Папки-передвижки

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах по средствам изучения ПДД

Петренко Любовь
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах по средствам изучения ПДД

Основной целью педагогического опыта является формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста посредством изучения правил дорожного движения.

Исходя, из цели опыта работы были поставлены следующие задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

3. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Публикация «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах по средствам изучения ПДД» размещена в разделах

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

7. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Исходя из задач, были выделены следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

2. Принцип взаимодействия (педагог-родитель-ребёнок-представитель ГИБДД).

3. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

4. Принцип использования эталонов правильного поведения на дороге и в транспорте. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия : дорожно-транспортного происшествия.

6. Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

7. Принцип тесного сотрудничества с семьёй.

8. Принцип создания эффективной предметно-развивающей среды.

Достижению эффективности реализации поставленных задач способствуют правильно подобранные формы работы с детьми обучающие и развивающие игры «Азбука дорожного движения», «Половинки», «Знаки рассыпались», «Какой знак лишний» и др. ; разработана и подобрана картотека бесед по ПДД; очень часто проводятся целевые прогулки к перекрёстку и остановке; используются наблюдения за транспортом и пешеходами; применяются различные виды ИЗО деятельности; рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; рассматривание дидактических картинок и иллюстраций; викторины по ПДД, досуги, праздники, развлечения (Приложение №1).

В группе оборудован уголок безопасности дорожного движения, он включают в себя игрушечные автомобили, светофор, дорожные знаки, наглядные пособия и художественные произведения по данной тематике, а также изготовлен макет улицы с перекрестком, оформлены альбомы с кроссвордами и ребусами. Чтобы наши дети имели возможность упражняться в выполнении правил дорожного движения в соответствии с дорожными знаками, приобретена специальная дорожка, как будто это улица села.

Активно в образовательном процессе мы используем информационно-коммуникативные технологии (ИКТ, они являются одним из самых эффективных методов работы с современными дошкольниками. Благодаря использованию ИКТ мы имеем возможность использовать в работе видеоуроки, интернет уроки официального сайта Госавтоинспеции https://www.gibdd.ru/about/social/children-safety/ «Основы безопасного поведения детей на дорогах», презентации, электронные игры, обучающих мультфильмов («Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»). Использование ИКТ несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.

Использование в работе технологии «ТРИЗ», позволяет нам развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Например, давая детям задание о работе светофора, начинаем с вопроса: «Что было бы, если бы светофоров не было?». Ребята предлагают свои варианты суждений. Затем развивая беседу спрашиваем: «Чем же он так полезен? Чем светофор удобен? Почему у светофора три цвета? Зачем он стоит на перекрёстках? тем самым заставляем детей включаться в мыслительный процесс. Затем в игровой форме выясняем функции светофора. Выясняем, что он является средством регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрёстках. Следующим этапом в этой технологии является выявление противоречий. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например, автомобиль – это хорошо, потому что это удобное средство передвижения, но автомобиль – это плохо, потому что на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в аварию, он загрязняет воздух. Развивая эту тему побуждаем ребёнка находить противоречия и учим их разрешать.

Неотъемлемой частью нашей работы по формированию безопасного поведения на дорогах являются целевые прогулки и экскурсии. Именно они помогают наглядно показать пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Используя игровые технологии с целью воспитания культуры поведения на дорогах у детей дошкольного возраста, упражняем силы, расширяем ориентировку в пространстве и т. д. При этом используем самые разнообразные игры. Это могут быть как спортивные с элементами физических упражнений и спорта, так и театрализованные и игры-драматизации; дидактические (Приложение №3); компьютерные; сюжетно- ролевые игры, развивающие. Ценность некоторых игр заключается в том, что можно играть подручными предметами или теми предметами, которые изготовили своими руками из разного вида материалов, а также придуманные самостоятельно. К игровым технологиям также можно отнести моделирование ситуаций. В группе изготовлен макет улицы. Используя его можно наглядно показать детям, что может произойти, если нарушать ПДД, как необходимо вести себя на улицах и дорогах и т. д. Детям нравится самостоятельно моделировать разнообразные дорожные ситуации и обыгрывать их с помощью игрушечных машинок и человечков.

В своей работе мы часто используем проектную деятельность. Проекты разрабатываем согласно структуре, которая соответствует ФГОС. Благодаря проектам по обучению детей правилам дорожного движения, повышается результативность освоения проделанной работы.

Мультипликация – это один из видов современного искусства. Именно он обладает огромным эмоциональным воздействием на дошкольников. Дошкольник воспринимает мультипликационный фильм как своеобразную действительность. Если к этому добавить совместное создание мультфильма, он станет мощным воспитательным инструментом и одним из эффективных наглядных материалов. Поэтому изучили компьютерную программу Pinnacle Studio, с помощью которой вместе с детьми создаём свои мультфильмы на тему ПДД.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на дорогах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, двигательную, познавательно – исследовательскую, музыкально – художественную, продуктивную, восприятие художественной литературы.

Решение программных задач по ПДД осуществляется как в совместной деятельности педагога и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

В младшем возрасте знакомим детей с транспортными средствами ближайшего окружения, учим различать проезжую часть дороги, понимать сигналы светофора. Проводим с детьми дидактические игры «Что изменилось», «Путаница», где закрепляем знания о красном, желтом, зеленом цвете, ориентировку в пространстве. Много внимания уделяем индивидуальной работе с детьми: рассматриваем картинки с изображением разных видов транспорта, светофора, в игровой ситуации учим правильно вести себя в общественном транспорте. На прогулках наблюдаем за движением транспорта и пешеходов на улице, повторяем названия автомобилей и его частей. Все эти знания уточняем и закрепляем в образовательной деятельности по математическому развитию – ориентировку в пространстве, понятия направо, налево, середина; на физкультурном занятии – в подвижных играх «Найди свой цвет», «Воробушки и автомобиль» дети четко уясняют, что играть на проезжей части нельзя, даже воробушки улетают играть на тротуар. Многократное повторение игр дает возможность ненавязчиво обучать детей правилам безопасного поведения на дороге. В изобразительной деятельности дети с удовольствием рисуют улицу, светофор, на аппликации делают коллективную работу «Машины на дороге».

Детей среднего возраста знакомим с местами движения машин и людей, рассматриваем вместе с ними иллюстрации с изображениями транспорта и улицы, светофора, уточняем назначение световых сигналов светофора для пешеходов и водителей. Важно объяснять: когда загорается зеленый свет для пешеходов он разрешает им движение (при предварительной оценке состояния улицы, для водителей в это время горит красный - запрещающий сигнал. Когда загорается зеленый сигнал для водителей он разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!» (Приложение№1). Полученные знания с детьми закрепляем в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо - плохо», «Собери светофор») (Приложение №3).

Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводим играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.) (Приложение №3).

В этом возрасте знакомим детей с пешеходным переходом, его назначением. Дети упражняются в поиске его на макетах и на иллюстрациях в книгах, проводим целевую экскурсию к пешеходному переходу.

В старшем возрасте продолжаем знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Вместе с ребятами изучаем азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «дорожные знаки», для пешеходов - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход». Для этого проводим занятия, целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы; экскурсии, беседы, игры, читаем художественную литературу, решаем логические задачи (Приложение№1).

Что означает каждый знак, объясняем разыгрывая дорожные ситуации с помощью макета улицы. Для лучшего усвоения нового материала используем приемы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагаем смоделировать дорогу, переезд, перекресток.

Полученные знания с детьми закрепляем в сюжетно – ролевых играх: "ГИБДД", "Пешеходы", а также в игровых тренингах на различные темы, например, "Если ты потерялся на улице", "Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?" В течение года организуем развлечения, праздники, конкурсы, викторины: «Мы вместе», «Королевство правильного поведения на улице», «В стране дорожных знаков», «Веселое путешествие» (Приложение№1).

Вся работа с детьми по воспитанию грамотного пешехода осуществляем в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Именно родители являются для ребенка непосредственным образцом поведения на дороге.

Публикации по теме:

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах по средствам изучения ПДД
Опубликовано: 15 октября 2020 в 19:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков безопасного поведения на дорогах по средствам изучения ПДД» (включая файлы) размещена пользователем Петренко Любовь на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД