МААМ-картинки

Обобщение опыта работы по ТРИЗ-технологии с детьми дошкольного возраста

евгения калинина
Обобщение опыта работы по ТРИЗ-технологии с детьми дошкольного возраста

Тема: «Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии познавательных интересов дошкольников».

Актуальность:

ТРИЗ - образование является одной из моделей перспективного образования.

Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален.

Занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.

Публикация «Обобщение опыта работы по ТРИЗ-технологии с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения, позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагога, учит детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Все выше перечисленное соответствует современным требованиям. Именно поэтому

Я стала использовать элементы ТРИЗ в своей кружковой работе (кружок «Сто фантазий в голове»). Начала работу со средней группы. Был составлен перспективный план на три года.

Работу осуществляла поэтапно.

На первом этапе целью ставила научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду: «Что общее между цветком и деревом?», «Хорошо-плохо» в различных объектах. А так же осуществлялась работа по системному оператору. Формировала предпосылки к игре «Да-Нет» через игру: «Живое - не живое», а так же умение классифицировать предметы, различать природный и рукотворный мир

Целю второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, использование метода фокальных объектов, когда качества одного объекта переносятся на другой. Обучала игре «Да-нет». Совершенствовалась и закреплялась работа по системному оператору. Познакомила с ММЧ.

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Колобок укатился, как сделать колобка таким, чтобы лиса его не съела?» «Сказки на новый лад», «Сказки с другими героями», «Метод каталога» и другие. Продолжала работу по системному оператору. Познакомила с числовой «Да-нет» (а также для этой игры использовала геометрические фигуры). Продолжила работу по ММЧ.

На четвертом этапе дети уже применяют полученные знания и, используют нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. На этом этапе дети в самостоятельных работах применяют ММЧ. Свободно ориентируются в работе с системным оператором.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Для этого организую проведение занятий кружка таким образом, чтобы они естественно вписывались в жизнь детей. Полученные знания дети применяют как в совместной так и в самостоятельной деятельности, а также на прогулках.

В группе есть специальная игрушка (мальчик Почемучка) – герой занятия, который «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.

В конце занятия подвожу итоги, для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги провожу в самых разнообразных формах: обсуждение планов на будущее (вот мы сегодня узнали о, а в следующий раз узнаем еще и о ….); продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает – мебель, посуда, камешки и листики, - превращаются в «орудия» творчества. Но конечно при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале. Поэтому для уголка ТРИЗ были изготовлены игры: «Дорожка времен года», «Дорожка со сказочными героями», «Игры с МЧ», пособия («Системный оператор», «Системный лифт», демонстрационный материал.

Проводится кружок один раз в неделю. Стараюсь охватить работой всех детей. Не делю детей на сильных и слабых, ведь даже те дети, которые не посещали кружок в прошлом году, быстро улавливают суть задания, запоминают правила игры и с удовольствием играют.

Вместе с детьми необходимо готовить и родителей, с этой целью было проведено родительское собрание, которое прошло в дружеской, творческой атмосфере. Это способствовало развитию детей не только в детском саду, но и в семье.

В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительные целеустремлённые упражнения, чтобы постепенно сформировать, воспитать стиль творческого мышления, выработать «Поисковое мышление».

1. Стиль проведения занятий по ТРИЗ – свободная беседа с детьми, вовлечение всех, даже самых пассивных в рассуждения, в работу.

2. Обеспечение на занятии непринуждённости, возможности спокойно высказаться, шутить, смеяться.

3. Задания, проблемные ситуации и формы их подачи должны быть интересными, требующими мыслительной, поисковой, творческой работы.

4. Использовать больше комплексных занятий, в которых воспитательные и обучающие задачи реализуются средствами разных видов деятельности.

5. Со стороны воспитателя необходимо: безоговорочное уважение к любому ответу ребёнка; внимательное отношение к детским вопросам; быть равноправным партнёром «первооткрывателем» выступать как в роли ведущего, так и ведомого.

На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть :

интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.

Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.

“Мы все здесь умные!” Это подхлестывает познавательный интерес.

В своей работе использую пособие С. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду». В пособии раскрыты основные понятия ТРИЗ. Предлагается практический материал по системному использованию данной технологии в работе с детьми пятого и шестого года жизни, который поможет педагогу развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а так же такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. Несмотря на то, что в пособии даны подробные рекомендации по проведению занятий, воспитатели могут самостоятельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать, почему именно это нужно говорить и делать. Даны рекомендации по организации занятий, календарно-тематическое планирование на каждый год обучения, материал в занятиях спланирован поэтапно, от простого к сложному. По каждой теме даны обобщающие занятия.

Игры ТРИЗ - технологии – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с их помощью развивается внимание, память мышление, воображение малыша, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игровой мотив деятельности для детей дошкольного возраста, как известно, является более действенным, чем все остальные. Это объясняется свободой и независимостью, которую дети получают в игре, возможностью импровизировать и добровольностью принятия на себя определенных правил и законов. Поэтому, те знания, которые дети получают, как правило, в процессе активного познания окружающего мира, закрепляются и выводятся на уровень навыка именно в играх и упражнениях. Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами, А для этого надо научить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь, от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач. С помощью игр важно не только научить ребёнка чему – либо, но и вселить уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Каждая игра – это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В ходе проведения занятий многие дети научились нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемной ситуации,

стараются выслушивать сверстников, радуются успехам других, принимают их мнение, анализируют и высказывают свое не боясь ошибиться. Обогатился словарный запас.

Поднялись на более высокий уровень творчество, воображение, мышление, память. Дети стали более любознательными, самостоятельно применяют полученные знания, как в самостоятельной деятельности, так и на занятиях. Знают игры ТРИЗ и просят поиграть с ними. Часто наблюдаю, как дети загадывают друг другу слово и предлагают отгадать с помощью игры «Да-Нет». Очень приятно видеть результат своего труда!

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше.

Из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста»Из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста» Слайд 1: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад «Солнышко» Слайд 2: Концепция воспитательной.

Обобщение опыта работы «Формирование осознанного отношения к правилам на дороге детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд - «Визитная карточка» Здравствуйте уважаемая комиссия. Я воспитатель МБДОУ детский сад № 12 «Светлячок» Лаптева Айсель Матлабовна.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами различных видов деятельности» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности». «Истоки способностей и дарований находятся.

Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста» Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг» Актуальность, цели и задачи опыта работы. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут.

Обобщение опыта работы «Воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Актуальность.

Обобщение опыта «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия,.

Отчет по самообразованию «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Тема по самообразованию «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Считаю, что выбранная технология является.

Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста. Слайд № 1 «ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по ТРИЗ-технологии с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2019 в 12:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД