Получи документы

Образовательная деятельность в подготовительной группе «Вологодские кружева»

Наталья Тамурова
Образовательная деятельность в подготовительной группе «Вологодские кружева»

«Вологодские кружева»

Цель: познакомить детей с вологодским народным творчеством –кружевоплетение, повысить интерес к художественно-эстетической деятельности.

Программные задачи:

Образовательные :

1. Закрепление знаний о предметах быта в старину, и название изделий русских мастеров;

2. Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе: легенды, сказ,быль;

3. Знакомство детей с народным творчеством, вологодскими кружевами;

Публикация «Образовательная деятельность в подготовительной группе „Вологодские кружева“» размещена в разделах

4. Учить видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой, воздушной сеткой, замечать разное построение узора в разных по форме и назначению кружевных изделиях;

5. Учить аккуратно, старательно кончиком кисти рисовать узор из знакомых форм (круги, полоски, волнистые линии, точки).

Развивающая:

1. Развивать воображение, чувство ритма, эстетическое восприятие, художественно-графические навыки;

2. Развитие интереса к народным традициям и обычаям.

3. Обогащать и активизировать словарь детей (приступок,кружево, кружевницы, палочки-коклюшки, подзоры, сколок) 4. Учить свободно мыслить, фантазировать и проявлять самостоятельность в составлении композиции из элементов.

Воспитательная:

1. Воспитание чувства патриотизма и гордости за наше культурное наследие;

2. Воспитание у детей интерес и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; 3. Приобщение детей к народному искусству;

4. Воспитание на образцах народного творчества.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением предметов старины;

2. Рассматривание экспонатов народного быта;

3. Знакомство с мастерами народного творчества;

4. Прослушивание записи русских народных хороводов;

5. Разучивание русских народных танцев, хороводов, игр, пословиц, поговорок,легенд.

Материал:

Экспонаты народного быта, экспонаты вологодских кружевниц, м/м презентация, коробка для посылки, диск, письмо, заготовки разноцветных кругов, вырезанные из цветного картона, белая гуашь, кисточки, тряпочки.

Здоровьезберегающие технологии:

- пальчиковая гимнастика

- гимнастика для глаз

- физминутка (ритмические движения под музыку)

Сюрпризный момент:

сундук с кружевами, появление посылки с просьбой от кружевниц, видео сюжет от вологодских кружевниц.

Практическая деятельность : изготовление салфеток по просьбе кружевниц.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми входит в музыкальный зал под музыку, встает полукругом

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель:

Что я вижу! Что за диво!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Чудо — люди-мастера!

Педагог подводит детей к экспонатом русской избы.

Воспитатель: Это выставка изделий русских мастеров А что вы тут видите?

Дети : (называют предметы быта.)

Воспитатель: Как мы можем назвать все эти изделия?

Дети : предметы быта, народные декоративные изделия, «народное декоративно - прикладное творчество»?

Воспитатель: А ещё это можно назвать «народное декоративно - прикладное искусство»

А как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно - прикладное искуcство»?

Дети: Народное сделано людьми, народом. Прикладное – это изделие можно использовать в быту. Декоративное – служит украшением.

Воспитатель: На Руси много разных видов декоративного искусства,а какие декоративно -прикладные изделия русских мастеров у нас на выставке.

Подходим к столу с изделиями из бересты

Воспитатель; Что это за изделия?.

Дети; Эти изделия из бересты

Воспитатель; а откуда берут бересту?

Дети; Снимают верхний слой березовой коры.

Воспитатель; Березы это символ России. С дерева снимали верхний слой березовой коры и изготавливали мебель, обувь, лукошки, украшения,посуду. Известно, что в такой посуде долгое время продукты сохраняются свежими.

Воспитатель; Что ещё вы видите на выставке.

Дети; показывая рассказывают: Вышивка, вид народного искусства, в котором узор выполняются вручную (иглой, иногда крючком) (чаще цветными) нитями. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания уюта в доме.

Воспитатель. А вот изделия из дерева, какая на них красивая резьба.

Воспитатель. Как называются люди которые работают с деревом?

Дети. Рабочие, которые работают с деревом, называются столяры и плотники.

Воспитатель: В нашей стране много мастеров, которые умеют вырезать из дерева красивые игрушки, фигурки, посуду, украшения. Это художники – резчики по дереву.

Воспитатель: здесь ещё есть сундук, давайте в него заглянем. В старину когда девушку выдавали замуж, в приданное ей снабжали полный сундук, а что же в нем? (Достаю кружева)

Воспитатель. Посмотрите, какая красота! Это вологодские кружева.

Кружева, как белые ромашки.

Распустили лепестки свои,

А над ними весело, как в сказке.

Первые запели соловьи

А знаете, откуда пришло мастерство плести кружева? Присаживайтесь на лавочки, сейчас я вам расскажу легенду.

Дети садятся на лавочки

Воспитатель зачитывает легенду

(легенда - знакомство детей с Вологодским кружевом)

Жила, говорят, сказочная бабушка Веретёна. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька – узелок, петелька – узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет старушка Веретёна воздух, по уголкам узелками закрепит, глядишь – лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое воздушное мастерство, кружевное умение.

Эту сказку рассказывали на Севере нашей страны. На вологодской земле. Вот оттуда и пришли к нам кружевные изделия мастериц. Поэтому их и называют Вологодским кружевом

Воспитатель. В вологодских кружевах мы видим красоту русской природы. И эту красоту мы с вами можем показать в танце.

Разминка танец «Кружева»

Стук в дверь, появляется почтальон с посылкой:

Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла посылка из Вологды. (Открывает, достает диск для просмотра.) Давайте посмотрим, что нам прислали! (Просмотр видеосюжета о вологодских кружевницах.) Смотрите, здесь еще. письмо. (Читает.)

«Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на выставку в музей. Выставка скоро, а работы еще много. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Ваши вологодские кружевницы».

Поможем кружевницам-мастерицам?

Дети. Да! Конечно!

Воспитатель. Молодцы! Но перед этим посмотрим видеосюжет вологодских кружевниц и узнаем как появляются кружева.

Дети садятся

Разминка для глаз:.

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Наши глазки видят все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель;1слайд Посмотрите, какое красивое и необычное кружево!

2; слайд Плетут его в городе Вологда. Это старинный русский город расположен среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем.

3В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, 4украшая тонким белым узором окна домов.

5слайд Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. Так возникло кружевоплетение. Слово кружево произошло от слова окружать т. е украшать нарядной отделкой края одежды и других изделий из ткани.

5 слайд Были небольшие мастерские, в которых с раннего утра до ночи, часто при слабом свете лучины, девушка пели и плели кружева. Как вы думаете, как использовали кружева?

Дети; Кружева пришивали к одежде, ими украшали белье, жилые интерьеры. Воспитатель; (Молодцы, правильно) Тяжелый труд был у кружевниц, но они любили свое дело, и каждая чувствовала себя художником. Она сама создавала свои узоры, сама разрабатывала технику.

Воспитатель; 6; слайд Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек,а называются эти палочки так, потому что при работе с ними они создают особый звук кок-кок булавок и специальной подушечки в форме валика.

На плотный валик прикрепляют «сколок» - рабочий рисунок, который в виде точек линий нанесен на плотную бумагу или картон, т. к. он много раз употребляется в работе.

7 слайд Плели кружева из особого северного тонкого льна. А теперь нитки используются для плетения самые разнообразные : хлопчатобумажные, льняные, шелковые.

8 слайд Сидит кружевница а перед ней валик с коклюшками. И как бесконечный ручеек течет с валика ажурная лента кружева. Если простое кружево плетет мастерица. ей хватает всего 6 пар коклюшек, а если сложное, то и все 300 пар. Трудно поверить, но помнит кружевница все 300 пар коклюшек и никогда не собьется, не спутается.

9 слайд Мотивы рисунков самые разные. Посмотрите, может какие-то вы узнали?

Дети; Люди, деревья, птицы, цветы.

Воспитатель; Верно, это разнообразные звери, предметы окружающего мира (люди, деревья, дома т. д.) изображают солнце, древо жизни, птиц.

Вологодскому кружевоплетению присуще свои элементы узоров. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Не менее важный элемент «сетка-решетка», является своего рода фоном. Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки, кружочки В вологодском кружеве можно выделить самостоятельные элементы – рисунки: снежинки, елочки, цветы, птицы.

Ребята я предлагаю вам побыть художниками, а рисовать мы будем не обычные картины, а узоры для вологодских кружев. А чтоб их нарисовать мы должны подготовить наши пальчики для работы:

Делают пальчиковую гимнастику стоя.

«Кружева».

Кружевницы ниткой кружева плетут (Имитируют плетение)

Там цветы и птицы дивные живут.

Их иголочка «рисует» тут и там. (Отводят руки в стороны попеременно)

Нитка тянется за ними по пятам.

Но и мы умеем кружево вязать. (Имитируют рисование кистью)

Будем кружево мы кистью рисовать.

Нарисуем мы узоры наверху. (Поднять голову, посмотреть вверх)

Завитушками листочки есть внизу. (Опустить голову, посмотреть вниз)

Слева можем мы бутоны положить. (Вытянуть левую руку,посмотреть в лево)

Справа инеем пушистым все покрыть. .(Вытянуть правую руку,посмотреть в право)

Мы волшебные получим кружева. (Подтянуть руки вверх)

Будет радовать она нас детвора (Руки через стороны опустить улыбаясь)

Воспитатель: А теперь вы готовы поработать!.

Воспитатель. У нас с вами получились кружева, но они не видимые. Вы сейчас превратитесь в мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым материалом, проходите и садитесь.

Проходите и садитесь.

Воспитатель. Как же нам быть? Коклюшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились. Я предлагаю вам сплести кружева с помощью краски и кисти. Посмотрите, на ваших столах лежат салфетки. Их мы и будем продолжать украшать. (Воспитатель показывает два-три образца, дети рассматривают элементы, их расположение.) Какие элементы вы узнали на салфетках?

Дети. Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки, кружочки.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

Прежде чем начнете рисовать, сядьте красиво: спина ровная, ноги вместе.

Ваша задача - сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку, приступайте пожалуйста, к работе.

Самостоятельная работа детей

Играет музыка, воспитатель ведет индивидуальную работу.

Дети дополняют узор своими элементами.

Воспитатель. Ой, мастера вы мои молодые, давайте полюбуемся вашими красивыми салфетками. Каждая салфетка получилась уникальной и нет ни одной похожей Кружева аккуратные, красивые, разнообразные. Как вы думаете ваши узоры понравятся вологодским кружевницам.

Скажите, что вам запомнилось? Чему вы научились?

Ответы детей

На этом наше занятие закончилось,спасибо вам за проделанную работу Когда работы высохнут, мы сложим кружева в посылку и отправим вологодским кружевницам для выставки

Дети совместно с воспитателем уходят из зала под музыку

Публикации по теме:

«Мое хобби — кружева, кружева, кружева…» (Фотоматериалы)«Мое хобби — кружева, кружева, кружева…» (Фотоматериалы) «Мое хобби - Кружева, кружева, кружева…» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Вот и пролетела еще одна рабочая неделя. Впереди –.

Фотоотчёт «Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Маленькие граждане России»Фотоотчёт «Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Маленькие граждане России» Фотоотчёт "Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Маленькие граждане России». Выполняем перестроение с флагами:.

Непосредственная образовательная деятельность «Остров дружбы» в подготовительной группе компенсирующей направленности Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Физическое развитие».

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «В гостях у сказки»Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «В гостях у сказки» Итоговое занятие по ФЭМП "В гостях у сказки" Цель :Закрепить и обобщить полученные знания. 1 Обучающие задачи: -Формирование у детей элементарных.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж)Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж) Интеграция образовательных областях: Художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие. Цель:.

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р»Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р» В рамках реализации проекта "Комиссурики" подготовили и провели: учитель-логопед Карабчукова И. В., музыкальный руководитель Швец Т. Ю..

Непрерывная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»Непрерывная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик» Цель: Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки.

Образовательная деятельность «Елецкие кружева — сказка древнего города»Образовательная деятельность «Елецкие кружева — сказка древнего города» Интеграция: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и познавательное развитие. Цель: развитие творческих способностей детей.

Образовательная деятельность «Правила движения» в подготовительной группеОбразовательная деятельность «Правила движения» в подготовительной группе Продолжая работу по теме недели: "Транспорт" Подготовила и провела образовательную деятельность. Начала с приветствия. Вы ребята проходите,.

Автор публикации:
Образовательная деятельность в подготовительной группе «Вологодские кружева»
Опубликовано: 7 сентября 2023 в 18:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД