Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта «Образ тряпичной куклы, как средство познания народной культуры»

Арина Ласковас
Обобщение педагогического опыта «Образ тряпичной куклы, как средство познания народной культуры»

I.Введение

В настоящее время наше общество возвращается к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству. Мы ощущаем возрождение интереса к народной культуре. Одним из интереснейших фольклорных направлений является тряпичная кукла, так как она является неотъемлемой частью народной культуры. Что может вызвать у детей-дошкольников наиболее сильный интерес? Что им понятно и близко? Конечно кукла!

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Образ тряпичной куклы, как средство познания народной культуры“» размещена в разделах

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Её история прослеживается со времён египетских пирамид до наших дней. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, куклы сохраняют в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В том главная ценность традиционной народной куклы. Вот почему в настоящее время актуальным становится введение дошкольников в «мир народной куклы», её историю, технологию изготовления, ознакомление с традициями и обычаями, связанными с ней. Можно много рассказывать, убеждать детей, педагогов, родителей о культурном значении куклы в истории человечества, но мы поставили перед собой другую цель:

формировать интерес участников образовательного процесса к истокам народной культуры в ходе приобщения их к чарующему миру народной тряпичной куклы.

Перед нами стояли задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения куклы.

2. Сформировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной тряпичной куклы (русской, коми)

3. Создать условия для творческого самовыражения детей и воспитывающих взрослых через совместное изготовление тряпичных кукол.

4. Формировать интерес, уважение к истокам народного творчества.

Новизна данного опыта заключается в том, что дети, получая знания о народных традициях, обычаях были непосредственными участниками изготовления главного атрибута – тряпичной куклы.

II.Основная часть

В педагогической практике практически отсутствует материал по проблеме ознакомления детей с историей кукол и связанных с народными куклами традициями, обычаями. Из истории мы знаем, что в 20-х годах прошлого века, в Советском Союзе куклы некоторое время вообще были запрещены. Куклы были объявлены «буржуазным пережитком», а уж народная кукла, тесно связанная с традициями – и подавно..

А разве можно культуру России представить без народного искусства (а тряпичная кукла – настоящее народное искусство, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории?

Зачастую представления выпускников детского сада о культуре, традициях нашего народа поверхностны и отрывисты. Не всегда наши воспитанники имеют возможность посещать выставки народного творчества, быть участниками традиционных народных праздников. Да и сами взрослые имеют недостаточное представление об обрядах и традициях русского и коми народа. Кроме того в современной жизни практически отсутствуют образцы народных кукол, крайне недостаточно и методического материала по данной теме. Возникшие противоречия: необходимость ознакомления детей с обычаями, традициями и обрядами наших предков, а с другой - отсутствие разработанной современной модели работы по ознакомлению с народной куклой, низкий уровень заинтересованности родителей с детьми и педагогами по данной теме, привели нас к выбору темы проекта – «Народная кукла»

III.Практическая часть

Целью нашего проекта стало формирование представления участников образовательного процесса (детей, воспитывающих взрослых) о народной кукле.

Первым шагом работы над проектом было составление плана работы, направления деятельности и оценка различных видов источников информации для проекта, сроки. (Приложение 1)

В ходе второго этапа (организационного) был поиск и систематизация информации об истории народной куклы (русской и коми). Проведено родительское собрание «Народная кукла в играх современных детей» Осуществлялось пополнении предметно-развивающей среды: родителями, совместно с детьми были собраны альбомы, схемы изготовления кукол, подготовлен материал фотовыставки «В мире кукол», подготовлен ряд презентаций об истории и разновидностях тряпичных кукол.

III этап стал творческим и самым продолжительным. В ходе данного этапа шло изучение и изготовление различных видов кукол. В ходе показа презентации «Как появилась кукла» дети начали знакомство с историей возникновения народных кукол, с тремя основными группами кукол (игровая, обрядовая, обереговая). Совместно с родителями была организована мини-выставка игровых народных кукол. Продолжая знакомство народной тряпичной куклой, с детьми проводилось рисование - “Кукла моей мечты», «Укрась одежду коми орнаментом», конструирование принадлежностей быта для обыгрывания. Дети практиковались в составление творческих рассказов “Моя любимая игрушка”. Знакомясь с народной тряпичной куклой, мы подошли к знакомству с куклой народа коми – Акань, традициями, связанными с ней.

Дети, родители познакомились с техникой изготовления куклы Кубышки-травницы, куклой Берегиней, куклой Благополучие, Колокольчик, куклой –Неразлучники, Зерновушкой –Крупеничкой, Десятиручкой, куклой –Матушкой. Одновременно с изготовлением шло знакомство детей с применением тряпичных кукол в обрядах. Дети узнали, что такое кукла – оберег, познакомились с основными требованиями к изготовлению мотанок.

Также проводилась непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с куклами-оберегами народа коми. На данном этапе дети знакомились с художественной литературой, посвящённой куклам.

IV.Заключение

В результате работы над проектом дети познакомились с историей возникновения народной куклы, с историей названия и предназначением русских и коми крестьянских кукол, с народными традициями. Дети научились с помощью схем и рисунков изготовлять кукол, проявляя своё творчество. Пополнилась развивающая среда группы, создан уголок народной куклы. Дети, родители проявляли необычайный интерес к теме народной куклы, принимали участие в конкурсах и выставках, посвящённых тряпичным куклам.

Данный опыт работы могут применить педагоги, работающие с детьми 6-8 лет. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, создать мини-программу по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной куклой.

Подводя итог всей нашей работы, можно отметить, что на народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками.

Литература

1. Дайн Г. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

2. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -СПб. «Паритет»,2005.

3. Цыгвинская О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013.

Использование ресурсов интернет:

http://www.karakyli.ru/2014/04/25/pelenashka-tryapichnaya-kukla

http://happypoups.narod.ru/chtivo.html

Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

Паспорт проекта

Наименование проекта «Народная кукла»

Тип проекта Творческий, исследовательский, долгосрочный

Цель Формировать представление о народной кукле.

Задачи 1. Познакомить с историей возникновения народной куклы, её видами, назначении.

2. Расширять представления о народных традициях, обрядах.

3. Учить изготовлять тряпичных кукол.

4. Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к народной культуре.

5. Развивать творческие способности детей.

Участники Дети 6-7 лет, педагоги, родители.

Прогнозируемый результат 1. Повышение интереса к народной кукле, народным традициям.

2. Расширятся знания детей, родителей об истории, видах народной куклы.

3. Проявится творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.

4. Сформируются навыки изготовления народной куклы.

5. Обогатится развивающая среда группы.

Сроки реализации Сентябрь- декабрь 2016 г.

Этапы I – подготовительный: определение направления работы,сроков реализации этапов проекта, изучение источников информации. Информирование родителей о начале деятельности по проекту.

II - организационный: систематизация имеющегося материала (информационного, наглядного), проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей», выставка кукол, сбор информации родителями, изготовление альбомов о народной кукле, подбор различной ткани для изготовления кукол, создание рисунков-схем для изготовления тряпичных кукол,беседа с детьми «Куклы разных народов», «История народной куклы», «Народная кукла коми – Акань», презентация «Куклы мира», «Русская народная кукла», чтение потешек, сказок, стихов о кукле, составление творческих рассказов «Кукла моей мечты»,рассматривание элементов русского и коми национального костюма, оформление фотовыставка «Народная кукла»

III – творческий: консультация для родителей «Создаём народную куклу» по схеме». Занятие на тему «Куклы-обереги народа коми», изготовление куклы Пеленашки, беседа о празднике «Крещение», изготовление куклы «Крестец», изготовление куклы «Кувадка», изготовление нитяной куклы «Мартиничка». Рассказ о девичьих посиделках, масленичной неделе и обрядах, связанных с куклами Организация конкурса совместного творчества детей и родителей «Тряпичная кукла».

Итоговое мероприятие Выставка тряпичных кукол

Результат 1. Дети, родители познакомились с историей народной куклы.

2. Дети могут рассказать народной русской и коми кукле и обрядах, связанных с ней, знают название кукол.

3. Дети овладели технологией изготовления тряпичной куклы.

4. Дети и родители проявляли интерес к теме проекта, охотно воспринимали информацию.

5. Обогатилась развивающая среда группы.

Публикации по теме:

Элементы музейной педагогики как средство познания народной культуры, приобщения к вечным ценностям (фотоотчёт)Элементы музейной педагогики как средство познания народной культуры, приобщения к вечным ценностям (фотоотчёт) Цель: Создание условий для развития личности ребёнка, путём погружения его в социально- организованную пространственно-предметную развивающую.

Фотоотчет «Выставка народной тряпичной куклы. Совместное творчество детей и родителей»Фотоотчет «Выставка народной тряпичной куклы. Совместное творчество детей и родителей» Фотоотчет «Выставка детских работ выполненных совместно с родителями по изготовлению народной тряпичной куклы». Изготовление кукол- оберегов.

Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы.Мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы. Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем художественной педагогики. Создание нового.

Обобщение педагогического опыта Педагогический опыт Кведер Ирины Алексеевны, учителя-логопеда Муниципального автономного образовательного учреждения «Катюша» Тема опыта:.

Обобщение педагогического опыта «Создание условий для развития экологической культуры детей» Обобщённый педагогический опыт педагога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Обобщение педагогического опыта. «Формирование у ребёнка валеологической культуры, основ валеологического сознания». Надежда Яковлева. Обобщение опыта по формированию у ребёнка валеологической культуры,основ валеологического сознания". План: 1. Обоснование.

Обобщение педагогического опыта по математикеОбобщение педагогического опыта по математике «Математику следует учить уже потому, что она ум в порядок приводит» М. В. Ломоносов Залог успешной подготовки детей к школе – это развитие.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание в ДОУ»Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание в ДОУ» Актуальность экологического воспитания детей младшего возраста. Как прекрасен этот мир! Эти слова написаны, когда человечество пребывало.

Практикум для родителей «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»Практикум для родителей «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» Практикум для родителей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре» Изучение национальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Образ тряпичной куклы, как средство познания народной культуры»
Опубликовано: 16 марта 2017 в 09:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД