МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта «Воспитание у детей любви к Малой Родине»

Солодина Клара
Обобщение педагогического опыта «Воспитание у детей любви к Малой Родине»

Воспитание у детей любви к Малой Родине

Детство - каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало, прежде

всего, познанием человека и Отечества.

В. А. Сухомлинский

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его значимость).

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Воспитание у детей любви к Малой Родине“» размещена в разделах

Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год. Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Быть патриотом – значит ощутить себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно- обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Первые шаги гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам?

Концептуальность патриотического воспитания обуславливает раскрытие

культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

В своей работе по формированию нравственно- патриотических чувств у детей я должна придерживаться важнейших педагогических принципов :

- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива Дети- родители- сотрудники ДОУ. Работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок;

- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»

Принцип индивидуального и личностного подхода.

Новизна педагогического опыта заключается в комплексном использовании:

Инновационного метода проектной деятельности, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.

Наличие теоретической базы опыта

Теоретическая база опыта очень важна, ведь моя работа в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого воспитателя. В своей педагогической практике я использую методические пособия: «Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/ авт. Сост. Е. Ю. Александрова», Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина, «С чего начинается Родина Л. А. Кондрыкинская, «Традиционные праздники и обычаи мордвы»- морд. изд-во, «Растите детей патриотами» Н. Д. Жариков, Приобщение к истокам русской народной культуре» О. В. Князева, М. Д. Маханева, «Инсар» М. П. Кулясов, Ю. А. Мишанин, «Родной край» Г. И. Жуковская, журналы «Дошкольное воспитание».

Технология опыта.

Знакомство дошкольников с культурными истоками малой Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

В детские годы формируются основы качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине.

Перед тем как приступить к планированию работы, мною и педагогами нашего детского сада были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе, республике. Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашей республике, проведено анкетирование.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

o к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

o у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

o 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

o 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной край люби и знай!»

Метод проекта позволил детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Задачи проекта:

Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

• Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

• Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Познакомить с культурой и традициями мордовского края.

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Основные направления реализации проекта:

1. Разработаны проекты:

• “Мой дом – моя семья”;

• “Хорошо у нас в саду”;

• “Мой город”;

• “Животный и растительный мир нашей местности”;

• “Моя Родина – Моя Мордовия”;

• ‘Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество)

• “Герои- защитники Отечества”;

• “Мы – дети Земли”;

• “Они защищали нашу Родину”.

2. Проведен цикл познавательных занятий, на темы:

• “Мой город Инсар»,

«Моя Родина – мордовский край

3. Организована творческая деятельность воспитателей, детей и родителей :

4 Проведение праздников в детском саду:

• “День Защитника Отечества”;

• “9 мая – день Победы”;

• “Праздники по народному календарю”.

5 Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей :

• “Славься Край Мордовский!”;

• “Город Инсар – глазами детей”.

6 Физкультура и здоровье:

• Организация дней здоровья.

• Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.

• Экологические походы, поездки на море.

• Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.

7Акции:

• “Покормите птиц зимой”.

• “Зелёный патруль”.

• “Озеленение территории детского сада”.

8. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Пешеходы и пассажиры” и т. д.

• Изготовление атрибутики государственных символов Мордовии, города, Оформление альбомов: “Достопримечательности г. Инсара, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”, «Птицы и животные нашего края», «Природа Мордовии»

Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Мой детский сад «Светлячок»”.

9. Работа с родителями :

• Знакомить детей с семейными реликвиями.

• Анкетирование родителей : “Знаете ли вы своего ребёнка”.

• Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.

• Помощь в снятии видеофильмов.

• “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой).

Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наш город”, “Земля – планета на которой мы живём”.

10. Социальное развитие:

• Встречи с почетными людьми города.

• Экскурсии.

• Посещение выставок.

• Создание библиотеки в группе.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Результативность опыта

Результатом моей работы и работы нашего коллектива является то, что у детей дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к родному городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей. Опыт работы показал, что необходимо в дальнейшем продолжить работу в проекте по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре». Этот мы запланировали в этом учебном году.

Возможность тиражирования

Данный педагогический опыт мы рекомендуем применять в работе детских образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Наличие обоснованного числа приложений

Своим педагогическим опытом я и педагоги нашего детского сада делилась опытом с коллегами на педагогических советах, методическом объединении педагогов района, круглых столах и семинарах республиканского и районного уровня, выступали с докладами «Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников», «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по реализации этнокультурного компонента в ДОУ».

Публикации по теме:

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителейИстоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Воспитание у детей любви к Малой Родине»
Опубликовано: 25 мая 2022 в 21:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта «Воспитание у детей любви к Малой Родине»» (включая файлы) размещена пользователем Солодина Клара на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД