МААМ-картинки

Использование ИКТ в воспитательно–образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Оксана Закураева
Использование ИКТ в воспитательно–образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

Использование ИКТ

в воспитательно– образовательном процессе

с детьми дошкольного возраста

Совершенствование педагогической системы на современном этапе базируется на концепции обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на дидактические возможности средств информационно-коммуникационных технологий.

Публикация «Использование ИКТ в воспитательно–образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Основная идея проекта базируется на концепции повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим актуальным и востребованным временем направлением является научный поиск и разработка методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Использование мультимедийных технологий позволяет выстроить новый вариант модели образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Это, в свою очередь, требует создания электронных образовательных ресурсов : электронных методических пособий, электронных материалов по разным разделам, методических материалов, информационных образовательных технологий, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.

Использование средств ИКТ в целом и мультимедийных технологий в частности для решения задач повышения качества образовательного процесса позволит также индивидуализировать обучение и воспитание детей. Все это требует качественного обновления модели дошкольного образования, построения ее нового варианта.

Средством обогащения образовательного процесса дошкольников на основе информационно-коммуникационных технологий является методический комплекс, состоящий из пакета программных средств, адаптированных к дошкольному возрасту и используемых в обоснованной методической последовательности. Данный пакет программных средств выполняет контролирующую, обучающую, моделирующую, инструментальную и интегрирующую функции.

Проблема данного проекта состоит в выделении сущности и возможностей повышения качества образовательного процесса с использованием мультимедийных технологий и необходимости разработки методического сопровождения данного процесса.

Объект исследования – образовательный процесс в дошкольном учреждении с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Предмет исследования – методическое сопровождение использования мультимедийных технологий в воспитательном – образовательном процессе детей дошкольного возраста.

Цель исследования – обоснование и разработка методического обеспечения использования мультимедийных технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологий будет более эффективным, если:

-учтены особенности формирования отдельных компетенций у дошкольников в процессе использования мультимедийных технологий;

- уточнены особенности отбора содержания разделов программного материала для представления его детям в процессе применения мультимедийных технологий;

- определена последовательность, объем и время использования мультимедийных технологий в процессе проведения занятий с детьми разных возрастных групп;

- выявлена степень интеграции содержания разделов образовательной программы на основе использования мультимедийных технологий в соответствии с уровнем развития и подготовленности детей;

- разработано методическое мультимедийное сопровождение по разделам комплексной программы «Развитие» и разработаны конспекты занятий для детей разных возрастных групп;

- разработаны критерии определения эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологи.

Реализация цели и подтверждение гипотезы исследования предопределили необходимость решения следующих задач:

1. Определить особенности отбора содержания разделов программного материала для представления его детям в процессе применения мультимедийных технологий;

2. Уточнить последовательность, объем и время использования мультимедийных технологий в процессе проведения занятий с детьми разных возрастных групп;

3. Выявить степень интеграции содержания разделов образовательной программы на основе использования мультимедийных технологий в соответствии с уровнем развития и подготовленности детей;

4. Разработать методическое мультимедийное сопровождение по разделам комплексной программы «Развитие» и конспекты занятий для детей разных возрастных групп;

5. Определить критерии определения эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологи.

В ходе исследования были использованы следующие методы : теоретические – анализ литературы, моделирование гипотезы исследования; эмпирические – изучение педагогической документации и результатов деятельности, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование, обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент; статистические – ранжирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их образовательном процессе. Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.

Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете, возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Современные компьютерные развивающие и обучающие игры не всегда можно использовать для обучения детей.

Альтернативой стало создание собственных мультимедийных игр, разработанных с учетом возрастных особенностей развития наших воспитанников.

В ходе разработок мультимедийных игр опирались на следующие принципы: использование компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность - игра, поэтому компьютеры в нашем детском саду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, c помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи.

Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности.

Одной из задач сайта ДОУ является создание родительского сообщества в образовательном пространстве, которое можно охарактеризовать «от предписаний родителям – к педагогическому партнерству», поэтому «работу с родителями» хочется называть современно – «партнерские отношения». Уверены, что в будущем будет создано родительское сообщество, но пока надо начать с малого – применение социальных сетей в работе воспитателя, для организации нетрадиционной формы партнерских отношений с родителями. Не секрет, что современные родители много времени проводят в каких-либо социальных сетевых сообществах, что свидетельствует об актуальности этой темы и о возможностях использования сетей во взаимодействии с родителями.

В ситуации перемен в образовательной области резко усиливается потребность значительной части родителей в повышении уровня собственной информированности и по вопросам развития системы образования в целом, и по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения.

Именно для установления партнерских отношений и активного участия родителей в деятельности дошкольного образовательного учреждения была создана информационно-коммуникационная система на базе сайта ДОУ.

В первую очередь, пользователи сайта - это родители нынешних и будущих воспитанников ДОУ. Главной целью создания сайта является ознакомление родителей с условиями, динамикой и своеобразием осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду, доведение до сведения родителей необходимой информации по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.

Использование информационных технологий в воспитательно – образовательном процессе с детьми дошкольного возраста помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и способствует:

• Обогащению дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала дошкольниками;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на занятии;

• повышается производительность труда воспитателя и детей.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности дошкольников. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Таким образом, реализуя проект «Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» можно с уверенностью сказать, что ИКГ является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Образовательная деятельность Мультимедийные пособия

1 Сенсорное воспитание «Цвета в стихах»

«Палитра цветов»

«Сравнения»

«Основные цвета»

«Свойства предметов»

«Радуга»

2 Развитие представлений об окружающем мире и о себе «Лесные животные»

«На ферме»

3 Ознакомление с художественной литературой и развитие речи Мультимедийные сказки:

«Лисичка со скалочкой»

«Заюшкина избушка»

«Колобок»

«Волк и семеро козлят»

«Курочка Ряба»

«Морозко»

«Маша и медведь»

«У солнышка в гостях»

«Теремок»

«Крылатый, мохнатый да масляный»

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Мальчик с пальчик»

Мультимедийные пособия по развитию речи:

«Деревья (подбор антонимов)»

«Зимние загадки»

«Времена года» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»)

«Как мы встретили в лесу ёжика»

«Как мы лепили снеговика»

«Кто спрятался в лесу?»

«Что неправильно нарисовал художник?»

«Что делает мишка? (учим глаголы)»

4 Ознакомление с пространственными отношениями «Учимся ориентироваться в пространстве».

5 Основы первоначальной грамоты «Весёлое путешествие»

«Азбука в загадках»

«Задорные буквы»

6 Развитие элементарных математических представлений «Цифры»

«Сосчитай-ка!»

«Счёт от 0 до 20»

«Где чей домик?»

7 Развитие экологических представлений «Морской мир»

«Животные леса»

«В лесу»

«Водоём»

«Животные средней полосы»

«Как животные видят мир»

«Лесные птицы»

«Морские млекопитающие»

«Под водой»

«Природные явления»

«Пингвины»

«Тропики»

«Путешествие в Африку»

«Кто спит зимой»

«Рыбы»

8 Логика «Третий лишний»

«Овощи и фрукты»

«Лабиринт»

«Где чей хвост?»

«Живое – неживое»

«Где чей дом?»

«Что лишнее?»

9 Изобразительное искусство «Какая бывает радуга»

«Дымковская игрушка»

«Палитра цветов»

«Русская матрешка»

10 Музыка «Музыкальные инструменты»

«Портреты зарубежных композиторов»

«Портреты русских композиторов»

11 Физкультура «Веселые тренажеры»

«Зарядка с тетушкой Совой»

«Прыг-скок команда»

«Упражнения с мячами»

«Аэробика»

«Фитнес»

«Движение - обучающие программы»

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

К КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

(пример)

Тематические недели Мультимедийные презентации

(видео, аудио сопровождение)

«Победные дни России»

«В ожидании чуда»

«Широкая масленица»

«Мы мороза не боимся, в спорте

с холодом сразимся»

«Ждут нас быстрые ракеты»

«Неизведанное рядом»

«Люди живут повсюду»

«Соседи по планете»

«Неделя театра» «Москва»

«Как встречают Новый год в разных странах»,

«Рождество»,

«Масленица».

«Зимние загадки»

«Зимние виды спорта»

«Исследование Луны»,

«Кометы».

«Загадки о космосе»,

«Планеты Солнечной Системы».

«Русская народная кукла»,

«Страны и их жители».

«Увлекательная астрономия»,

«Веселые животные».

«Знакомство с театром».

Приложения

Конспекты образовательной деятельности

НОД (познание)

«Зимушка-зима».

Цель занятия:

• закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;

• проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;

• развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;

воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры;

• с помощью компьютерной игры закреплять полученные знания о времени года;

• развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

Материалы:

• иллюстрация «Зимний лес», картинки для игровых упражнений «Снеговики», «Путаница»;

• подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях;

• компьютерная игра «Лелик». Веселые времена года».

Ход занятия

Какие времена года вы знаете?

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в э той тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас?

Наша русская зима, словно сказочное царство. Посмотрите на картину «Зимний лес», послушайте, как пишут о красоте зимнего леса русские поэты?

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою.

(Отрывок стихотворения С. Есенина.)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)

Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.) Молодцы! А загадки вы любите отгадывать? Давайте отгадаем загадки и вспомним зимние явления природы.

• Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)

• На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)

Гость погостил – мост замостил,

Рыбам зиму жить тепло;

Крыша – толстое стекло. (Лёд.)

Старик у ворот тепло уволок.

Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Молодцы, ребята, вы правильно отгадывали.

Посмотрите внимательно на картину. Какие краски использовал художник, чтобы ее нарисовать? (Ответы детей.)

Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)

Кого еще мы видим на картине в зимнем лесу? Как изменилась жизнь животных и птиц зимой? Что стало с растениями? (Ответы детей.)

А в нашей с вами жизни, в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы?

Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица.)

А в какие игры вы любите играть зимой? (Дети называют зимние игры.) Дайте с вами сейчас поиграем.

Физкультурная минутка.

Морозы детям не беда,

Не страшны им холода.

Ходим в шубах и ушанках

И катаемся на санках.

А потом на лыжи встанем

И с горы кататься станем.

Вот так!

Игровые упражнения (моделирование заданий компьютерной игры).

1) Упражнение «Путаница».

Задание: рассмотреть картинку, назвать, что на ней лишнее, чего не бывает зимой.

2) Упражнение «Снеговики».

Задание: сравнить двух снеговиков, найти различие между ними.

3) Пальчиковая гимнастика:

Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамотку в коробке.

Она села на пенек

И читала весь денек.

Мамочка, милая,

Милая моя.

Мамочка, милая,

Я люблю тебя.

4) Компьютерная игра «Лелик. Веселые времена года».

Задание:

1. Одеть Лелика для зимней прогулки (с помощью компьютерной мышки» прощелкать» предметы зимней одежды в шкафу).

2. Убрать со двора предметы, которые не нужны Лелику зимой (с помощью компьютерной мышки «прощелкать» лишние предметы на картинке).

3. «Слепить» одинакового снеговика (перетаскивая компьютерной мышкой детали снеговика, создать его по примеру данного).

Проанализировать выполнение заданий детьми, похвалить всех и вручить призовые фишки.

5) Зрительная гимнастика (тренажеры «Цветные дорожки», «Колобок»).

Ребята, о чем мы сегодня говорили, что делали на занятии? Что вам особенно понравилось, запомнилось? Послушайте еще одну красивую загадку о зиме.

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

Сюрпризный момент. Дети с воспитателем находят ледяную шкатулку царицы-зимы с запиской, в которой она благодарит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие леденцы.

Публикации по теме:

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Инфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возрастаИнфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. К. Д. Ушинский Современный этап развития дошкольного образования характеризуется.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для педагогов «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образования» Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Библиотека изображений:

Публикация Использование ИКТ в воспитательно–образовательном процессе с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Закураева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование ИКТ в воспитательно–образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 18:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД