МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования и ручного

силкина юлия
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования и ручного

Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место.

Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, это позволяет ребенку давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата. Конструктивная деятельность содействует развитию ребенка : нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития дошкольника.

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования и ручного» размещена в разделах

Но самое главное заключается в том, что конструктивная деятельность становится любимой и для мальчиков, у которых в других видах деятельности руки «не слушаются», и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника данного возраста.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.

Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Отечественные психологи и педагоги – Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Подьякова, Н. А. Ветлугина - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.

Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.)

Развитие творческих способностей дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б. Г. Ананьев, C.J1. Рубинштейн, М. Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом и конструированием. (Е. Я. Беляева, Н. М. Конышева, T.B. Куцакова, T.B. Пантелеева, Д. В. Сергеева и др.). Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

Подтверждение тому – множество оригинальных поделок и конструкций, сделанных дошкольниками. Восточная мудрость гласит: «Всё великое делается медленным незаметным ростом». Особенно важны первые шаги, движения, усилия. Они многое определяют в будущем.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», одна из целей дошкольного образования – «формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности». Эти задачи решаются в конструировании и в ручном труде.

В результате своей практической деятельности на начальном этапе столкнулась с проблемами, связанными с неразвитостью мелкой моторики, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей и низким уровнем развития воображения, внимания, любознательности, они развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира и неумением творчески выполнить самые простые задания. Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Ребёнок как бы ни имел материала для воображения, и это приводило к неинтересной, часто очень шаблонной деятельности. Выход из сложившейся ситуации стало возможным в результате поиска более эффективных средств и методов и расширение опыта ребенка для творческого развития детей. С этой целью я в течении несколько лет углубленно работала над темой «Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда».

Цель моей работы: Развивать творческие способности дошкольников посредством конструирования и ручного труда.

Т. е. на основе создания предметно–развивающего пространства, отвечающего требованиям современного дошкольного учреждения; использование конструирования и ручного труда для общей подготовки ребёнка к жизни, для развития у него наиболее общих психических свойств и способностей, присущих людям: умения точно воспринимать окружающий предметный мир, понимать его особенности, выделять существенные свойства предметов, устанавливать связи и зависимости между ними, выражать своё отношение к окружающему, планировать свои действия, согласовывать их с действиями других людей, прогнозировать их результаты, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую активность и др.

Всё это побудило меня сформировать задачи:

- Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества

из различных материалов.

- Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;

- Совершенствововать мелкую моторику рук;

- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание

включаться в творческую активность.

Этапы работы:

Подготовительный этап. Определение цели, задач, изучение психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают, участвуют в этом развитии, наблюдение образовательной области «Художественное творчество» (Ручной труд, конструирование).

Основной этап. Реализация задач. На этом этапе происходила реализация системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.

Заключительный этап. Определение эффективности деятельности.

В своей работе использовала следующие принципы:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Способов организации деятельности: наблюдений, игровых проблемных ситуаций.

В данной работе использовала научно- исследовательские методы:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования,

- наблюдение, беседа,

- метод анализа продукта деятельности,

Направления работы.

- Развитие творческих способностей

- Художественно-эстетическое развитие

- Познавательное развитие

«Желание творить и фантазировать может зародиться лишь при расширении знаний у детей об окружающем их огромном мире….» (С. И. Мерзляков)

Методику своей работы строила таким образом, чтобы у детей формировались :

- творческая активность,

- инициативность,

- раскрепощенность,

- самостоятельность.

Условие, которое обеспечивает полноту развития деятельности, ребенка и его личности, является создание центра ручного труда и конструирования, т. е. создание предметно-развивающей среды. Поэтому я оформила уголок творчества. При этом учитывала, что уголок требует соответствующей организации: эстетически обдуманной, доступной, безопасной. Необходимо иметь не только сами материалы, но и образцы, которые дети используют в свободной деятельности. Учитывала, что в уголке должен быть достаточный запас соответствующих материалов.

В уголке находятся множество различных видов конструктора (крупный строитель, мелкий строитель, пластмассовый конструктор «Лего» разного размера, металлический и деревянный конструктор, бумага разного цвета и различной фактуры, бросовый материал (коробки, спичечные коробки и. д., природный материал (шишки, скорлупа грецкого ореха и т. д). Через действия с различными материалами, в процессе выполнений разных операций, применении различных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в конструктивной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

В своей работе использовала различные методы и приемы обучения.

Наглядные (показ педагога, пример, помощь, рисунки, иллюстрации, схемы, словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Педагогический процесс я строила и на способах организации деятельности: наблюдений, игровых проблемных ситуациях.

Конструирование из песка, снега, из строительного материала и из различных деталей конструкторов, изготовление красочных поделок из бумаги, картона (оригами, бумагокручение и т. д., природного материала, украшения из бусинок, пуговиц, увлекательные и полезные занятия для дошкольников. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической, преобразующей деятельности более ценен. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками.

Начиная работу наметила план работы по развитию творческих способностей детей через конструирование и ручной труд.

Для систематичной и последовательной работы по конструированию и ручному труду разработала перспективное планирование, которое отражает принцип от работы по готовым образцам к постепенному усложнению: по схемам, словесным описаниям и творческой работе.

Дошкольники осваивают базовые формы различных видов конструирования, работы с бросовым и природным материалом, искусства оригами, различные способы изготовления поделок, а также знакомятся с богатыми традициями народно – прикладного искусства.

Занятие ручным трудом и конструированием помогает : заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов;

• дисциплинируют;

• учат слушать устные инструкции;

• учат совершать последовательные действия;

развивают способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

• улучшают пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными предметами;

• учат читать чертежи, по которым строятся постройки, складываются фигурки, плетется поделка, выкладывается узор;

• знакомят на практике с основными геометрическими понятиями, формами и телами;

развивают уверенность в своих силах и способностях;

• влияют на формирование самостоятельности, самооценке;

• помогают развитию первых чертежных навыков;

• стимулируют развитие памяти;

• учат концентрировать внимание;

• заинтересовывают детей изготовлением поделок из различных материалов, способствуют выявлению конструктивных и творческих способностей;

развивают творческие способности и исследовательские навыки;

• воспитывают усидчивость, аккуратность, бережное отношение к продукту деятельности и материалу;

способствуют формированию добрых чувств к близким людям;

• формируют художественный вкус;

• совершенствуют речь и коммуникативные способности.

Конструирование и ручной труд в свободное способствует закреплению у детей полученных навыков и умений, а также приобретению новых благодаря систематическим упражнениям. Дети учатся самостоятельно находить способы решения задач.

Для воспитания самостоятельности, развития их творческих способностей детей использовала игры по типу «Танграм» (из квадрата, «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей. Живой и образной может быть игра из спичек, счетных палочек. Животные, человечки, домики, деревья из спичек, счетных палочек легко меняют положение своих составляющих, трансформируются друг в друга. Наборы геометрических фигур в играх могут заменять предметы заместители (пробки от пластиковых бутылок, спичечные коробки, коробки от конфет и т. п.) Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, количество предметов может быть ограничено, может, нет, и нет жестко заданной схемы (последовательности действий, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Для облегчения запоминания последовательности изготовления поделок использовались игры: «На что похоже?», «Добавь деталь», «Чего не хватает?» и т. п. В ходе самостоятельной игровой деятельности дети научились вначале по образцу, затем по словесным указаниям, по схемам, а в дальнейшем по собственному воображению строить постройки из строительного материала, различных видов конструкторов (металлического и пластмассового на болтах и гайках, «ЛЕГО», мозаики и т. д.). На занятиях по ручному труду дошкольники складывали из бумаги «собачек», «кошек», «петушков», плели коврики, изготавливали мебель, летательные аппараты, и т. д. Проблемные ситуации создавались таким образом, чтобы ребенок сам захотел что-либо изготовить для решения поставленной перед ним игровой задачи. При проигрывании, обговаривании поделки дети не только научились работать и по образцу и показу, но и запоминали последовательность действий, что позволило им создавать поделки в группе и дома в самостоятельной игровой деятельности.

В процесс работы по конструированию и ручному труду вовлечены так же и родители для того, чтобы творческая работа продолжалась дома. Работа с семьей по этому направлению велась через такие формы, как консультации : «Развитие конструктивных способностей у дошкольников», «Что должен знать и уметь ребёнок в данном возрасте», «Как развивать детское творчество», «Значение оригами в развитии ребенка» и советами «Как творчески развивать ребёнка», «Создание условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду», рекомендациями «Что могут сделать родители вместе с детьми дома».

В группе были организованы выставки совместных работ родителей и детей из природного и бытового материалов «Красавица осень» ; «Зимняя сказка» ; мастер-класс для родителей совместно с детьми «Конструирование из бумаги в технике Оригами (собачка и кошечка)

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования и ручного
Опубликовано: 22 января 2023 в 09:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД