно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает.) Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос.

Дети садятся за столы, после чего педагог рассказывает, что предметы, похожие на домик, платочек похожи на геометрическую фигуру «квадрат» и называются квадратными.

Дети знакомятся с квадратом.

- Возьмите на тарелочке фигуру квадратной формы.

– Обведите ее пальчиком со всех сторон. (Дети обводят)

- Покажите все уголки.

- Сколько уголков? (Много).

- Как называется эта фигура? (Квадрат)

Воспитатель предлагает построить домик для Бобика (дети кладут квадрат на стол).

- А как сделать вход в домик? (ответы детей)

Дети кладут круг на квадрат.

Воспитатель предлагает сфотографировать домик и отправить «фотографию» для Бобика вместе с письмом.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Часть 1.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Па ковре лежат круг и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. После того, как мелодия закончится, дети должны найти свои домики. Когда дети встанут, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Часть 2.

Дидактические задачи: закрепить полученные новые знания.

6. Осмысление

Дидактические задачи: зафиксировать достижения «детской» цели и проговаривание воспитателем условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Дети собираются около воспитателя.

– Чему вы сегодня узнали на занятии?

- Кому помогли?

-Что мы для этого делали? (Отправили Бобику фотографию будки)

Молодцы! Вы смогли помочь Бобику, потому что узнали, какой формы стены домика

7. Комментарии к сценарию

Использованная литература:

1. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.

2. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – Издательство 4-е, доп. и перераб. /Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М. Издательство «Ювента», 2010.

3. Помораева И. А., Позина В. А. Формироание элементарных математических представлений: Младшая группа. – М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа)Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа) 1. Чтение песенки-потешки «Баю-бай». 2. Математическая игра «Что выбрал Петрушка?». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением,.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Вот какие клумбы!» Образовательные задачи: Заинтересовать детей созданием клумбы из конструктора на основе имеющихся у ребят представлений о внешнем виде и.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Развивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группеРазвивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группе Задачи: дать детям элементарные знания о правах и обязанностях ребенка. Развивать диалогическую речь, логическое мышление. Формировать.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:

Публикация Образовательная ситуация с дошкольниками «Квадрат» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Квадрат»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 09:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД